>Сыщик Артура Конан Дойла был отличным игроком-любителем, фехтовальщиком и боксером. Однако его особое мастерство заключалось в японской системе борьбы под названием «барицу», которую он использовал, чтобы бросить своего заклятого врага, профессора Мориарти, в бурлящие воды водопада Райхенбах. Но что это за барицу, и какое отношение имел к ней Конан Дойл?

Baritsu на самом деле является ошибкой «bartitsu», боевое искусство, созданное британским инженером, Эдвардом-Уильямом Бартоном Райтом (1860-1951). Это опечатка, скорее всего, вытекает из статьи в «Таймс» в 1901 , про демонстрацию Бартон-Райтом новой “baritsu” системы самообороны’. Спустя два года Конан Дойл опубликовал новый сборник рассказов, Возвращение Шерлока Холмса , в котором, по пожеланиям общественности , он воскресил великого сыщика одарив его владением baritsu, которое помогло ему победить Мориарти.

Бартон-Райт создал бартитсу, смесь древнего японского боевого искусства джиу-джитсу и английского и французского бокса, посещая Японию по делам в 1880-х годах. Одним из его учителей был профессор Дзигоро Кано, который также развивал дзюдо в том же десятилетии. Несмотря на растущий интерес к японской культуре в Великобритании, мало кто слышал о дзюдо или джиу-джитсу. Таким образом, стремясь использовать свои новые навыки, Бартон-Райт вернулся в Лондон в 1898 году и основал клуб Bartitsu на 67b Shaftesbury Avenue, Лондон.

Впервые общественности Бартон-Райт был представлен в 1899 году на страницах популярного издания Пирсона журнал. Сэр Конан Дойл, заядлый боксер, несомненно, знал бы об вдруг вспыхнувшей славе Бартона-Райта.

Бартицу задумывался как минимально агрессивная форма самообороны и альтернатива огнестрельному оружию. На него оказали сильное влияние принципы джиу-джитсу, в которых противник побежден из-за своего собственного веса и силы, которые были разбалансированы его противником. Бартитсу можно использовать против любой формы нападения со стороны одного или нескольких нападавших.

Бартон-Райт учил своих читателей повседневным навыкам, показывая им, как защищаться, используя только пальто, или как извергать нежеланного нарушителя. Его экзотическая, но практичная марка самообороны, основанная на минимальной агрессии, безусловно, была очень востребована у населения британской столицы.

Бартон-Райт снял большой клуб привлек международных экспертов, в том числе японской , Садаказу Уениши, а также Швейцарский борец Арман Шерпилод и Эгертон Кастл, который учил лондонскую элиту искусству сценического фехтования. Так же был приглашен швейцарский мэтр, Пьер Виньи, который специально ходил по улицам европейских городов в поисках опасных преступников, против которых он мог бы проверить свои навыки. Виньи разработал систему самообороны тростью.

К сожалению, успех Бартона-Райта был не долог, несмотря на то, что он был талантливым тренером , у него совершенно отсутствовала коммерческая жилка, и в 1903 году, академия Бартона-Райта закрылась, одной из причин стали слишком дорогие вступительные взносы. Бартон-Райт занялся электротерапией, но его методы лечения привели к тому, что против него было было возбуждено несколько судебных дел и ему пришлось сильно потратиться на адвокатов и компенсации истцам.

Когда-то он был в центре общественного и королевского внимания, но потом у него настали очень тяжелые времена.В 1950 году уважаемый эксперт по дзюдо, Гунджи Коидзуми (1885-1965), столкнулся с 90-летним Бартоном-Райтом, который прибывал в очень непрезентабельном виде. Бартон-Райт умер в следующем году и был похоронен в могиле с бездомными в Кингстон-апон-Темзе.

Хотя Бартон-Райт умер в нищете и забвении, он, несомненно, является одной из знаковых фигур в истории боевых искусств.