История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

Ставший следствием охватившей всю огромную страну индустриализации экономический подъем, прекращение зависимости СССР от поставок техники и промышленных товаров из-за рубежа открыло для

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

советского руководства возможности коренных преобразований во всех сферах политической, социальной, культурной жизни. 5 декабря 1936 г. в связи с выходом советского государства и общества на очередной этап социалистического развития VIII Всесоюзный чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР. Поскольку социализм признавался победившим, и потребности в диктатуре пролетариата больше не было, новая Конституция по сути закрепляла принципы бесклассового устройства общества: все достигшие 18-летнего возраста граждане, кроме психически недееспособных и лишенных политических прав по приговору суда,

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

получали равные избирательные права при тайном голосовании, а Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся, став обычными народно-представительными органами власти. Кандидатов в депутаты выдвигали по избирательным округам общественные организации трудящихся, в которых состояло подавляющее большинство взрослых жителей Советского Союза. Однако в силу того, что эти организации возглавлялись коммунистами, в Советы также выдвигались именно партийные кандидаты, устраивавшие партийное руководство, что при внешнем демократическом фасаде на деле только способствовало укреплению диктатуры ВКП (б) и лично И. Сталина. В Конституции 1936 г., в отличие от ранней советской конституции, Компартия уже официально признается «представителем руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций трудящихся, то есть, монополизирует право выражения национальных интересов. Так однопартийная политическая система в СССР была оформлена юридически. Строгая централизация управления в самой Партии соответственно означала и установление практически полного единообразия в государственной политике всех союзных республик и их автономий: как во внешних, так и во внутренних делах. Хотя союзные республики формально оставались суверенными государствами, фактически их политика вершилась в точном соответствии с директивами ЦК ВКП (б). Для советского государства сталинской и послесталинской эпохи характерная строгая вертикаль власти: партийные комитеты союзных республик полностью сообразовывали свою деятельность с решениями Центрального Комитета, областные и краевые — с постановлениями республиканских, районные и городские — с постановлениями областных и краевых. А в соответствии с решениями партийных комитетов уже действовали непосредственно реализовывавшие политику Партии государственные органы, которые возглавлялись подчас не просто исполнительными коммунистами, а самими же членами комитетов.

Через систему инспектируемых ею общественных организаций Партия усиленно контролировала жизнь граждан, побуждала их к старательному исполнению социального долга, активно привлекала к содействию своей политике. Уже после смерти И. Сталина в 1953 г. газета «Известия» опубликовала статью под

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

заголовком «Народ и партия едины», который быстро стал одним из ведущих политических лозунгов советского государства вплоть до конца его существования. Наиболее известными, распространенными повсеместно и особенно активно внедряющими в массовое сознание систему разработанных Партией ценностей общественными организациями были уже упоминавшиеся в предыдущей части этой статьи профсоюзы, а также Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) или просто комсомол и подчиненная ему Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина (разговорно «Пионерия»). Профсоюзы как общества, выражавшие интересы рабочих перед работодателями и государством, возникли еще до революций 1917 г. ВЛКСМ как организация, объединявшая активно поддерживавшую большевиков молодежь, была создана в 1918 г., ВПО, занимавшаяся воспитанием в духе марксизма — ленинизма детей 9 — 14 лет, была учреждена комсомолом в 1922 г. Однако первоначально членство в общественных организациях было полностью добровольным, их деятельность в большой степени автономной, построенной на внутренних демократических началах. Но в 30-е гг. все легальные общественные организации в СССР были подчинены фактически прямому партийному диктату, в них самих была установлена жесткая система подчинения руководству, выборы которого превращались во многом в формальный акт, так как высшее начальство не утверждало кандидатуры лиц, не склонных во всем следовать его линии. В то же время членство в общественных организациях становилось чуть ли не обязательным для граждан. Только через профсоюзы, комсомольские и пионерские комитеты, представительства других массовых организаций граждане выражали свои интересы перед государством, перед руководством предприятий, на которых трудились, или учреждений, в которых получали образование, получали бóльшую часть социальной поддержки, жилье, направления в дома отдыха, санатории, детские лагеря. Человек вне общественной организации оставался с минимумом прав и, хотя мог рассчитывать на рабочее место и кусок хлеба, общее образование и медицинскую помощь, не имел никаких перспектив социального роста. Кроме того, уклонение гражданина от вступления в инспектируемую Партией организацию наводило на подозрение его в нелояльности советской власти, что в период сталинских репрессий могло иметь плачевные последствия. Таким образом, общественными организациями Партии было охвачено абсолютное большинство советского населения начиная от школьного возраста. Кроме вышеперечисленных профсоюзов, комсомола и Пионерии существовали многочисленные общества ученых, литераторов, художников, музыкантов, изобретателей, физкультурников, женщин, школьников и др. Даже население каждого многоквартирного дома было подобно некоей общине, совместно решавшей вопросы общежития и возглавляемой назначенным представителем местного жилищно-эксплуатационного управления — управдомом.

Общественные организации не только привлекали население к сотрудничеству с Партией, но и осуществляли надзор за личной жизнью граждан, следя, чтобы их нравы, привычки соответствовали провозглашаемым Партией идеалам и ценностям. К нарушителям социалистической морали применялись публичное осуждение на организационных собраниях, предписания исправить свое поведение, внутриорганизационные санкции, а в особых случаях могло быть направлено представление для

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

применения к ним мер государственного принуждения. При карьерном продвижении характеристика организации, в которой состоял человек, имела решающее значение. С одной стороны, общественные организации позволяли каждому человеку чувствовать себя по-настоящему востребованным, признанным в обществе и государстве, весьма эффективно предотвращали распространение праздности, распущенности, равнодушия к социальным проблемам. С другой, они способствовали типичному для тоталитаризма сращиванию государства, Партии и нации, под соусом общественных равноправия и солидарности приучали человека позиционировать себя лишь рабочим элементом единой социально-политической системы, руководствоваться партийной линией как эталоном общественной морали. Не имея возможности легально объединиться для совместного отстаивания своих интересов вне партийного контроля граждане были полностью зависимы от политики выступавшей от их имени Партии. Это порождало свойственную практически всей советской эпохе безответственность государства за свои политические просчеты. Все колоссальные жертвы, которые после революции понесли народы СССР в действительности по причине самоуверенных шагов партийного руководства, преподносились как собственный «самоотверженный» выбор народа ради светлого будущего если не для себя, то для потомков.

Исключительно важное значение в общественной и государственной жизни СССР имел комсомол, в котором состояло до 60% советской молодежи в возрасте от 14 до 28 лет. Его организация во многом дублировала структуру самой Партии. Он состоял из ленинских коммунистических союзов молодежи союзных республик, которые, в свою очередь, подразделялись на региональные (областные, краевые, автономно-республиканские) комсомольские организации (только в РСФСР до 1990 г. не было единого ЛКСМ, и региональные организации были самостоятельными в составе общей структуры комсомола). Комсомольские организации регионов союзных республик состояли из районных и городских организаций, а те уже

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

делились на организации учреждений, в которых работала или училась молодежь. Высшее руководство комсомолом осуществлял время от времени собиравшийся Съезд ВЛКСМ, делегаты которого направлялись конференциями региональных организаций, а в промежутках между съездами комсомолом управлял его Центральный комитет, избиравшийся предыдущим съездом. Оперативное руководство осуществляло избираемое ЦК Бюро Центрального комитета ВЛКСМ. Высшие руководящие должности в ВЛКСМ занимали, конечно, не представители молодежи, а опытные партийные работники, которые и направляли всю работу. Комсомол, созданный, прежде всего, для воспитания молодежи в духе марксизма-ленинизма, быстро превратился в фактический личный трудовой резерв Партии. Многие большевики революционного периода погибли на фронтах Гражданской войны, а среди людей, принятых в Партию в ходе ленинского призыва, хватало обыкновенных карьеристов, плохо понимавших саму суть марксистского учения и не горевших большим желанием тратить время и силы на созидательный труд. Поэтому возникла потребность в преисполненных энтузиазма молодых трудовых

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

кадрах. Ни одно сколько-либо значительное политическое или хозяйственное мероприятие Партии не проходило без активного участия комсомольцев. По направлению своего руководства комсомольцы отправлялись на освоение еще не тронутых хозяйственной деятельностью земель, помогали кадровым рабочим на производстве, работникам сельского хозяйства — на посевных работах и в уборке урожая, поступали на учебу в высшие учебные заведения, чтобы обеспечить советское государство грамотными специалистами, и на работу в государственные органы, и вообще, оказывали Партии и государству все возможное содействие. Если комсомолец, достигнув 28-летнего возраста, желал продолжать активную общественную деятельность, руководство организации, в которой он состоял, писало ему рекомендательную характеристику для вступления в Партию. Однако высокая общественная нагрузка, которую испытывали активные члены ВЛКСМ, предъявляемые весьма жесткие требования к морали, необходимость во всем соответствовать идеологическим критериям и беспрекословно подчиняться руководству в конце концов надоедали многим молодым людям, и большинство предпочитало после комсомола уходить в частную жизнь, выполняя лишь положенные всем советским трудящимся нормативы.

Одной из важнейших функций комсомола было руководство Всесоюзной пионерской организацией. В Пионерии с 30-х гг. состояло абсолютное большинство советских детей 9 — 14 лет, вне ее оставались только дети, семьи которых принципиально не разделяли советскую идеологию (например, очень религиозные), и характеризующиеся абсолютно противоречащим социалистической морали, неуправляемым поведением (малолетние преступники и им подобные). Хотя практиковалось исключение из пионеров за отдельные безнравственные поступки, единожды «проштрафившихся» детей обыкновенно через некоторое время восстанавливали в пионерской организации, поскольку она являлась главным институтом воспитания подрастающего поколения в духе марксистско-ленинской идеологии. В период правления И. Сталина из Пионерии часто исключали детей репрессированных «врагов народа», однако в последующие годы эта практика была свернута. В начале 30-х гг. единая для всех союзных республик структура ВПО окончательно

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

сложилась. Как и комсомол, она состояла из пионерских организаций союзных и автономных республик, областей и краев, автономных округов, районов, городов. Первичные пионерские организации — дружины, были привязаны к школам или детским домам, в которых соответственно учились или жили пионеры. То есть, дружину составляли пионеры одной школы или одного детдома. В связи с массовым распространением пионерского движения со сталинского времени пионерские дружины почти всегда были многочисленными: ведь в них обычно вступали все воспитанники соответствующих школы / детдома 4 — 8 классов. Поэтому большинство дружин делилось на более мелкие подразделения — отряды; обычно пионерский отряд состоял из учеников одного класса. Крупные отряды делились на звенья (5 — 10 человек, связанных, как правило, личной дружбой), которые возглавляли звеньевые из числа самих пионеров. Пионерским отрядом и пионерской дружиной руководили прошедшие специальную подготовку молодые педагоги — пионервожатые. Большинство пионеров во время летних каникул отдыхало в воспитательно-оздоровительных учреждениях — пионерских лагерях, в которых существовала аналогичная организация: отряд лагеря одновременно являлся пионерским отрядом, а все отдыхающие в лагере воспитанники составляли его дружину. Общие дела пионеры решали на пионерских сборах — собраниях всех членов отряда или дружины. На сборах избирался постоянный руководящий состав соответствующего подразделения — совет отряда или совет дружины. Совет, в свою очередь, избирал своего председателя. Также на сборах проводился прием в Пионерию новых членов, составлялись рекомендательные характеристики на пионеров, вступающих в ВЛКСМ, планировалась работа, оценивались деятельность пионеров, их поведение и моральный облик. Разумеется, это «детское самоуправление» осуществлялось под тщательным контролем ответственных работников комсомола и по сути направлялось ими, во многом напоминало развивающую игру. Советы дружин и отрядов работали под строгим руководством местных комсомольских комитетов. Все высшее руководство пионерских организаций тоже утверждалось комитетами ВЛКСМ. Местные комсомольские организации направляли в пионерские дружины и отряды вожатых, назначали руководителей детских кружков, клубов, секций, прочих объединений.

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

Отряд отдыхающих в лагере пионеров с вожатой. 1934 г.

По сути, пионерские организации осуществляли общественное воспитание детей, приобщая их к участию в жизни советского социума, просвещая в области политики и марксистско-ленинской идеологии, продуктивно организовывая их досуг. Пионерские организации следили за успеваемостью своих членов в школе, их поведением и верностью общественному долгу, накладывая взыскания и дополнительные обязательства на нерадивых и не в меру озорных, предписывая более успешным в учебе помогать

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

отстающим. Пионеры в свободное от учебы время активно занимались посильной общественно-полезной деятельностью (помогали работникам сельского хозяйства в уборке урожая, собирали для переработки металлолом и макулатуру, оказывали поддержку больным и престарелым людям и т.п.), участвовали в организованных играх, культурно-просветительских мероприятиях. Вообще, создание организованных детских обществ с целью устроения полезного досуга детей и их социального воспитания было отнюдь не советским изобретением. Впервые подобные организации появились в Великобритании (скаутское движение), и впоследствии их опыт распространился на многие страны мира, в том числе в виде учреждения Пионерии и на СССР. Классическим атрибутом советских пионеров стала трехконечная шейная косынка красного цвета — пионерский галстук, символизирующий нерушимую связь трех деятельных поколений советского общества: пионеров, комсомольцев и коммунистов. К вступлению в Пионерию детей подготавливали как только они приходили в школу: пионерская дружина школы руководила деятельностью групп так называемых

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

октябрят — учившихся в данной школе детей 7 — 9 лет. Свое название октябрята получили по той причине, что первые такие группы были сформированы из детей, родившихся в год Октябрьской революции. Группа октябрят, как и пионерский отряд, состояла из учеников одного класса и делилась на звездочки — отделения примерно по пять человек (это символизировало пять лучей звезды Коммунистического интернационала — международного объединения коммунистических партий разных стран). Группой руководил вожатый из пионеров или комсомольцев. Октябрята под руководством учителей и вожатых получали первичное просвещение в области социалистических идей и ценностей, приучались к организационной дисциплине, необходимой потом в пионерских рядах, в том числе к распределению обязанностей в группе, участвовали в организованных играх, оказывали мелкую помощь старшим.

Важным достоинством советской системы общественного воспитания было развитие у детей определенных профессиональных навыков уже с малых лет исходя из их личных склонностей и способностей. При школах и пионерских организациях обязательно открывались различного рода объединения по интересам (кружки,

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

секции, клубы), в которых воспитанники занимались определенной приходящейся им по нраву продуктивно-познавательной деятельностью под руководством специалистов. Как и само советское образование, обучение в этих объединениях было бесплатным и всегда поощрялось, хотя было добровольным. Существовали разного рода детские спортивные организации, технические, ремесленные, сельскохозяйственные, природоведческие кружки, художественные кружки и школы, детские ансамбли и др. Подобных детских организаций, крупных и мелких, насчитывалось очень много, их число, как и разнообразие, увеличивалось в течение всего времени существования СССР, чему способствовало постоянное увеличение числа молодых специалистов разных отраслей. Большинство деятелей науки, культуры и спорта периода расцвета СССР и последних лет его существования начинало свой профессиональный рост именно в детстве — с занятий в соответствующих детских организациях по интересам. Однако даже если ребенок избирал в жизни другую профессию, нежели ту, азам которой обучался в соответствующих кружке или секции, организация по интересам эффективно занимала полезным делом его досуг, что в значительной мере служило профилактикой детской безнадзорности, особенно в наиболее трудные годы советской эпохи, когда многие люди были столь сильно заняты на работе, что у них не хватало времени следить за собственными детьми.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

История власти Советов и СССР вкратце (часть IV)

Оцените статью
Тайны и Загадки истории