ПОД ПЛАЩОМ МЕЛЬПОМЕНЫ

Ия Савина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже.

Отец – Саввин Сергей Гаврилович. Мать – Кутепова Вера Ивановна. Сын – Шестаков Сергей.
Предки Ии Саввиной по материнской линии – из города Верхний Мамон Воронежской области. Мать после окончания школы училась на рабфаке, была одной из первых выпускниц Воронежского медицинского института. Вера Ивановна – первоклассный врач, по выражению коллег, ставила диагноз «по цвету глаз».
В детстве Ие Саввиной пришлось много ездить по стране. Сначала жили в Феодосии, куда Веру Ивановну распределили после института. Потом переехали под Воронеж, в Красный Лиман. Родители перед войной развелись, мать вышла замуж за военного. И снова переезжали с места на место, пока не оказались в городе Боринском Воронежской области.В Боринском Ия окончила с золотой медалью школу. Она мечтала поступить на филологический факультет МГУ, с детства читала запоем все, что попадалось, начиная от сказок и кончая классикой. Литература не делилась для нее на классическую и современную, события воспринимались как сиюминутные, как бы давно они ни происходили. Мир, где жила Ия, раздвигался, и приходили новые, интересные люди, в судьбы которых она верила беспрекословно. Но когда она приехала в Москву, прием медалистов на филфак уже закончился. Тогда Саввина подала документы на журфак, который только что выделился в самостоятельный факультет. Выдержав большой конкурс (на одно место было 13 претендентов-медалистов), она стала студенткой.

Актерская судьба Ии Саввиной началась в кружке художественной самодеятельности МГУ, которым руководил актер Театра имени Вахтангова Игорь Константинович Липский. Здесь ею сыграны 3 роли. Вскоре появилась пьеса Павла Когоута «Такая любовь». Ставить ее на студенческой сцене пригласили Ролана Быкова, блестяще поставившего тогда в ТЮЗе спектакль «О чем рассказали волшебники» (будущий его фильм «Айболит-66»). Лида Матисова в пьесе «Такая любовь» стала первой крупной ролью Ии Саввиной, а сам спектакль, по словам критиков, – настоящей сенсацией. Он шел несколько лет с неизменным триумфом.
По окончании МГУ (1958) Ия Саввина планировала совместить сцену студенческого театра с работой редактора в «Детгизе», когда Алексей Владимирович Баталов, который однажды пришел на спектакль «Такая любовь», предложил ей сняться в фильме «Дама с собачкой». Это во многом определило всю ее дальнейшую судьбу.

Отношения в съемочной группе складывались внимательные и добрые, как бы облагороженные новеллой Чехова. Фильм ставил Иосиф Ефимович Хейфиц – тонкий, умный, талантливый режиссер. Его творчество привлекло внимание Саввиной, когда несколько лет назад она увидела фильм «Дело Румянцева». После просмотра картины она «вышла пораженная возникшим новым и непонятным интересом, не к артистам, не к сюжету, не к привычно обсуждаемым вещам (тема, идея и прочее), а к профессии, на которую раньше не обращала внимания, к профессии – режиссер…»

На съемочной площадке Ие Саввиной довелось работать с выдающимися мастерами отечественного кинематографа. Одним из них был оператор Андрей Николаевич Москвин – человек, с именем которого Ия Сергеевна так или иначе связывает свою жизнь в кино и театре. «Самой кинематографической профессией, – считает она, – является операторская. Полюбить кино – полюбить его специфику: кадр, павильон, приборы, изнуряющие вас светом…» Работалось легко. Хейфиц, Москвин, Баталов, художники Бэла Маневич и Исаак Каплан… создавали незабываемую атмосферу.

После «Дамы с собачкой» приглашения сняться в кино следовали одно за другим. Ия Саввина выбрала Кроткую в одноименной психологической драме по Ф.М. Достоевскому. Кроткая – одна из любимых ролей актрисы. В ее героине остро чувствуется дисгармония между высокой нравственностью и «внутренним счастьем». Смена состояний ее души трагична: желание любить, презрение и ненависть, равнодушие, уважение. Работая над ролью, актриса старалась каждому повороту мысли автора найти эквивалент чувства, найти душевное состояние своей героини. Она уходила со съемочной площадки «больная, разбитая и неудовлетворенная». «Я люблю эту роль, как любишь все, что тебе дорого достается», – напишет позднее Ия Сергеевна.

В 1960 году, снимаясь в «Кроткой», актриса получила приглашение в Театр имени Моссовета, который возглавлял Юрий Александрович Завадский. Там она дебютировала в роли Норы в одноименной пьесе Г. Ибсена. Ввод на главную роль в готовый спектакль – а он уже несколько лет шел с Любовью Орловой – всегда испытание для артиста. В день первого спектакля Саввина получила корзину цветов с запиской: «Норе от Норы». Это была самая большая награда – цветы от кумира, от любимой актрисы. Она сохранила эту записку Л. Орловой как талисман…

Еще 17 лет Ия Саввина играла в спектаклях Ю.А. Завадского. Было время, когда она металась между сценой и журналистикой. Юрий Александрович своей чуткостью и верой в то, что она должна быть актрисой, определил ее решение остаться на сцене.
Одной из лучших ролей Ии Саввиной стала Соня Мармеладова в спектакле «Петербургские сновидения» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Огромность души Сони несоразмерна простоте и обыденности ее речей. Саввина играла Соню, переводя созданный Достоевским образ на язык сегодняшнего дня. В романе она более открытого темперамента, она часто вскрикивает и ломает руки. В Соне – Саввиной такого проявления чувств нет. Главное в ней – естественность. Она ничего не требует, не протестует, не понимает сложной теории Раскольникова. «Что же вы над собой сделали?» – ее первые слова, обращенные к Раскольникову. Понимание жизни и мудрость, заключенные в ее сердце, человечны и естественны.

 

Среди ролей Ии Саввиной в Театре Моссовета также Фэри в спектакле «Странная миссис Сэвидж» (1961) Д. Патрика, где она играла с Раневской, Полина Андреевна в «Чайке» А.П. Чехова, роль в «Ленинградском проспекте» И. Штока, где ее партнерами по сцене были Н.Д. Мордвинов, В.Б. Бероев, В.В. Сошальская.
В 1977 году О.Н. Ефремов пригласил Ию Саввину во МХАТ, на сцене которого она играет тридцать лет (с 1989 г. – МХАТ имени А.П. Чехова). Во МХАТе Ия Сергеевна сыграла Марию Львовну («Дачники» М. Горького), Галину («Утиная охота» А. Вампилова), Коллонтай («Так победим!» М. Шатрова), Лику («Московский хор» Л. Петрушевской), Шарлотту («Вишневый сад» А. Чехова), Зинаиду Савишну («Иванов» А. Чехова), Хлестову («Горе от ума» А. Грибоедова), Кабанову («Гроза» А. Островского), Анфису («Три сестры» А. Чехова), бабу Дашу («Плач в пригоршню» В. Гуркина).
Ия Сергеевна участвует в спектаклях «Новый американец» по С. Довлатову и «Рождественские грезы» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала».
Параллельно с театром шла работа в кино. Большинству киноработ актрисы свойственны мягкая, обаятельная манера игры вкупе с цельностью и психологической достоверностью создаваемых ею образов, как в фильмах, поставленных по произведениям русской классической литературы – Кроткая в экранизации «Кроткая» Ф.М. Достоевского (1960), Долли в картине «Анна Каренина» (1967), так и в картинах о современниках – Татьяна Власенкова в «Открытой книге» (1977–1979), Наталья Ильинична в «Частной жизни» (1982).

Героиня фильма А. Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла» – труженица. Главный тайник – ее сердце. Будучи натурой глубоко национальной, русской, она становится причастной к общечеловеческому. Передавать из поколения в поколение чувство особенности человека, стремление к внутреннему счастью, к гармонии – удел талантливых духом. Такова в исполнении Саввиной крестьянка Ася, такова и княгиня Долли – идеал толстовской женщины.
Картина Виктора Титова «Каждый день доктора Калинниковой» принесла Саввиной главный приз на кинофестивале в Болгарии и открыла дорогу к «Открытой книге». «Открытая книга» – фильм об интеллигентном человеке. О его убежденности, о его любви к своему делу, о самопожертвовании ради этого дела. И одновременно задачей режиссера Титова и актрисы было показать все слабости, свойственные такого рода чистому, интеллигентному человеку. Чем сильнее и самостоятельнее становится Власенкова – героиня Саввиной – как ученый, тем труднее ей преодолевать интриги мелких существ – ей, не умеющей интриговать. Серьезнее и мужественнее становится эта женщина, тоска и разочарование приходят к ней, но не могут убить в ней главное – надежду, веру в лучшие проявления людей и мира.

И.С. Саввина снялась также в фильмах: «Грешница», «Звонят, откройте дверь!», «В городе С.», «Служили два товарища», «Сюжет для небольшого рассказа», «Красный дипломат», «Месяц август», «Красно солнышко», «Облака», «Последний подвиг Камо», «Следствие ведут знатоки. Дело 8», «Романс о влюбленных», «Дневник директора школы», «Маяковский смеется», «Спроси себя», «Нос», «Смятение чувств», «Чужая», «Узнай меня», «Наше призвание», «Три года», «Слезы капали», «Продлись, продлись, очарованье…», «Сюжет для небольшого рассказа», «Троцкий», «Два товарища» и других. Ия Сергеевна озвучила Пятачка в мультипликационных фильмах «Винни-Пух», «Винни-Пух идет в гости», «Винни-Пух и день забот».
Особое место в галерее образов, созданных И.С. Саввиной, занимает Аникеева в сатирической комедии Эльдара Рязанова «Гараж» (1980), где она выступила в неожиданном для себя амплуа.
Посвящая себя театру и кино, Ия Саввина не оставляла журналистской деятельности, много писала о волнующих ее явлениях в искусстве.

Отдельную страницу в творчестве актрисы занимают телевидение и радио. Впервые она пришла на Шаболовку в 1958 году – на практику. Трудилась в редакции литературно-драматических передач с Натальей Николаевной Успенской и Вячеславом Семячкиным, подготовила диплом на тему «Телевизионные передачи по вопросам литературы и искусства». Эта начавшаяся давно связь с телевидением не прекращается многие годы. В рамках учебной программы Центрального телевидения Ия Саввина подготовила передачи, посвященные классикам русской литературы – И.С. Тургеневу, А.С. Пушкину, А.И. Герцену, Н.А. Некрасову, М.Е. Салтыкову-Щедрину, А.Н. Островскому, которые составили своеобразную серию. До этого она была автором и ведущей передач о творчестве Веры Федоровны Пановой и Андрея Платонова.
На радио Ия Саввина дебютировала еще будучи участницей студенческого театра. Самыми интересными для себя актриса считает радиопередачи, подготовленные в детской редакции с режиссером Лией Веледницкой, с которой они впервые встретились на радиопостановке «Дикая собака Динго» по Р. Фрайерману. Затем с Веледницкой были сделаны и другие передачи. Так Ия Саввина участвовала в постановке «Телеграммы» по К. Паустовскому. Из других работ на радио актрисе особенно дороги передача о Екатерине Романовне Дашковой (режиссер Владимир Иванов) и совместное творчество с Алексеем Баталовым – переписка Чехова и Мизиновой, режиссерская работа Баталова по Бунину.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории