Впервые я оказалась во Флоренции в далеком 1995 году, когда путешествовала по Италии. Стояла ранняя весна, но в Риме было душно и шумно. Проведя там несколько дней, осмотрев пыльные древние руины Форума и поклонившись праху Рафаэля в Пантеоне, я, устав от огромных толп туристов и неизменного шума римских мотоциклов, села в поезд и направилась во Флоренцию.
Через несколько часов я вышла на площади Санта Мария Новелла и будто бы попала в другой, сказочный мир. Река Арно золотилась в лучах заходящего солнца, неспешно неся свои воды, в которых отражались бесчисленные церкви и дворцы. Весна здесь уже вступила в свои права. В садах Боболи уже зацвели глицинии и ирисы, как бы приглашая прогуляться по узким тропинкам парка и посидеть в его прохладных гротах.
Весна – лучшее время для прогулок по Флоренции, город, оправдывая своё название – Цветущая- весь покрыт благоухающей зеленью, и воздух наполнен удивительным ароматом. Туристы ещё не наводнили этот сказочный уголок Тосканы, они появятся здесь ближе к лету, а ранней весной город предоставлен только тебе и шаги твои гулко раздаются в тишине средневековых улиц.
Я ходила по удивительному городу, и ощущение дежавю не покидало меня. Все казалось знакомым и родным. Вот в этом доме жил великий Данте, а в этой маленькой церкви напротив он впервые увидел девочку Беатриче и полюбил ее на всю жизнь. Сегодня его бессмертная возлюбленная покоится в этой церкви, и миллионы влюблённых девушек кладут записочки к ее надгробию с просьбой о любви, что «движет Солнце и светила».


Прогуливаясь по центру города, ощущаешь его старинное дыхание и на каждом шагу буквально соприкасаешься с шедеврами Возрождения. Я бродила по улицам, переходя из одной церкви в другую, и меня охватывал священный трепет от вида бесценных творений гениальных мастеров. Я поняла здесь, что означает «синдром Стендаля», когда под воздействием прекрасного начинается головокружение и учащенное сердцебиение. Французский романист, побывав во Флоренции в начале 19 века, писал, что когда он вышел из церкви Санта-Кроче, у него так забилось сердце от охватившего его восторга, что он чуть не рухнул на землю. Так и я, через 200 лет после великого Стендаля, часами стояла перед ангельскими ликами Мадонн
Филиппино Липпи и бесплотными девами Пьетро Перуджино…
Самой большой моей любовью с детства были воздушные женские образы Сандро Боттичелли, их удлиненные лица, обрамлённые волнами золотистых волос, их изящные руки с тонкими трепетными пальцами, их грустные, мечтательные глаза. Узнав, что прах великого Сандро покоится в церкви Онньисанти, пришла я поклониться великому живописцу. Положив цветы на его надгробие, я с изумлением увидела, что рядом погребена его муза, юная и прекрасная Симонетта Веспуччи, которую весь мир сегодня знает по картинам «Весна» и «Рождение Венеры». Несравненная Симонетта! Она умерла так рано, но Сандро и после ее смерти все рисовал и рисовал ее прекрасные черты по памяти. И когда через 34 года настал его черёд покинуть этот мир, он пожелал, чтобы его похоронили у ее ног в фамильной усыпальнице Веспуччи. И вот уже более 500 лет мастер лежит рядом со своей музой, словно охраняя ее покой.
Что мы знаем сегодня о ней, которую жители Флоренции прозвали Несравненной? Симонетта Каттанео, дочь состоятельного генуэзского купца, появилась во Флоренции в 1469 году, когда ее выдали замуж за Марко Веспуччи, родственника мореплавателя Америго Веспуччи. Лоренцо Великолепный, негласный правитель Флоренции, и его младший брат красавец Джулиано устроили в честь этого бракосочетания роскошный приём в своём дворце на Виа Ларга. Вот тогда -то и увидел ее Сандро Боттичелли, придворный живописец Медичи, и красота невесты навсегда покорила его сердце.
Симонетта, Ангел Флоренции, как любовно называли ее горожане, обладала вместе с удивительной красотой такой милой и привлекательной манерой общения, что невозможно было не подпасть под ее магическое обаяние. По ней сходили с ума все мужчины города, но она, будучи верна мужу, тайно отдала своё сердце Джулиано Медичи, младшему брату Лоренцо. Он был богат, молод и красив и разбил немало женских сердец. Принцем Юности называли его в городе. В январе 1475 года на Площади Санта Кроче состоялся рыцарский турнир, в котором принимал участие Джулиано, избравший дамой своего сердца Симонетту. Пред Джулиано ехал оруженосец со штандартом, на котором Боттичелли изобразил ее в виде богини Афины Паллады и начертал девиз – Несравненная. Джулиано победил в турнире, и Симонетта перед всей Флоренцией была провозглашена Королевой дня и Дамой Сердца прекрасного Джулиано…
А через год, 26 апреля 1476 года, юная Симонетта умерла. Ей было всего 23 года. Вся Флоренция оплакивала смерть своего Ангела. И ровно через 2 года, 26 апреля 1478 года, ее рыцарь Джулиано Медичи был убит заговорщиками в Соборе Санта Мария дель Фьоре. Суеверные флорентийцы увидели в совпадении дат что-то мистическое. С этого момента начинается закат флорентийского Возрождения.

Но прекрасная Симонетта осталась жить на полотнах великого Боттичелли. Он повторял ее лицо снова и снова. На вечные века она стала символом любви, красоты, трепетного очарования юности. Влюблённый художник всю свою долгую жизнь рисовал ее прекрасные черты по памяти и она смотрит на нас, победоносная и завораживающая , с его бессмертных шедевров.

Виктория Алексенко