Эпоха Возрождения, как весна, пришла в мрачный средневековый мир, затопив его светом и красотой. Воплощением этой весны человечества, ее титаном, стал, бесспорно, Леонардо да Винчи – универсальный гений: художник и скульптор, инженер и математик, геолог и изобретатель. И спустя 500 лет он не перестаёт удивлять.
Тайн, связанных с личностью Леонардо, так много, что высказывалось совсем экстремальное мнение, будто он посланец других планет, путешественник во времени,прилетевший на Землю из будущего. Однако достаточное количество достоверных документов подтверждают его вполне земное происхождение.
Впрочем, и оно окутано тайной…

Леонардо появился на свет в окрестностях маленького города Винчи недалеко от Флоренции, в сердце Тосканы, 15 апреля 1452 года. Отец его – Пьеро да Винчи – состоятельный нотариус. Мать – юная красавица Катерина, то ли крестьянка,то ли хозяйка таверны, случайная подруга Пьеро. Будучи незаконнорождённым, Леонардо первые годы жизни воспитывался у бабушки и деда в фамильном доме да Винчи. Подросшего мальчика отец решил приобщить к фамильной профессии, но воспитанного на природе ребёнка не интересовали законы людей. Он был страстно увлечён миром растений и животных, он даже стал вегетарианцем, не в силах причинить боль живому существу. Семья благосклонно принимала все его причуды – ведь мальчик так умён, способен к математике и другим наукам. Все свои вершины познания юный ученик постиг сам – незаконнорождённому путь в университет был закрыт. Он так и подписывался – «Леонардо да Винчи, ученик опыта».

При этом невозможно было не заметить его склонности к рисованию – зарисовки, эскизы были повсюду. Как- то один лавочник заказал ему нарисовать вывеску для своей лавки на деревянном щите. Мальчик с удовольствием взялся за работу. Он решил изобразить на щите Медузу Горгону. Для этого он собрал множество ящериц, летучих мышей, змей и пауков и посадил их в свой подвал. Сочетая их по-разному, он изобразил чудовище столь отвратительное, что когда отец увидел его на щите, то пришёл в неописуемый ужас, настолько реалистичным было изображение. Отец дорого продал этого монстра.

Четырнадцатилетнего Леонардо отдали в обучение к лучшему тогдашнему живописцу Андреа дель Верроккьо, который уже воспитал Боттичелли и Перуджино. В 1472 Верроккьо получил заказ написать для монастыря картину «Крещение Христа». Картина была почти готова, оставалось нарисовать одного Ангела. Учитель поручил эту работу Леонардо. Легенда гласит, что когда ангел был закончен, учитель был так поражён результатом, что больше никогда не брал в руки кисть.

Вскоре Леонардо открыл во Флоренции свою мастерскую. Через некоторое время он получает заказ написать «Благовещение». Со смелостью юного гения он переносит действие на свежий воздух и здесь впервые использует изобретённый им эффект сфумато- изображение на заднем плане будто тонет в дымке, создавая воздушную перспективу. Флоренция открыла нового гения! Леонардо получает множество заказов, пишет портреты знатных флорентиек. Художник в ту пору очень хорош собой – его биографы описывали его как самого красивого мужчину во Флоренции. Всегда изысканно одетый ( будучи вегетарианцем, он носил одежду только из льна), он не пропускал балов и блестящих турниров. Его называли волшебником за умение очаровывать общество. Он сочинял мелодии для танцев, слова и музыку для серенад. Прекрасный Леонардо пользовался большим успехом у женщин, но сам при этом никому не отдавал предпочтения.

Любовная жизнь Леонардо – ещё одна его тайна. Он никогда не был женат и не имел детей. Всю жизнь он был окружён юными учениками. В 1490’году в его мастерской появился новый подмастерье – Джакомо Капоретто. Леонардо дал ему прозвище Салаи – маленький демон. Этот плут и воришка был очень хорош собой и мастер часто изображал его на своих полотнах. Ученик оставался с учителем 25 лет. Есть предположение, что прототип Моны Лизы – тот самый Салаи. Он же был моделью для картины
Леонардо «Иоанн Креститель». Вглядитесь – с обоих полотен на нас смотрит одно и то же лицо!

В поисках нового Леонардо предлагает свои услуги Герцогу Миланскому Лодовико Сфорца и рекомендует себя в качестве инженера, строителя и музыканта. Как невысоко он ценил себя как живописца!

Леонардо очаровал герцога своей искусной игрой на лире, которую сам же создал в виде черепа лошади из цельного куска серебра. Вскоре Леонардо стал незаменим при дворе герцога – он устраивал карнавалы и фейверки, перестраивал дворец. И понемногу рисовал. Он пишет знаменитый портрет прекрасной любовницы герцога Чечилии Галлерани «Дама с горностаем». Художник с такой любовью и изяществом изобразил ее на картине, что тотчас поползли слухи, что у мастера с ней роман.
В 1495 году Леонардо получает новый заказ – на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие воспроизвести тайную вечерю. Он долго искал моделей для образов Иисуса и Иуды. Совершенный образ Христа он увидел в одном из певчих, но только через 3 года нашёл натурщика для Иуды, обнаружив его случайно в сточной канаве. Каково же было его удивление, что это был все тот же певчий, но только изрядно опустившийся за 3 года. Работа продвигалась медленно, Леонардо иногда часами стоял перед картиной, размышляя о чем-то. Но когда фреска, наконец, была закончена, герцог ( и вся Италия!) был потрясён. Он назвал Леонардо божественным, подарил ему виноградник( который впоследствии унаследовал все тот же Салаи) и выплатил жалованье за 2 года. Когда французские войска захватили Милан через несколько лет, король даже хотел выломать стену и увезти фреску с собой в Париж. К счастью, этого не произошло, и сегодня люди со всего мира могут полюбоваться бесценным шедевром.

Куда только не забрасывала Леонардо судьба. Из Флоренции в Рим, из Рима в Милан и обратно. Оказавшись опять в родной Флоренции, он пишет свою самую знаменитую работу – портрет Моны Лизы. Четыре года он работает над картиной, но так и не отдаёт заказчику, считая ее незаконченной и несовершенной. Или он просто был не в силах с ней расстаться? Была ли Мона Лиза красавицей? Пожалуй, что нет! Но гений Леонардо создал портрет завораживающий и загадочный. Ходили слухи, что мастер приглашал шутов и музыкантов, чтобы они развлекали чересчур серьезную Лизу Герардини во время сеансов, вызывая эту загадочную полуулыбку. А может быть, это улыбается сквозь века сам Леонардо? Ведь если соединить известный нам автопортрет Леонардо, где изображён седовласый старик, и Мону Лизу, то черты лица удивительным образом совпадут. Впрочем, кого мы видим на автопортрете Леонардо – тоже загадка.
Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции при дворе Франциска l, большого ценителя красоты. Король во что бы то ни стало хотел заполучить к себе итальянского гения. Он пожаловал ему замок Кло-Люсе, сохранившийся до наших дней. Мы не знаем, что делал Леонардо последние 3 года своей жизни? Некоторые учёные считают, что рисовал, но картины эти до нас не дошли. Он часто вёл философские беседы с королем. Франциск даже велел прокопать тайный ход, соединяющий его замок Амбуаз с домом великого Леонардо.
Мастер оставил после себя несколько тысяч страниц рукописей с чертежами и рисунками удивительных машин – от механических колесниц до летательных аппаратов и подводных лодок. Что это, гениальное предвидение? Он изобрёл танк, шарикоподшипник, воздушный шар, первого робота…
Очередная загадка Леонардо в том, что все его записи были зашифрованы: он придумал зеркальное письмо. Одинаково хорошо владея как правой, так и левой рукой, он писал справа налево так, что прочесть его записи можно было, лишь подставив к ним зеркало. Любопытно, что обычным способом Мастер писал с трудом, допуская много ошибок. Некоторые современные учёные объясняют это дисграфией, а не тягой к таинственности. Необычайная наблюдательность , богатейшее воображение и умение отделять себя от мира свойственны левшам-дисграфикам. Возможно, это ещё один секрет гения – крошечная аномалия, минимальное отклонение приводят к большому взрыву и рождению новых миров как в жизни, так и в искусстве.