4 самых не обычных операции под прикрытием.

В современном мире агентов типа Штирлица (или Абеля) уже нету (а если и есть, мы об этом не скоро узнаем). Разведчики чаще всего работают легально, под дипломатическим прикрытием. Они работают с завербованными информаторами, которые имеют доступ к нужным данным. Лучшие информаторы работают «за идею», по убеждению, как это ни удивительно. Но, конечно, никто не ждёт, пока кто то проникнется таким отвращением к своей стране (или такой симпатией к чужой), что бы начать выдавать секреты добровольно. Для вербовки используется всё – шантаж, деньги, угроза насилия, ложь, провокации. Есть достаточно примеров того, что этим способом можно получить действительно жизненно важную информацию. Но, если честно, я не очень представляю себе, как руководство может доверять организации, в чьи профессиональные обязанности входит обман. Тем более, что (если верить шпионским романам) дезинформация один из излюбленных способов контршпионажа.
Но оставим эту грязную (хотя по своему и увлекательную) сферу деятельности. К услугам информаторов прибегает не только разведка. Они являются жизненно важным элементом в работе следственных органов. Тут тоже никто не ждёт, что кто то, имеющий информацию о преступном мире, добровольно пойдёт сдавать её «органам». В отличие от разведки, у методов вербовки бандитов даже есть некое обоснование: считается, что по отношению к преступникам соблюдать нормы морали и этики не обязательно. Однако в этой сфере «засылка» осуществляется гораздо чаще (или информации об этом больше), чем в настоящей разведке. Работники правоохранительных органов то и дело внедряются а преступную среду под прикрытием, собирая информацию иногда годами.
Любопытная подробность. Разумеется, работая «под прикрытием» люди участвуют в преступлениях (что бы не выделяться на общем фоне и завоевать доверие) – торгуют наркотиками и оружием, участвуют в сбыте краденого и т.п. Однако ни в одном законе, ни в одной инструкции не сказано, что «под прикрытием» можно нарушать законы. Поэтому после начала обвинительного процесса эти люди честь по чести попадают в список обвиняемых. Но добрая прокуратура (государственный обвинитель) тут же освобождает их от ответственности за сотрудничество со следствием.
Впрочем, эта статья посвящена другому аспекту работы Штирлицев от полиции. Для работы «под прикрытием», по идее, требуются актёрские данные, какие не снились никаким артистам театра и кино. В чужом образе приходится жить годами без всяких перерывов. При этом неисповедимые пути начальства время от времени выбирают для таких заданий казалось бы наименее подходящих кандидатов. Кажется, что скорее зрители примут Аллу Пугачёву, играющую Ромео, чем преступники засланных им агентов. Но нет, историй успеха не так уж и мало. Именно им, людям умудрившимся вписаться в среду, для которой они совершенно не подходят, и посвящена эта статья.

1. Толстяк среди худых.

Вы когда нибудь видели вора? Нет, я не имею ввиду мэра Вашего города. Я имею ввиду человека, который лично залазит в чужие помещения, вскрывает сейфы, убегает с добычей и всё такое. Даже если не видели, как, по Вашему, такой человек должен выглядеть? Очевидно, его работа требует определённой физической подготовки, ловкости и всё такое. Трудно себе представить пробирающимся по воздуховодам кого то заплывшего жиром. Предполагается, что вор должен быть худым.
Клан Гамбино из Нью Йорка состоял из худых людей. Ну, в худшем случае, из слегка располневших, если тем удавалось сделать внутри мафии карьеру. Кроме того, все они имели итальянское происхождение, поскольку семейственность как ни как обязывает.
Впрочем, представить себе толстого полицейского тоже не просто. Так что сотрудник ФБР по имени Хоакин Гарсия (Joaquin Garcia, кубинского происхождения), имея вес 177 кг., не был типичным полицейским. В 2002 году ему удалось внедриться в Клан Гамбино под видом Джека Фальконе (Jack Falcone), ювелирного вора итальянского происхождения. Целью внедрения было завоевание доверия главы клана, престарелого Грега Де Пальма. И это оказалось удивительно просто – глава мафии оказался падок на подарки, от контрабандных сигарет до новейших Айфонов. Ну, и конечно, кое какие украшения из украденной добычи. Всё снабженное ФБР маячками для слежения. Более того, мистер Гарсия всё это время он носил микрофон.
С 2002 по 2005 год ни у кого не возникло ни малейших сомнений в том, что 177 килограммовый мужик лично ворует украшенные бриллиантами Ролексы. И это у людей, знающих толк в грабеже. Так же ни у кого не возникло сомнений в том, что Джек Фальконе итальянец. И это у людей, способных по запаху Вашей отрыжки определить, из какой части Италии Вы происходите.
Операцию прекратили после того, как вор Джек Фальконе отказался принять участие в экзекуции над другим полицейским, которого мафии удалось разоблачить.

2. Чёрный среди белых.

Колорадо Спрингс это город с одной из самых маленьких в США долей чернокожего населения (6,5%). Одновременно это один из наиболее активных центров деятельности ККК. Это, кстати, вообще характерно, чем более однородно население в национальном или религиозном отношении, тем активнее националисты, религиозные фундаменталисты и т.п. Не иначе, как с врагом лучше всего бороться среди своих.
Я уже упоминал о неисповедимых путях начальства? В 1978 году оно не придумало ничего лучше, как заслать в расистскую организацию негра. Рон Столлворт (Ron Stallworth) был чернокожим офицером полиции Колорадо Спрингс, ставшим членом ККК. Возможным это стало потому, что ККК в своей неизъяснимой мудрости устраивал в те времена все собрания и сходки исключительно в балахонах. Это, кстати говоря, с тех пор изменилось, прото на всякий случай.
Справедливости ради следует сказать, что операция продолжалась всего 7 месяцев, так что долго обманывать ку-клукс-клановцев Рону не пришлось. За это время, однако, было предотвращено 2 террористических акта (взрывы гей-баров).

3. Пешеход среди мотоциклистов.

По крайней мере с момента выступления Залдостанова на форуме, посвящённом экономическому развитию России, никому не нужно объяснять, что такое байкер-банды. Это те же банды, только моторизованные. Ну и легальные. Пионерами движения, как всегда, являются США (очевидно, украсть у политического противника хорошую идею не зазорно), где первая (и самая крупная на сегодня, 3500 официальных членов) байкер-банда (Hells Angels) была создана ещё в 1948. С тех пор дело цвело и развивалось, байкер-банды и их отделения плодились, как кролики (сплошь и рядом вступая друг с другом в вооруженные конфликты). На этом фоне банда «Монголы» (Mongols MC) с её 500 членами (среди которых нет ни одного этнического монгола) занимает весьма скромное место. Но и такие карлики становятся объектом внимания следственных органов.
Угадайте, какое условие главное при поступлении в мотоциклетный клуб? Владение мотоциклом, естественно. Владение не только в смысле собственности, но, главное, в смысле умения на нём ездить и регулярного его использования. Агент ATF по имени Уильям Куин (William Queen) терпеть не мог мотоциклов, считая их орудием самоубийства. Возможно по этому он и работал в агентстве, где, как он думал, ему придётся заниматься чем угодно (табаком, алкоголем, огнестрельным оружием), но только не мотоциклами. Как бы не так. Байк-банды тоже проявляют интерес к табаку, алкоголю и огнестрельному оружию, особенно если речь идёт о контрабанде. Разумеется, наличие мотоцикла было необходимо, так что то у мистера Куина был. Но что бы на нём не ездить, он придумал воистину редкостный образ. В течении 2,5 лет он был кем то вроде клубного шута, разыгрывая человека недалёкого ума и неумеху в мотоциклетных делах. Это обеспечило ему презрительную терпимость со стороны других членов и, главное, практически свободный доступ ко всем разговорам, поскольку все были уверены, что он всё равно ничего не поймёт из обсуждаемого. Кстати, кое что об уровне умственного развития других членов байкер-банды говорит тот факт, что считавшийся идиотом Куин сделал в клубе карьеру! Он дорос до казначея.

4. Еврей среди нацистов.

В начале 90х годов бывший израильский полицейский по имени Ярон Сворай (Yaron Svoray) внедрился в германскую неонацистскую организацию под личиной сотрудника правонационалистической австралийской газеты Рона Фури (Ron Furey). Справедливости ради нужно сказать, что его никто не посылал. У Ярона за плечами был большой опыт охоты за нацистскими преступниками, информацию на которых он предоставлял в распоряжение центра Симона Визенталя. К тому же, прикинуться фашистом не представляется таким уж трудным делом. Всё что нужно, это отсутствие брезгливости. Или совершенно непреклонная ненависть, что, вероятно, больше подходит для выходца из достаточно ортодоксальной иудейской семьи, чья родня была уничтожена практически поголовно.

Igor Itkin
Оцените статью
Тайны и Загадки истории