Черная роза Тифлиса

Хочу предложить вашему вниманию свою очередную статью из цикла «Музы великих», посвящённую прекрасной и трагической истории любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе.

Он был вундеркиндом- в 11 лет стал студентом Университета, сочинял пьесы, всерьёз занимался музыкой, мирил народы, дрался на дуэли. Оказавшись под арестом, подкупал охранника, чтобы тот выводил его поиграть на рояле. Был убежденным холостяком, пока не встретил ее… юную черноглазую грузинскую княжну. Она и написала самую прекрасную, нежную главу в его жизни. Его историю любви.
С горы Мтацминда – чудесный вид на Тифлис, город кажется огромной чашей, до краев заполненной домами, а в них кипит жизнь: простые повседневные дела, люди радуются, горюют. Нина села на скамейку у края обрыва. Она привыкла каждый день подниматься сюда, говорить с Сандро, делиться с ним своими мыслями и погружаться в счастливые воспоминания.
Как давно это было! А кажется только вчера шестилетняя Нина увидела впервые Александра Грибоедова. Разве могла она тогда подумать, что 23-летний элегантный господин из Петербурга, друг отца, станет когда-нибудь ее мужем!
Безупречно одетый, серьезный, он поначалу показался маленькой Нине строгим и неприступным. Но через несколько дней он уже бегал с многочисленными детьми Чавчавадзе по саду наперегонки, и от его чопорности не осталось и следа. Дядя Сандро, как звали его дети, прекрасно музицировал и по просьбе отца начал обучать Нину игре на фортепиано. Она была серьёзна, прилежна и очень боялась разочаровать своего учителя. Однажды он, шутя, сказал ей: «Если и дальше будешь так стараться, то я возьму тебя в жены». Нина вспыхнула и убежала.
Папа рассказывал ей, что Грибоедов незаурядный человек. В 11 лет он уже был студентом Московского Университета, за 6 лет окончил 3 факультета – словесности, юридический и математический.С детства говорил на английском, немецком, французском и итальянском. И вот теперь для работы в Персии легко овладел персидским, арабским и турецким. А какой он музыкант! Какой вальс написал!
Нина вспомнила его второй приезд в Тифлис – ей уже 9, и она внимательно слушает рассказ гостя, как выводил он из Персии пленных русских и его встречали в Тифлисе как героя. Сейчас, спустя годы, Нина понимала, что уже тогда, в 9 лет, она была влюблена в него. А потом он уехал и вернулся 5 лет спустя, в сентябре 1826 года уже знаменитым поэтом.

Его пьесу «Горе от ума», запрещённую к постановке, переписывал весь Петербург. А ещё Сандро был дружен с декабристами. Как она боялась, что его отправят в Сибирь, а она не сможет поехать за ним! От отца Нина узнала, что Грибоедов успел сжечь все письма своих друзей-декабристов. Но ему все же пришлось провести под арестом 4 месяца. Впрочем, подкупая начальника стражи, он и его товарищи ходили в ближайшую кондитерскую, где по счастливой случайности был рояль, и Грибоедов отводил душу игрой.

И вот уже июль 1828 года. Он опять в Тифлисе. Нина вспоминает ту их памятную встречу в доме у общих друзей. Как он смотрел на неё тогда – как будто впервые увидел! В тот же вечер он сделал ей предложение, и она, зардевшись, приняла его. Юная Нина и не задумывалась, почему ее избранник до 33 лет оставался холостяком. А между тем он весьма скептически относился к дамам. Все они ветрены, мелочны, тщеславны! Но его Нина совсем другая! Ее невинность, чистота и юность немного даже пугали его. Сможет ли он составить ее счастье!
Свадьбу назначили на 22 августа, долго откладывать было нельзя, жениха ждали в Персии дела по службе. Весь Тифлис проявил живейший интерес к этому союзу. Он – любим и уважаем всеми без исключения, она – первая красавица Грузии. Их обвенчали в Сионском Соборе в центре Тифлиса. Грибоедов, который перенёс перед этим лихорадку и все ещё слабый после болезни, уронил кольцо на пол – все ахнули, дурной знак. Через 3 дня молодые уехали в Кахетию в имение Чавчавадзе в Цинандали. Они не разлучались ни на минуту. Она водила его по аллеям сада, а он все больше осознавал, что вытащил свой счастливый билет. Циник, чьего злого языка боялся весь Петербург, проникался нежностью к хрупкой девушке. Помимо ее красоты и женственности, он был восхищён,как образованна и начитана его Нина.

 

Счастливые недели пролетели быстро, пора было возвращаться в Тифлис. Нина упросила мужа взять ее с собой хотя бы до границы. Перед самым отъездом они пришли сюда, на крутой склон горы Мтацминда, к монастырю Давида , где она сейчас сидит. Вдруг, обуреваемый дурными предчувствиями, он взял ее за руки и воскликнул: «Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю – мне не вернуться! Прошу тебя, не оставляй костей моих в Персии, похорони их на этом месте». Увидев, как побледнела она и задрожали у неё губы, он уверил ее, что неловко пошутил.
Она провожала его до приграничного Тебриза. Дорога была трудной и долгой. Они путешествовали с огромным караваном, ночевали в шатрах высоко в горах. Он называл ее своей Мадонной с картин Мурильо. А узнав, что она беременна, ждал рождения ребёнка едва ли не больше, чем она. В начале декабря он был вынужден уехать в Тегеран. Валил мокрый снег, сердце ее тревожно сжималось. Он писал ей почти каждый день. Через 2 недели прислал в подарок чёрный письменный прибор, чтобы она ему почаще писала. А потом письма перестали приходить…
Только в начале 1829 года она узнала о разгроме русской миссии толпой фанатиков и зверском убийстве мужа (что от неё пытались скрыть, опасаясь за её здоровье); это привело к преждевременным родам ребёнка, который прожил всего один день.
Когда тело Грибоедова
прибыло в Тифлис, вдова, выполняя волю покойного, распорядилась предать его земле близ церкви св. Давида (ныне там находится пантеон Мтацминда); это произошло 18 июня 1829 года. По её распоряжению над могилой Грибоедова был установлен надгробный памятник с надписью

« «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Всю оставшуюся жизнь Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила попеременно в Цинандали и Тифлисе, продолжая носить траур по мужу и оплакивать его смерть. Она так и не вышла замуж во второй раз, отвергая все ухаживания. 28 лет, до последних своих дней, по-девичьи стройная чёрная Роза Тифлиса ( так называли ее в городе) приходила на гору Мтацминда в любую погоду – к памятнику великому Александру Грибоедову, к своему Сандро. Думала ли она, что совершает подвиг любви и верности? Конечно, нет. Так богаты любовью и вдохновением были дни, проведённые некогда вдвоём, что хватило на всю оставшуюся жизнь. Любить всю жизнь? Да, это возможно!

Оцените статью
Тайны и Загадки истории