Трамвай в блокадном Ленинграде.

15 апреля 1942 году в осажденном Ленинграде было восстановлено пассажирское трамвайное движение.

8 декабря 1941 года подача электроэнергии прекратилась, да так неожиданно, что десятки трамваев и троллейбусов застряли посреди улиц. Всю самую суровую блокадную зиму разбитые и засыпанные снегом вагоны навевали на ленинградцев грусть.
Ольга Берггольц писала: «… у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят… Неужели мы в этом когда-то ездили? Странно! Я шла мимо умерших трамваев в каком- то другом столетии, в другой жизни».

Какой же радостью для измученных ленинградцев стало появление на улицах первых трамваев утром 15 апреля 1942 года. Люди с удивлением и восхищением оборачивались на уже забытый звук, кричали «ура» и просили вагоновожатых… еще раз позвонить в звонок.

В этот день вывела свой вагон на линию и Ефросинья Агапова. Этот момент она запомнила на всю жизнь: «… И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости. Многие спрашивают: «Сколько же теперь будет стоить билет?» А я тоже смеюсь и слезы вытираю от радости, говорю: «Все те же 15 копеек, дорогие мои, все те же 15 копеек». Тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда».

Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

На линию вышли трамваи всего по пяти маршрутам. Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии. Но даже эти пять маршрутов обслуживали все основные направления маршрутной сети. Маршруты проходили из одного конца города в другой через центр: практически любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой.

Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров. Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля). В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.

Сегодня на невзрачном здании на набережной Фонтанки, у цирка, висит мемориальная доска в память о тех сотрудниках тяговой подстанции трамвайной сети, которые обеспечивали движение блокадных трамваев.

P.S. В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе. В первую очередь речь шла о восстановлении грузового трамвая. Этим планам благодаря героизму Ленинградцев удалось сбыться и 7-го марта 1942 года по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы.

Зачем нужно было грузовое трамвайное движение в городе? Город в холодную и голодную зиму 1941 – 1942 гг. практически не убирался. Весна – это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот!

Оцените статью
Тайны и Загадки истории