vk.com

Со дня смерти легендарного рок-музыканта Виктора Цоя уже прошло 30 лет, но вопрос о том, как именно погиб кумир миллионов до сих пор продолжает волновать многих. Схему ДТП, в котором 15 августа 1990 года разбился Цой, анализировали вдоль и поперек сотни раз, но даже сейчас эксперты не могут прийти к единому мнению. «Комсомолка» собрала версии, появившиеся уже через много лет после смерти музыканта и попыталась выяснить, а станет ли когда-нибудь людям известна правда.

Версия 1. Официальная – ДТП

Смертельное ДТП с участием Виктора Цоя случилось 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока-Талси в Латвии в половине первого дня. «Москвич» музыканта столкнулся с автобусом и певец скончался на месте. Как потом скажут следственные органы, Цой летел со скоростью около 130 км/ч и в какой-то момент выскочил на встречную полосу. А случилось это из-за того, что музыкант уснул за рулем. Пьяным, как уверяли следователи, он не был, скорее всего, свою роль сыграло переутомление.

Наряду с этой версией выдвигался вариант, что во время поездки Виктор Цой слушал магнитофон, и когда кассета закончилась, певец, решив ее перевернуть, отвлекся от дороги и угодил под автобус. Впоследствии эту версию исключили.

Версия 2. Спланированное убийство

Очень подробно схему аварии, случившейся 30 лет назад, изучал независимый технический эксперт Юрий Антипов. По его словам, в тот трагический день на трассе Слока-Талси все случилось далеко не так, как указано в официальном протоколе.

– Цой не мог уснуть за рулем, ведь его машина, когда сошла на обочину, проехала по прямой около ста метров, а это значит, что автомобиль был управляем, – отмечает он. – Я хорошо изучил схему и с уверенностью могу сказать: прежде, чем вылететь на встречку, машина Цоя какое-то время стояла на одном месте. Будто бы специально ждала автобус.

Смущают Юрия Антипова и травмы, которые получил Цой. Ведь если бы он заснул, его руки были бы на руле, и повреждения бы остались с внешней стороны предплечья. Но там их нет. Зато есть с внутренней – около кистей, словно руки певца были опущены.

– Могу предположить, что Цоя кто-то остановил, а потом привел в бессознательное состояние. Может, укол сделали, я не знаю, – говорит эксперт. – Ну а затем нужно было только дождаться автобус, который почему-то ехал без пассажиров, и отправить машину под него.

Кому и зачем это было нужно остается только догадываться. По мнению Юрия Антипова, причины на то имелись.

– Это вполне могли быть люди из КГБ, из особого подразделения, – поясняет он. – Ведь тогда страна болела Цоем, он собирал стадионы. И в те годы, когда государство стояло на перепутье, человек, который мог повести всех этих людей «не туда», вызывал опасения. На это еще указывает и то, что машина Цоя пропала и не было проведено автоэкспертизы. Такое могли организовать только люди из органов.

Версия 3. Курил «траву» и уснул

В то, что кто-то мог спланировать убийство Виктора Цоя, не верит адвокат и бывший сотрудник управления по борьбе с организованной преступностью Станислав Рыбчинский. По его мнению, все случилось куда более прозаично.

– Есть такое выражение: «Кому выгодно?». КГБ тогда уже дышал на ладан, организация разваливалась, да и Цой не был таким уж диссидентом, – рассуждает бывший оперативник. – Кроме того, 90-е – те, которые мы знаем, тогда еще не наступили. Поэтому нельзя говорить о том, что Цоя убрали по чьему-то заказу, к примеру, Айзеншписа. Тогда еще так дела не решались. Я знаком с рок-музыкантами, которые варились в той среде, и они сказали, что Цой перед аварией накурился травы. Насколько это правда, конечно, сейчас трудно сказать.

По словам Станислава Рыбчинского, певец вполне мог заснуть за рулем. То ли от воздействия дурмана, то ли от усталости, а может, от всего вместе.

– Я думаю, в этой истории больше вопросов, чем ответов, – говорит эксперт. – Ведь любое уголовное дело подобного толка – это всегда теория вероятности. И сейчас докопаться до правды действительно очень сложно.

Версия 4. Виноваты дорожники

Свое мнение насчет гибели музыканта есть и у вице-президента адвокатской палаты Петербурга Юрия Новолодского. Он считает, что к трагедии могла привести халатность латвийских дорожных служб.

– Вы можете поехать на место гибели Цоя и увидеть, что там дерево находится неадекватно близко к проезжей части, – подчеркивает он. – В моем понимании, это дерево и стало причиной произошедшего. Там дорога изгибается, а дерево создает ситуацию, что водитель при повороте не успел вовремя увидеть приближающийся автобус, и в итоге у него не было времени предотвратить столкновение. Виноваты дорожники – они допустили, что на трассе развесистое дерево перекрывает обзор. А на схеме ДТП, кстати, этого дерева нет.