Скандинавская мифология предлагает современному читателю удивительный мир великанов, эльфов, чудовищ и огромного ясеня Иггдрасиль, который соединяет девять окружающих Вселенских миров. Озиры, включая Одина, Тора, Локи, Хеймдалля и Фрейра, наблюдают за этими мирами вместе с доспехами разумных и могущественных животных. Мало кто из этих существ так хорошо известен, как Слейпнир, восьминогий конь Одина.

Происхождение

Имя Слейпнир означает что-то вроде “быстрый путешественник”.” Его имя происходит от древнескандинавского прилагательного sleipir, что означает скользкий или скользкий. Прозаическая Эдда, сочиненная Снорри Стурлусоном исландский поэт, историк и вождь тринадцатого века документирует самое необычное происхождение Слейпнира. По словам Снорри, великую лошадь породил замечательный жеребец по имени Свадильфари. Однако Слейпнир родился не от обычной кобылы. Кобыла, которая несла мистического скакуна, была не кто иная, как Локи. Правильно – Локи, бог-обманщик, приемный сын Одина и брат Тора. Печально известный оборотень, Локи, возможно, получил больше, чем он рассчитывал в этом эпизоде.

Локи и Свадильфари

Как и во многих скандинавских сказаниях, рождение Слейпнира начинается со злющего великана. В первые дни Асгарда, после войны между богами, великан предложил построить массивную защитную стену вокруг Асгарда, обещая завершить ее в течение года. Его платой будет Фрейя, богиня любви и красоты, а также Солнца и Луны. Убедившись, что задача невыполнима в такой временной шкале, боги согласились, не подозревая о гигантском коне Свадильфари, который помогал строителю, передвигая массивные камни с молниеносной скоростью. Всего за три дня до завершения строительства стены хитрый Локи изменил свой облик, превратившись в кобылу в жару. Как кобыла, Локи заманил Свадильфари подальше от стены, сорвав сделку великана. Вскоре после того, как они со Свадильфари поженились в лесу, Локи родила Слейпнира, восьминогого жеребенка.

На камне с изображением Тьенгвида изображен один или какой-то другой человек, прибывший в Валгаллу на коне Одина.

Восемь ног Слейпнира?

Слейпнир легко идентифицируется в скандинавском искусстве, например, на Шведских рисунках Tjängvide и Ardre VIII. С восемью ногами Слейпнир был бы быстрее любого другого коня, подходящего для самого короля богов. Историк Хильда Эллис Дэвидсон предположила, что восемь ног жеребца могут быть символом загробного путешествия шамана. Восемь ног этого удивительного скакуна равнялись числу ног стандартного набора носильщиков. Четверо мужчин, несущих гроб, уносящий душу в другой мир, тоже стоят на восьми ногах. Принадлежность Одина к загробной жизни придает верность этой идее.

Приключения

Великолепный серый жеребец встречается во многих древнескандинавских текстах, включая поэтическую ЭддуСагу о Вельсунгахи многое другое. Во всех историях эта самая быстрая лошадь была верна своему имени. Будучи любимым средством передвижения Одина, Слейпнир не только путешествовал по суше, но и мог летать по воздуху. Конь и хозяин предпринимали всевозможные приключения, такие как гонки против великана Хрунгнира и его коня Гуллфакси (Золотая грива). Гермод, сын Одина, ехал верхом на Слейпнире по мосту Гьялларбру в Хель, безуспешно пытаясь воскресить любимого бога Бальдра после его безвременной кончины.

Один на Слейпнире, исландская рукопись SÁM 66, 18 век, институт Арни Магнуссона в Исландии.

Другие животные Одина

Куда бы ни пошел Один Всеотец, его союзники-животные были рядом. Слейпнир, величайший из всех коней, возил Одина по всем девяти мирам, включая ежедневную поездку через Бифрост, Радужный мост, соединяющий Божественное Царство Асгард с Мидгардом, Землей. Другие животные ухаживали за верховным богом Одином и общались с ним. Его часто изображают сидящим в великолепии в самом знаменитом зале Асгарда, Валгалле Рядом с ним всегда находятся Хугинн и Мунинн, вороны, также известные как “мысль” и “память”.” Вороны летают вокруг Мидгарда и за его пределами, принося донесения до ушей Одина издалека. Два волка, Герир и Фреки, “хищные”, также сидят рядом с царем богов.

Horses of the Gods

Как и любой крупный жеребец, Слейпнир породил несколько поколений лошадей, включая грани, коня Зигмунда Вольсунга. Ни один другой конь не мог соперничать со Слейпниром, но у скандинавских богов тоже были лошади с большой репутацией. Баллада о Гримнире, часть поэтической Эдды, называет десять лошадей богов, хотя и без каких-либо конкретных владельцев или гонщиков. Нот, богиня ночи, и ее сын Дагр, или день, также ездили на лошадях по всей вселенной. Ночь скакала на Хримфакси (морозная грива), чья слюна каждую ночь падала на землю. Дэй ехал верхом на сияющей гриве, Скинфакси, чья грива освещала и землю, и небо. Никогда не следуя за толпой, могучий бог Тор избегал лошадей, предпочитая вместо этого идти через Бифрост или, в некоторых историях, использовать своих волшебных Козлов Тангриснира (рычащего) и Тангньостра (гнашера), чтобы запрячь свою колесницу.

Другие животные в скандинавской мифологии

В скандинавских мифах животные значили больше, чем домашний скот и домашние животные. Они были разумными существами и силами во Вселенной. Скандинавская вселенная, как и большинство мифологических миров, кишела всевозможными существами. Гигантское Мировое Древо Иггдрасиль был домом для многих удивительных животных. На его макушке сидел гигантский орел с чуть менее гигантским ястребом, сидящим между его глазами. Чирикающая белка Рататоск сновала по вершинам Иггдрасиля, неся слова от Орла к Змею Нидхоггу, который жил у подножия огромного дерева и грыз его корни. Вместе с четырьмя огромными оленями Нидхогг угрожал опрокинуть Иггдрасиля. Другие монстры, такие как гигантский волк Фенрир и йормунгандер, мировая змея, угрожают богам и героям в Рагнареке.

Лошади в исландской археологии

Владение лошадьми, четвероногими, было необходимо для любого достойного человека в норвежском обществе. Во всех десятках исландских саг лошади фигурируют как ценный труд и собственность по всему Североатлантическому миру. Конские сбруи и останки находят в захоронениях по всему скандинавскому миру.

Недавнее археологическое исследование показывает, что могущественные люди Исландии эпохи викингов отправились в загробную жизнь с жертвенными жеребцами, как показал анализ ДНК лошадиных зубов и костей, найденных в высокостатусных могилах. Лошадиные черепа также находят захороненными в домах, возможно, связанных с удачей или защитой. Культы лошадей, возможно, существовали по всему средневековому скандинавскому миру.

Вид с высоты птичьего полета на Асбирги. Изображение: Wikimedia Commons.

Археологи до сих пор не нашли вещественных доказательств существования каких-либо восьминогих лошадей, но присутствие Слейпнира все еще наблюдается в Исландии сегодня. Легенда гласит, что Слейпнир образовал подковообразный каньон Асбирги на севере Исландии, слишком близко подтащив копыто к земле. Поклонники комиксов Marvel и популярной видеоигры Gods of War будут знакомы со Слейпниром как могущественным спутником Одина.