Супружеская любовь: Спорное наследие Мари Стоупс

Married Love: The Controversial Legacy of Marie Stopes

Мари Стоупс в 1918 году. Кредит изображения: Wellcome Collection / CC

Мари Стоупс сегодня наиболее известна как пионер в области “планирования семьи” – ее скандальная книга “Супружеская любовь” (1918) была одним из первых широко опубликованных руководств по методам контрацепции. Однако, наряду с ее яростной пропагандой прав женщин (включая свободный доступ к контрацепции), Стоупс также была евгеником, публично выступала против абортов и не считала, что доступ к контрацепции должен распространяться на незамужних женщин.

Ее наследие, несомненно, ощущается и по сей день, и она остается несколько противоречивой фигурой. Но кто был этот, казалось бы, парадоксальный участник кампании?

Замечательная молодая женщина

Мэри Стоупс родилась в Эдинбурге в октябре 1880 года в образованной семье среднего класса. Ее родители оба очень интересовались наукой – они познакомились на собрании Британской ассоциации содействия развитию науки, – и Мари тоже заинтересовалась.

Она получила стипендию на изучение ботаники и геологии в Лондонском Университетском колледже и закончила его с первым всего через два года. Затем она получила докторскую степень по ботанике в Мюнхене и по ее окончании стала первой женщиной-ученым в Манчестерском университете, заняв должность преподавателя.

В начале своей карьеры исследователя она чрезвычайно заинтересовалась угольными шарами, выиграв призы за обучение в Японии и Канаде. Именно в Америке Мари познакомилась со своим первым мужем Реджинальдом Гейтсом: они поженились после нескольких месяцев знакомства, а затем расстались в 1914 году.

Married Love: The Controversial Legacy of Marie Stopes

Мэри Стоупс в своей лаборатории в Университете Виктории в Манчестере, около 1904 года.

Супружеская Любовь

После череды неудачных отношений – в том числе аннулирования ее первого брака на основании отказа от консумации-Мари начала читать и исследовать тему контрацепции более широко. В 1918 году она опубликовала свою основополагающую работу “Супружеская любовь”, которую многие называют одной из самых влиятельных книг 20-го века.

Книга предлагала широкий спектр советов о том, как иметь счастливый брак, включая информацию о формах контроля над рождаемостью, обсуждение женского сексуального желания и согласия, а также пропаганду общения между мужем и женой.

Книга была встречена весьма неоднозначным приемом: она особенно хорошо продавалась женщинам и была переиздана семь раз в первый год ее издания. Однако более консервативный истеблишмент – включая многих медицинских работников и особенно католическую церковь – осудил книгу как непристойную и опасную.

Читатели стали писать Мари за советом, и она старалась отвечать, где могла. “Мудрое отцовство” было опубликовано позже, в 1918 году, а “Лучезарное материнство” – в 1920. Обратите внимание, что названия ее книг относятся только к сексуальным отношениям в браке: хотя ее работа, возможно, и была спорной, она была далека от подлинно радикальной.

Клиники контроля рождаемости

Мари познакомилась со своим вторым мужем, Хамфри Роу, вскоре после публикации “Супружеской любви”, и в другом бурном романе они поженились два месяца спустя. Мари оставила свой пост в UCL в 1920 году, чтобы сосредоточиться. В марте 1921 года, следуя по стопам пионера американского контроля рождаемости Маргарет Сэнгер, они открыли клинику контроля рождаемости в Холлоуэе, на севере Лондона. Это давало бесплатные консультации замужним женщинам по вопросам контрацепции от врачей и медсестер, а также предоставляло цервикальные колпачки.

Стоупс был противником абортов, полагая, что благодаря использованию контрацепции и наличию советов в свободном доступе в них просто не будет необходимости: аборты оставались незаконными в Великобритании до 1967 года. Ее клинику активно поддерживали видные деятели того времени, в том числе Вера Бриттен, суфражистка леди Констанс Литтон и Джон Мейнард Кейнс.

Однако в конечном счете ее желание продвигать советы по контрацепции, по-видимому, проистекало из интереса Мари к евгенике. Она основала Общество конструктивного контроля рождаемости и расового прогресса и была обеспокоена “безрассудным размножением… слабоумных, беспечных”, которое она рассматривала как “серьезную социальную опасность”.

Несмотря на это, клиника имела оглушительный успех и в 1925 году переехала в центр Лондона. Дополнительные клиники были открыты в Лидсе, Абердине, Белфасте, Кардиффе и Суонси в период с 1934 по 1943 год. Эти клиники продолжали работать еще долго после ее смерти, и многие делают это и сегодня. 

Married Love: The Controversial Legacy of Marie Stopes

Письмо Мари Стоупс после публикации книги “Супружеская любовь”

Кредит изображения: Wellcome Collection / CC

Обвинения в клевете

Стоупс обвинил доктора Холлидея Сазерленда в клевете в 1923 году, после того как он напал на нее в своей книге 1922 года “Контроль над рождаемостью: утверждение христианской доктрины против неомальтузианцев”. Он осудил клинику Стоупса по контролю над рождаемостью, назвав ее “вредной” и “чудовищной кампанией” – он также использовал ее докторскую степень из Мюнхена против нее в попытке извлечь выгоду из послевоенных антигерманских настроений.

Присяжные согласились, что Сазерленд сделал ненужные и клеветнические замечания, но что они были “правдой на самом деле”, что означает, что дело было решено на основании судебного решения. Стоупс выиграл дело и получил 100 фунтов стерлингов, но позже эта победа была отменена Палатой лордов. Сазерленд твердо стоял на стороне католической общины, и они собрали 10 000 фунтов, чтобы покрыть его судебные издержки.

Евгеника

В то время как новаторская пропаганда Мари контроля над рождаемостью и откровенное обсуждение сексуальных отношений, несомненно, делает ее важной фигурой в учебниках истории, большая часть ее аргументов для этого проистекала из чего – то более зловещего, чем сексуальное освобождение, – чего она определенно не защищала.

Евгеника стала популярным дискурсом в начале 20-го века, и она была далеко не единственным известным человеком, который был сторонником этих идей. Насколько экстремальной была Мари, неясно: например, в “Лучезарном материнстве” она выступает за стерилизацию тех, кого она считала “непригодными” для отцовства, в то время как в других местах она осуждала смешанные браки, а также браки для тех, у кого было менее совершенное здоровье.

Ее единственный сын Гарри женился на Мэри Уоллис, которая оказалась близорукой. Матч разочаровал Стоупса, и с тех пор у них были непростые отношения. Она почти полностью вычеркнула его из завещания, написав, что, выйдя замуж за Уоллиса, он “предал” ее.

Однако современные биографы предполагают, что Стоупс фактически находился на периферии Евгенического общества и все больше отдалялся от него. Несмотря на это, Стоупс принципиально выступала за контроль над рождаемостью для того, чтобы “улучшить генофонд” населения, а не для умственного или физического благополучия женщин или потому, что она верила в сексуальное освобождение.

Стоупс также, как сообщается, отправил копию некоторых ее работ Гитлеру в 1930-х годах, чтобы помочь информировать немецкие клиники по контролю над рождаемостью, которые были созданы. Однако, каковы бы ни были ее чувства по отношению к евгеническому проекту Гитлера, когда он закрыл клиники по контролю над рождаемостью в 1939 году, она полностью развернулась, написав Черчиллю с потенциальными лозунгами в поддержку военных усилий.

Наследие

Мэри Стоупс умерла в 1958 году, оставив свои клиники Евгеническому обществу, что, возможно, наиболее полно иллюстрирует ее симпатии. Незадолго до ее смерти англиканская церковь, наконец, признала необходимость контроля над рождаемостью, а также подтвердила, что она не верит, что продолжение рода является единственной целью секса. Принятие церкви подтвердило миссию Марии, и ее имя не зря живет в народном воображении.

Как именно ее следует помнить в современном мире, остается сложным вопросом. Евгеника была осуждена как отвратительный набор взглядов и больше не является частью основной культуры. С другой стороны, контроль над рождаемостью произвел революцию в жизни женщин во всем мире.

Ранние усилия Мари Стоупс по распространению знаний о методах контрацепции и женской сексуальности (даже если только в рамках брака) проложили путь к сексуальной революции 1960-х годов, и ее последствия оказали большое влияние на мир, в котором мы живем сегодня.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий