Боевые пловцы кригсмарине: первая кровь

Боевые пловцы кригсмарине: первая кровь
Руководитель немецкой молодежной организации «Гитлерюгенд» Артур Аксман беседует с добровольцами из «Гитлерюгенда» – пилотами человекоуправляемых торпед. На переднем плане находится «Негер». Источник фото: waralbum.ru

«В то время, когда осведомленные люди уже осознали обреченность Германии в войне, я получил уникальную возможность участвовать в создании внутри структуры вооруженных сил совершенно нетрадиционной организации, в которой личные инициатива и ответственность ценились выше, нежели зависимость от вышестоящего начальства и подчинение. Воинские звания и отличия, не подкрепленные личными качествами, не имели среди нас особого значения».
– вице-адмирал Гельмут Гейе, командующий соединением «К».

Стратегия интенсификации ведения боевых действий, задуманная гросс-адмиралом Деницем, дала о себе знать практически сразу после формирования соединения «К»: новообразованные германские морские диверсанты получили чуть больше пары недель на подготовку, после чего были брошены в бой.

В первой статье цикла (Боевые пловцы кригсмарине: соединение «К») мы вкратце рассмотрели историю образования и основные факты о данной нетрадиционной структуре немецких вооруженных сил времён Второй мировой войны. В данном же материале мы подробно разберем их «итальянский дебют».

Сложно сказать, была ли в действительности оправдана спешка руководства кригсмарине. Итальянцам, добившимся наибольших успехов в сфере морских диверсий, потребовалось несколько лет, чтобы решить технические проблемы применения человекоторпед («Майяле») и подготовить горстку пилотов для данного типа вооружений. Немцы попытались пройти данный путь через краткосрочную интенсивную практику, но результаты у этого были, пожалуй, абсолютно плачевны.

Подготовка

В ночь на 13 апреля 1944 года целая флотилия «Негеров» прибыла в местечко под названием Пратика-ди-Маре, которое находилось в 25 км южнее Рима. Численность соединения была довольно внушительной – для первого боевого применения руководство кригсмарине выделило целых 30 человекоторпед. Это, впрочем, вызывало неожиданные проблемы с отбором пилотов – добровольцев было больше, чем самих плавсредств.

Боевые пловцы кригсмарине: первая кровь
Техники кригсмарине готовят человекоуправляемую торпеду «Негер» к боевой операции. Источник фото: waralbum.ru
Транспортировка «Негеров» в Италию происходила в режиме абсолютной секретности. Человекоторпеды перемещались железной дорогой, а затем автомобильным транспортом, будучи укрытыми парусиновыми чехлами. Известно, что немцы столкнулись с рядом трудностей в ходе данного мероприятия – никаких предварительных учений по перевозке данного типа вооружений не было, и какой-либо опыт в данном вопросе у бойцов соединения «К» просто-напросто отсутствовал.

Старт операции, впрочем, осложнялся еще и господством в воздухе, которое к моменту 1944 года уже имели союзники. В связи с этим «Негеры» были размещены не непосредственно у побережья, а в сосновой роще, что находилась в некотором удалении от моря.

Вышеуказанные обстоятельства наложили свои сложности на поиск берегового пункта развертывания – диверсантам никак не удавалось отыскать ни одной, даже самой малой бухты. Более того, у них не было кранов или лебедок, с помощью которых можно было бы спускать «Негеры» с необорудованного побережья на глубину, а хоть сколько-нибудь подходящих пляжей они найти не могли – большинство исследованных позволяли уйти в море на 100 м, не теряя дна под ногами.

Впрочем, немцам, в конце концов, улыбнулась удача: в 29 км от стоянки кораблей в Анцио, которая была выбрана в качестве объекта нападения, близ разрушенного бомбами населенного пункта Торре-Ваяника нашлось место, где достаточная глубина начиналась в 20–30 метрах от берега. Большая удаленность от цели накладывала свои сложности, однако расчетная дальность хода «Негеров» позволяла пройти необходимую дистанцию (29 км до Анцио и чуть больше 16 км назад, до первой линии немецких окопов).

Первая диверсия была запланирована в новолуние, приходящееся на ночь с 20 на 21 апреля. Разведка доложила о том, что на рейд в Анцио встал конвой кораблей союзников – по известным данным, суда обычно находились на стоянке не менее 3–4 дней. Погода стояла благоприятная, ночи были темными, а на небе хорошо виднелись звезды – это позволяло пилотам «Негеров» иметь дополнительные ориентиры, помимо наручных компасов.

На этом, впрочем, все не заканчивалось: для помощи боевым пловцам бойцы вермахта на переднем крае должны были поджечь около полуночи какой-нибудь сарай и поддерживать яркое пламя в течение нескольких часов. Как подтвердили все вернувшиеся пилоты, этот огонь был отлично виден с моря. Миновав его на обратном пути, они могли спокойно топить свои торпеды-носители, не сомневаясь в том, что доберутся до берега, занятого немцами. Кроме этого, немецкая зенитная батарея через каждые 20 минут выпускала серию осветительных снарядов в направлении порта Анцио. Правда, ее дальнобойности не хватало, чтобы осветить корабли на рейде, однако снаряды указывали «Негерам» требуемое направление.

В 21 час 20 апреля 1944 года стартовала первая операция германских морских диверсантов.

Для обеспечения спуска «Негеров» на воду сухопутное командование выделило 500 солдат, и это был отнюдь не легкий труд: им требовалось тащить транспортировочные тележки с «Негерами» в море настолько далеко, чтобы торпеды сами всплыли. Пехотинцы должны заходить в воду по шею, толкая тяжкий груз: на транспортировку одной тележки требовалось 60 человек.

Боевые пловцы кригсмарине: первая кровь
Пилот немецкой человекоуправляемой торпеды «Негер» садится в кабину перед отправлением на боевое задание. Источник фото: waralbum.ru
Операция пошла не по плану уже на данном этапе: пехотинцы сочли порученное задание очередной глупостью высшего командования, и начали активно саботировать спуск «Негеров». Солдаты бросали человекоторпеды на отмели, отказываясь выталкивать их в море, в результате чего лишь 17 аппаратов были спущены на воду и взяли курс на Анцио. Остальные 13 пали жертвой отлынивающих от работы солдат вермахта и были подорваны на мелководье утром следующего дня.

Анцио

Перед началом операции пилоты были разбиты на три боевые группы. Первая, которую возглавил старший лейтенант Кох, должна была обогнуть мыс у Анцио, проникнуть в Неттунскую бухту и найти там корабли противника. Вторая, более многочисленная, под командованием лейтенанта Зейбике, должна была атаковать суда, стоявшие на рейде у Анцио. Остальные пять пилотов, под командованием гардемарина Потхаста, намеревались проникнуть в сам порт Анцио и выпустить свои торпеды по кораблям, которые могли оказаться там, или по причальной стенке.

В числе удачно спущенных на воду 17 «Негеров» была вся группа Коха – ей предстоял самый дальний путь, и она была спущена на воду первой. Кроме того, на плаву оказалось около половины аппаратов группы Зейбике и всего 2 торпеды из числа тех, на которых предстояло проникнуть в порт Анцио.

В таком составе флотилия и вышла на первое боевое задание.

«Мы предполагали, что вражеские корабли охранения, предназначенные для защиты главных сил, будут бросать время от времени глубинные бомбы. Если я шел верным курсом, то должен был вскоре услышать и эти разрывы.

Не услышав ничего подобного, я решил уже в начале второго часа ночи взять новый курс – на восток, так как боялся, что меня унесло слишком далеко в море. Однако мои опасения не оправдались. Идя новым курсом, я уже через десять минут увидел перед собой огни.

Видимо, я находился вблизи Анцио. В 1 час 25 мин. заметил впереди справа малое судно, прошедшее мимо меня на расстоянии около 300 м. Орудий не видно было. Судно, судя по габаритам, могло быть тендером. Оно шло курсом на Анцио. Его силуэт был еще некоторое время различим на фоне огней, потом оно скрылось.

Около 1 часа 45 мин. я увидел еще одно небольшое, по-видимому, сторожевое судно, на этот раз стоявшее на месте. Я выключил электродвигатель, чтобы со сторожевого судна не могли заметить меня или уловить шум моего мотора, и продрейфовал мимо этого судна. Тратить на него торпеду мне было жалко, так как я еще надеялся встретить крупные десантные и транспортные суда».
– обер-фенрих Герман Фойгт, участник рейда на Анцио.

Так или иначе, трудности операции не закончились на одном лишь спуске человекоторпед на воду. Германским боевым пловцам предстоял долгий путь (более 2,5 часов) в тесных кабинах «Негеров». Но самые большие проблемы начались, когда они приблизились к Анцио…
Пожалуй, произошедшее далее как минимум вызвало смятение у немецких морских диверсантов: они шли к порту, рассчитывая устроить настоящую бойню среди кораблей союзников, подтвердив жизнеспособность идеи ассиметричной морской войны, а в результате лишь обнаружили, что и рейд у Анцио, и сам порт были… пусты.

Впрочем, сумрачный гений германской военной машины собрал в ту ночь свою кровавую жатву. Несмотря на отсутствие транспортных судов союзников, в Анцио находились как сторожевые корабли, так и портовая инфраструктура – именно они и стали жертвами боевых пловцов в ту злополучную ночь.

1. Обер-фенрих Фойгт потопил судно эскорта на рейде.

2. Обер-фенрих Потхаст потопил пароход в гавани.

3. Обер-ферншрайбмайстер Баррер потопил транспорт.

4. Шрайбер-обер-ефрейтор Вальтер Герольд взорвал погреб с боеприпасами под артиллерийской батареей в гавани.

5. Матрос Герберт Бергер (17 лет), торпедировал и уничтожил портовые укрепления. За эту операцию он был награжден Железным крестом 2-й степени и получил звание ефрейтора.

Итоги операции были двоякими.

Немецкое верховное командование восприняло их с воодушевлением – рейд на Анцио был признан успешным. И у военного руководства Германии появилась надежда на то, что вражеское превосходство в море может быть нивелировано ассиметричными средствами ведения морской войны.

С другой стороны, первая же боевая операция морских диверсантов показала не только перспективы подобного подхода, но и растущее падение возможностей и ресурсов Третьего рейха: рейд проводился практически вслепую, у соединения «К» не было никакой достоверной и свежей информации о противнике в Анцио. Командование не могло обеспечить даже авиаразведку, не говоря о чем-то большем.

Боевые пловцы кригсмарине: первая кровь
Боевые пловцы кригсмарине: первая кровь
Американские солдаты осматривают немецкую управляемую человекоторпеду «Негер», выброшенную на берег пляжа в Анцио. Источник фото: waralbum.ru
Дополнительные сложности накладывало несовершенство самих человекоторпед, боевая эффективность которых всецело зависела от удачливости и личных качеств ее пилота. Отсутствие связи, возможности координации действий и средств навигации, низкая скорость, высокая аварийность, сложность развертывания – все это накладывало ограничения, которые сделали «Негеры» одноразовым оружием, не пригодным для массового использования. Впрочем, об этом мы поговорим в следующей статье.

Так или иначе, боевой дебют германских человекоторпед, несмотря на нанесенный врагу урон и низкие потери, оказался неудачен.

Союзники отныне знали о новой угрозе – фактора неожиданности больше не было. Более того, уже на следующий день американцами был найден один из «Негеров», пилот которого пал жертвой несчастного случая (в ту ночь он был одним из трех погибших морских диверсантов) и отравился двуокисью углерода – это позволило оценить новое оружие Третьего рейха и подготовиться к отражению новой опасности…

Продолжение следует…

Автор:Анжей В.
Использованы фотографии:waralbum.ru

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий