Гибель субмарин

Смерть подводных лодок

Взгляд первый: трагедии советские

«Есть основания предполагать, что подводная лодка погибла на больших глубинах. Ввиду того, что достоверных данных о причинах гибели «С-117» нет, об обстоятельствах гибели подводной лодки можно только догадываться. Гибель могла произойти при следующих обстоятельствах: неправильное управление при погружении, неисправность материальной части, столкновение с надводным кораблем. Вместе с этим были рассмотрены возможности преднамеренного ухода лодки в Японию или насильственного увода ее американцами. Личный состав имел высокоморальное состояние и являлся политически надежным, поэтому «японскую» версию считаем невероятной. А увод подводной лодки американцами, учитывая решимость личного состава, невозможным.»
14 декабря 1952 года. Старенькая «Щука» 5бис серии С-117 «Макрель» вышла на полигон боевой подготовки в Охотском море с экипажем в 52 человека. Командовал кораблём опытный командир Василий Красников, прошедший войну на Черноморских «малютках». 15 декабря командир отправил радиограмму о починке одного из дизелей… и тишина. Корабль не найден до сих пор, ни одну из версий подтвердить не удалось. В 1950 году лодка прошла капремонт, в 1952 – докование. Что случилось – мы вряд ли узнаем, море свои тайны хранит крепко.

«После обнаружения огней эсминца командир ПЛ по непонятным причинам дал команду на расхождение левым бортом, подставив свой правый борт под удар «Статного». Удар был настолько силен, что форштевень эсминца лопнул, а корпус ПЛ был практически расколот надвое. VI отсек был оторван полностью, его обнаружили на дне на расстоянии 30 м от места гибели ПЛ. Был разрушен V и поврежден IV отсек. После столкновения М-200 начала быстро погружаться и через 1-2 минуты затонула на глубине 53 м.»
21 ноября 1956 года. Столкновение, катастрофа, шторм мешает спасательной операции, лодку поднимают только через шесть суток силами СС «Коммуна». 28 погибших. Командиры кораблей получили сроки. Чего здесь больше – разгильдяйства или трагедии – вопрос сложный, но факт есть факт, головная «Месть» была потеряна на мелководье и недалеко от порта. Шесть человек, находящихся на мостике, спаслись. Мирное время, стандартно-дежурный выход, и… Через год всё на той же Балтике вспыхнул пожар на М-256 проекта А-615, лодка всплыла, но шторм помешал снять экипаж, 35 погибших. Опять СС «Коммуна» подняла корабль, но причина пожара так и не установлена.

«Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, которой выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо – и это спустя восемь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря…»
25 января 1961 года. Подводная лодка С-80 вышла в море для отработки задач. Лодка была модернизирована по проекту 644 и несла две крылатые ракеты «П-5». 27 января в 0:30 вышла на связь, а уже через час из-за неисправности поплавкового клапана РДП (обмерзание) затонула на глубине 196 метров. Весь экипаж (68 человек) погиб. Корабль нашли и подняли только спустя восемь лет. Причём нашли благодаря везению – поиски после аварии, несмотря на задействованные немалые ресурсы Северного флота, результатов не дали. Не два километра, всего то 200 метров…

«11 января 1962 года взорвалась советская подводная лодка Б-37 проекта 641, состоящая на вооружении Северного флота. По неизвестным причинам взорвался весь боезапас субмарины – 11 торпед. Погибли 59 членов экипажа Б-37 и 11 человек c находившейся рядом подлодки С-350.»
В отличие от катастроф предыдущих, Б-37 погибла на базе, утром, во время проворачивания механизмов. Версий о причинах взрыва море – истинной мы никогда не узнаем. Командира в итоге оправдали, потому как его вины-то и не было, разве что в отлучке с корабля в момент взрыва. Ещё одна загадка: что подвело – техника или люди? На этом мартиролог советских катастроф не окончен. Спустя шесть лет:

«К-129 с бортовым номером 574 под командованием капитана первого ранга Владимира Кобзаря вышла из бухты Крашенинникова 24 февраля 1968 года.»
Спустя 12 суток лодка пропала со связи. Подводный крейсер с тремя баллистическими ракетами на борту затонул в 600 милях от Гаваев. Лодку нашли ВМФ США и подняли её носовую часть в августе 1974 года. О причинах аварии споры идут до сих пор – от неисправности РДП и до столкновения с АПЛ США. Правды мы не узнаем – США полных данных об обследовании носовой части не предоставили, а глубина 5 километров и прошедшие десятилетия делают бессмысленным исследование оставшихся обломков. 98 моряков погибли на боевом дежурстве вдалеке от родных берегов.

«21 октября 1981 года, после столкновения с рефрижераторным судном, в заливе Петра Великого затонула подводная лодка С-178, входившая в состав Тихоокеанского флота.»
32 погибших, 20 человек (первые в мировой практике) были спасены спасательной подводной лодкой. Авария дурацкая, из-за ошибки оперативного дежурного ОВР, жертвы серьёзные и настоящие. Лодку в итоге подняли и разобрали на металл. В какой-то мере для нашей страны это стала последняя крупная катастрофа дизельной ПЛ. Улучшилась техника, улучшилась выучка, спал накал Холодной войны. Но не СССР единый – а что там у буржуев?

Взгляд второй: «la Belle France»

Смерть подводных лодок
5 марта 1946 года, Касабланка, Марокко. В порту стоит французская субмарина «Орфей». Взрыв торпед по неустановленным причинам, двое погибших, лодка списана.

6 декабря 1946 года, Тулон, испытания на прочность при погружении французской субмарины 2326 (в девичестве U-2326 23 серии). Корпус не выдерживает давления воды и… 26 моряков остаются на дне Средиземного моря.

«23 сентября 1952 года недалеко от места гибели 2326 исчезла подлодка Sibylle. Спасатели смогли найти только масляное пятно, саму же лодку обнаружить так и не удалось.»
Третья французская субмарина, погибшая за шесть лет, и снова – 46 погибших и непонятно – ни где, ни почему. История уже хорошо забытая, тем более что для Франции ничего не закончилось на этой катастрофе. Через 16 лет:

«Подводная лодка «Минерва», затонувшая более 50 лет назад, обнаружена в Средиземном море. Министр обороны Франции Флоранс Парли в своем «Твиттере» сообщила, что пропавшую полвека назад лодку нашли в районе Тулона на глубине 2350 метров.»
52 погибших, учения, взрыв… И только в 2019 году корабль удалось найти, толка с чего меньше нуля – глубина и время беспощадны. Спустя всего два года:

«4 марта 1970 года «Эридис» вышла из базы Сан-Тропе, на борту находилось 57 человек. В море субмарина должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника, для чего «Эридис» постоянно держала связь с базовым патрульным самолетом «Атлантик», вылетевшим с морской авиабазы Ним-Гарон. С самолета несколько раз видели бурун от перископа «Эридис», когда лодка находилась в семи милях к юго-востоку от мыса Камара. В последней радиограмме командир субмарины сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. В 7:13 «Атлантик» теряет радиолокационный контакт с подводной лодкой…»
Опять взрыв, опять 57 погибших и никакого понимания – почему. Единственное – лодку нашли сразу. Остаётся высказать осторожную версию: что-то не так было у французов либо с торпедами, либо с ТБ, иначе объяснить гибель двух однотипных кораблей по одной причине трудно. Тем более в 1983 году на борту французской субмарины снова взрыв водорода, в этот раз без фатальных последствий.

Взгляд третий: англосаксы

Смерть подводных лодок
«Утром 25 августа 1949 года во время тренировочного похода к северу от Полярного круга подводная лодка «Кочино» (SS-345) в компании с «Туском» (SS-426) попыталась погрузиться в Баренцевом море.»
Серия внутренних взрывов, 7 погибших, лодка затонула на глубине 250 метров. Вся разница с советскими и французскими субмаринами – описано в англоязычном интернете красиво и героически, без поиска дураков, как в нашей традиции, ну и было кому экипаж снять. В остальном – всё то же, с причинами до конца неясно.

«Опустившись на безопасную глубину, USS Stickleback неожиданно потеряла мощность и вынуждена была всплыть на поверхность, она всплыла на расстоянии около 200 метров впереди эсминца. USS Silverstein попытался увернуться и сильно повернул руль влево, чтобы избежать столкновения, но не смог увернуться и протаранил подводную лодку по левому борту.»
28 мая 1958 года Погибших в этот раз не было, а так – как у всех, человеческий фактор, его тоже никто не отменял. Не хуже и не лучше, чем у нас, да и по другому быть не могло, есть некие общие тенденции.

У англичан первая ПЛ в послевоенный период погибла 12 января 1950 года:

«В 19:00, когда субмарина проходила по устью Темзы, впереди показались три огня другого судна. Так как команда решила, что судно стоит, а с правого борта была опасность сесть на мель, был отдан приказ держать курс налево. Внезапно из темноты «вынырнул» шведский нефтяной танкер Divina и буквально снес подлодку со своего пути.»
64 погибших, среди них 18 рабочих-ремонтников. Единственная ПЛ, погибшая не в море, а на реке. Прошёл год, и 16 апреля 1951 года лодка HMS Affray погибла в Ла-Манше во время испытаний. 50 моряков и 25 ремонтников погибли вместе с кораблём. Лодку нашли, но причин катастрофы так и не установили. В 1955 году в Портленде взрыв на борту – ПЛ Сидон идёт на дно, унося с собой 13 человек. На вооружении корабля были парогазовые торпеды…

Взгляд четвёртый: у остальных

Смерть подводных лодок
Свою дань океану платили не только подводники великих держав, по мере увеличения флотов гибли лодки и держав второстепенных, сначала европейских, а по мере расширения продаж оружия – и не европейских. Есть определённая тенденция – как раз неатомные лодки мировых лидеров давненько не гибнут (не суеверный, но тьху-тьху), а вот молодых морских держав – вполне себе. Первой после войны стала С-4 испанского флота. 27 июня 1946 года столкновение с эсминцем «Лепанто» – 44 погибших. 4 апреля 1953 года свою дань отдали турки – столкновение с сухогрузом и 81 погибший.

Самая, пожалуй, загадочная гибель – ПЛ «Дакар» ВМФ Израиля. Лодка шла в Хайфу и пропала между Критом и Кипром 25 января 1968 года. Лодка шла с Портсмута, где её передали Израилю англичане, что породило стойкую версию о потоплении корабля ВМФ СССР. Тем не менее в 1999 году лодку нашли и огласили причину – неисправность и провал на большую глубину. Рубка поднята и размещена в качестве памятника. 69 погибших.

Отдали свою дань и китайцами – 21 января 1983 года пропала китайская ДПЛ с баллистическими ракетами, на борту которой помимо экипажа была группа учёных и инженеров. Подробности китайцы скрывают до сих пор, а то, что грешат на советскую атомарину – из разряда баек. Подлодка была не новой (советский проект 629А), постоянно использовалась для испытаний ракет и систем будущих ракетоносцев, плюс наличие гражданских – уже достаточно причин без поиска странного. Вторая подтверждённая авария – 16.04.2003 года, старенькая субмарина (реплика советской проекта 633). Экипаж выжег весь воздух, не остановив дизель при погружении, 70 погибших.

Ну и, наконец, три последних катастрофы – по одному кораблю потеряли Индия, Аргентина и Индонезия. У индусов – взрыв на борту и 18 погибших, причина детонации боезапаса не установлена; с аргентинским «Сан-Хуаном» не ясно ничего, кроме одного – корабль такого возраста пора бы списывать, а не гонять как новенький, но хроническое недофинансирование флота до добра не доводит. Официальная версия – взрыв аккумуляторной батареи после попадания воды через шнорхель; ну а индонезийцы – буквально на днях.

Что можно добавить? Катастрофы будут ещё, и не одна, океан – среда для человека враждебная, идеальных правил и механизмов ещё не создали и, думаю, не скоро создадут, а количество подводных кораблей будет только расти. Надо понимать – любой прогресс берёт свою плату, плату человеческими жизнями.

Автор:Роман Иванов

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий