О ликвидации безграмотности в СССР

О ликвидации безграмотности в СССР
Плакат 1920 года. Чтобы его прочитать, надо было уметь читать!

Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни –
Когда-нибудь и скоро, может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою –
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
(«Борис Годунов» А. С. Пушкин)
Источниковая база современных знаний. С чего начинается подготовка любой мало-мальски грамотной статьи?

Безусловно, с подбора материалов по ее теме. Если статья основательная, на серьезную, скажем так, социально-политическую тему, то источниками для ее написания должны послужить монографии либо статьи в известных рецензируемых изданиях, а также, причем едва ли не в первую очередь, научные диссертации, защищенные по этой теме, как кандидатские, так и докторские, а также статьи по ним из научных изданий из списка ВАК, которые легче всего найти в E-lab – электронной научной библиотеке.

Конечно, изучать проблему по чужим диссертациям дело хотя и очень интересное, но… накладное. Цена одной работы, которую сегодня любой гражданин России может заказать по электронной почте, составляет от 400 до 500 рублей в зависимости от ресурса. То есть уже три работы – это полторы тысячи. А если их 10? Понятно, что исследователь должен уметь остановиться, иначе ему никаких денег не хватит. Да и сил – читать работы в 180– 220 страниц, причем докторские диссертации, как правило, еще объемнее…

О ликвидации безграмотности в СССР
Плакат Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность». И вот что оно предлагало…
Но вот что может позволить себе буквально каждый россиянин, так это прочитать автореферат диссертации. Что это такое? А это ее краткое изложение, то есть все то, что в ней написано, но в конспективном изложении. Когда диссертацию Ученый Совет рекомендует к защите, он одновременно дает добро и на печать и рассылку ее автореферата. Обычно это брошюрка в 14–16 страниц. Рассылает ее соискатель ученой степени по списку. Сначала во все главные библиотеки страны, затем в библиотеки ведущих вузов и т.д. Причем, получив такой реферат, кафедра, занимающаяся этой же темой, обычно дает на нее рецензию. И если вам есть что сказать хорошего или плохого, то сделать это очень легко. А потом все полученные отзывы зачитываются на защите и принимаются к сведению.

Так вот, в Интернете авторефераты диссертаций размещаются бесплатно. И их можно читать, а вот саму диссертацию не заказывать, что экономит и силы, и время, и деньги. То есть при желании «подковаться» по какому-то вопросу можно довольно легко. И читать автореферат – совсем не то же самое, что читать занудный учебник или научную монографию. Хотя «науки» в них тоже хватает, а некоторые еще и написаны достаточно «тяжелым языком». Но… все это искупается интересными данными, причем все они имеют ссылки на соответствующие источники. То есть в достаточной степени достоверны.

Все это касается любой темы в области исторической науки. Для примера давайте рассмотрим тему, недавно прозвучавшую на ВО – тему ликвидации безграмотности в СССР. Из контекста статьи, где об этом шла речь, можно было понять, что речь идет о сравнительно быстрой и едва ли не одномоментной операции, после которой дотоле в основной своей массе неграмотные жители России стали все поголовно уметь читать и писать.

Но так ли это было на самом деле?

О ликвидации безграмотности в СССР
Плакат 1923 года
На самом деле эта тема привлекла внимание множества исследователей, как в советское время, так и после 1991 года. Обратившись к ресурсам интернета, мы увидим, что работ, этому посвященных, очень много, причем самого разного плана. Например, «Рост образовательного уровня населения Казахстана в период построения социализма (1917–1937 гг.) (Историко-демографическая характеристика)»; «Борьба за осуществление ленинского декрета о ликвидации безграмотности среди населения в казахском ауле (1917–1940 гг.)»; «Культура провинциального российского города в середине 20-х – первой половине 30-х гг. XX века: на примере городов Поволжья»; «Государственная политика в сфере культурного строительства в Нижнем Поволжье в 1928–1941 гг.»; «Образование в Дагестане во второй половине 20-х – 30-е годы XX века»; «Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897–1939 гг.: на материалах Оренбуржья»; «Общество «Долой неграмотность»: история создания и деятельности в 1923–1927 гг.: на материалах Верхнего Поволжья»; «Советская политика ликвидации неграмотности в 20-е – середине 30-х гг. XX века: на материалах Нижнего Поволжья»; «Государственная политика по просвещению населения Ханты-Мансийского национального округа в 1931–1941 гг.»; «Ликвидация неграмотности на территории Мордовского края в 20-е – 60-е гг. XX века» и т.д.

О ликвидации безграмотности в СССР
А говорят, что у нас не было комиксов. Были, как же без них
Но, как всегда, научные работы в одном месте, а те, кто мог бы их прочитать – в другом. Хотя, как здесь уже отмечалось, интернет позволяет это противоречие успешно преодолевать. Было бы лишь желание…

А узнать из всех этих исследований можно много всего интересного. И прежде всего, что ликвидация тяжелого наследия царской России была делом совсем не легким, отнюдь не быстрым и в достаточной степени… противоречивым.

Давайте обратимся лишь к одной из работ этого плана, которая называется так: «Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917–1930-х годах». Тема диссертации и автореферата (по ВАК РФ 07.00.02) кандидата исторических наук Натальи Николаевны Сологуб (Пенза, 2004).

Итак, прежде всего, она отмечает, что одной из особенностей борьбы с безграмотностью было поручение этой работы… ВЧК. И в диссертации подробно показано, что неграмотность ликвидировалась не убеждением, а методами принуждения. Причем последние достигали в те годы неслыханных размеров и, по словам соискателя, проявлялись «в самых чудовищных формах, вплоть до ареста и заключения под стражу не желавших учиться». В годы первых пятилеток стало все более заметным огосударствление процесса ликвидации неграмотности. Причем в конце 20-х – первой половине 30-х годов этот процесс приобретал самые различные виды и формы. То есть занимались этим и общественность, и государство. Но магистральная линия последнего заключалась в том, чтобы общественные организации, боровшиеся с безграмотностью, поставить под контроль и партийных, и советских органов, вдоль, так сказать, всей вертикали власти.

Как результат – общественные организации сделались со временем придатком государственных органов. Был установлен жесткий контроль над ними, который ни к чему хорошему не привел. Вернее, привел к исчезновению всякой народной инициативы в этой области. А еще тотальный государственный контроль привел к тому, что в борьбе с неграмотностью стало применяться жесткое планирование, а оно не очень хорошо сочеталось с добровольностью этого процесса. И получалось, что «спускаемые сверху» планы очень часто были совершенно нереальными или, по крайней мере, трудновыполнимыми. Поэтому нижестоящие органы, боясь взысканий сверху, стали прибегать к фальсификации результатов по борьбе с неграмотностью. Данные по вертикали власти поднимались со ступеньки на ступеньку и в итоге приобретали все более «извращенный вид».

О ликвидации безграмотности в СССР
«Указующий палец» – популярный мотив множества плакатов на самые разные темы
А в итоге правительство видело искаженную картину происходящего, которая, однако, становилась основой для принятия еще более нереальных планов. Итогом стал результат переписи 1926 года, который правительство совсем не обрадовал. И взять бы государству, да изменить политику в этой области, от жесткого администрирования уйти, но вместо этого оно усилило свой контроль над деятельностью общественных организаций, боровшихся с неграмотностью населения.

А в это время появилась одна интересная народная инициатива, новый метод борьбы с неграмотностью – культпоход. Но как только культпоход был поставлен под госконтроль, к ожидаемым результатам он не привел. В итоге новая перепись населения, намеченная на 1932 год, была перенесена на 1937 год.

О ликвидации безграмотности в СССР
Неграмотная женщина была закрепощена, грамотность ее раскрепощала!
Более того, теперь под широкой общественностью начали понимать не то, что понимали раньше. Добровольно участвовать в борьбе с неграмотностью, кроме интеллигенции и в первую очередь учительства, призывалась масса комсомольской молодежи. Выгода была та, что эта «общественность» уже прошла идеологическую обработку. И во-вторых, у нее уже была своя властная вертикаль в лице ВЛКСМ, а та находилась под партийным контролем.

В своей диссертации исследователь отмечает, что все говорит о неподдельном энтузиазме комсомольской молодежи, который она проявила в начале. И комсомольцы отправились в культпоходы, разнося культуру и грамотность по селам. Участники культпохода искренне стремились выполнить свою важную гуманную работу.

Но как можно что-то делать, если у тебя нет ни знаний, ни педагогического опыта?

То есть речь могла идти только о ликвидации формальной неграмотности. Число формально грамотных росло, да. Но фактически ситуацию оно не отражало. Главный лозунг – «Грамотный, обучи неграмотного!», понимался в буквальном смысле этого слова, что, в общем-то, особого смысла не имело. А как? А грамотный этого не знал. Обучению грамоте учат!

О ликвидации безграмотности в СССР
А вот так выглядел плакат под этот лозунг. Один из плакатов, конечно…
И результаты форсирования этого процесса не заставили себя долго ждать. В стране возникло новое, причем массовое явление – рецидивы неграмотности и малограмотность. Добровольность участия в культпоходе стала заменяться «принудиловкой». Да и сам культпоход, поставленный в жесткие рамки планирования, в итоге дал дутые цифры по выполнению и перевыполнению этого плана. А так как качество грамотности, что росла за счет культпохода, никто не проверял, то… положительные показатели множились, а вот реальное положение дел от них сильно отличалось.

О ликвидации безграмотности в СССР
Забота о населении национальных окраин. В статье Г. М. Ивановой (ссылка в конце статьи) хорошо написано о том, как она осуществлялась
Отложив перепись 1932 года, государство, по сути, расписалось если уж и не в полном провале борьбы с неграмотностью, то в сильном её отставании от запланированного уровня. Но единственный вывод, который государственные органы сделали из культпохода, был такой: сделать культармейцами… учителей, в первую очередь из числа молодежи, и передать дело ликвидации неграмотности в руки профессионалов. Но при этом они не должны были получать оплату за свою работу, а вести ее на полном энтузиазме и на общественных началах.

А теперь, рассмотрев на основе одной диссертации один пласт информации по данному вопросу, обратимся к работе доктора исторических наук Г. М. Ивановой, которая называется «Государственная политика ликвидации неграмотности в СССР в 1950–1960-е гг.». Она размещена в интернете, так что познакомиться с ней легче легкого. Труд этот достаточно обширен, поэтому мы используем лишь часть его содержания. А именно то, чем вся это борьба с неграмотностью закончилась уже… в 60-е годы ХХ века.

О ликвидации безграмотности в СССР
Хороший плакат, но вы только посмотрите, какую книгу она читает… Ай-ай, нехорошо-то как! Ну да, потом ее запретят…
Оказывается, по данным Всесоюзной переписи 1959 года в СССР проживало 208,8 млн граждан (162,5 млн старше 10 лет). Занятых трудом было 99,1 млн. Так вот, из этого количества даже начального образования не имели 23,4 млн человек или 23,6 % трудящегося населения. А совершенно неграмотных было 3,5 млн человек. Однако данные переписи по количеству грамотных и неграмотных в нашу печать не попали! Зачем людей лишний раз волновать?!

О ликвидации безграмотности в СССР
«Люди ходят в библио… библиотэки!»
В итоге в 1962 году 27 августа было принято секретное постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров, по которому ликвидация неграмотности должна была завершиться к 1 июля 1965 года. То есть наши космические корабли уже полным ходом бороздили просторы Вселенной, а в стране, объявленной страной поголовной грамотности, были еще миллионы неграмотных!

Так что никак авторам каких бы то ни было статей о великих свершениях социализма в нашей стране нельзя однобоко освещать имевшие место процессы. Дело «культурной революции» в России растянулось на много десятилетий, а по большому счету оно не получило своего завершения до сих пор!

Использованная литература:

1. «Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917–1930-х годах». Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сологуб, Наталья Николаевна. 2004, Пенза.

2. Государственная политика ликвидации неграмотности в СССР в 1950–1960-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология». Иванова Галина Михайловна https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-likvidatsii-negramotnosti-v-sssr-v-1950-1960-e-gg

Автор:Вячеслав Шпаковский

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий