Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Итак, в начале XIX столетия мы видим на острове Эспаньола процветающую французскую колонию Сен-Доминго на западе и заштатную бедную испанскую колонию Санто-Доминго на востоке.

Их жители не любили друг друга и говорили на разных языках: гаитяне – на французском и креольском, доминиканцы – на испанском. Оба эти государства были в то время типичными «банановыми республиками», и оба в XX веке пережили оккупацию со стороны США. Но дальнейшие события доказали, что богатство легко превращается в пыль при неумелом управлении и неискоренимой жадности и продажности элит. Это произошло в государстве победивших рабов – Гаити.

С другой стороны, недостаточное экономическое развитие территории не помешало Доминиканской Республике быстро и по всем показателям обогнать конкурента и стать престижным тропическим курортом мирового уровня. Более того, именно слабая экономическая активность позволила сохранить леса и красоту природы Доминиканы. На представленной ниже фотографии, сделанной с одного из искусственных спутников, нанесена граница между Гаити и Доминиканской Республикой.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Но приблизительную границу между этими государствами можно определить и без этой линии.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
А на этой таблице мы видим некоторые социально-экономические показатели данных стран.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Это панорама города Порт-о-Пренс, столицы Гаити.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
И панорама столицы Доминиканской Республики Санто-Доминго.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Добавим, что по «индексу человеческого развития» (ИЧР) в 2019 году Доминиканская Республика находилась на 89-м месте, а Республика Гаити – на 170-м.

Немного поговорим о новейшей истории этих стран.

Республика Гаити

Государство победивших рабов попало под опеку США, и счастья это Гаити не принесло.

В 1915 году по приказу президента Вудро Вильсона в Порт-о-Пренсе высадились американские морские пехотинцы. На протяжении 19 лет страна была фактически оккупирована США. Восстание, которое поднял Шарлемань Перальт, было потоплено в крови, погибли 13 тысяч человек. Войска США покинули Гаити в 1934 году. За это время американцы успели сформировать здесь компрадорскую элиту.

Ярчайшим представителем породы «хороших американских сукиных сыновей» был Франсуа Дювалье. Политическую карьеру он начал в 1946 году в качестве министра здравоохранения и поэтому наиболее известен был под прозвищем Папа Док. Но сам себя он любил называть «непререкаемым лидером революции», «апостолом национального единства» и «благодетелем бедных». В 1957 году на посту президента Гаити оказался учитель математики Даниель Финьолеи. Уже через 19 дней после вступления в должность он был арестован и выслан из страны. Люди пытались протестовать, но демонстрации были разогнаны с применением силы, погибло около тысячи человек.

На организованных военной хунтой выборах победу одержал Дювалье. Дипломированный врач, он объявил себя жрецом культа вуду, «повелителем зомби» и оборудовал в своем дворце собственную камеру пыток. Полагают также, что в одежде и поведении он подражал одному из самых могущественных духов вуду – барону Субботе, всегда показывался на публике в черном фраке, цилиндре или шляпе того же цвета, очках. Однако он больше полагался не на мистические ритуалы, а на отряды боевиков «добровольной милиции» – Tonton Macoute (от имени духа, который похищает и съедает детей). Вместо зарплаты они получали право грабить своих жертв.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Ф. Дювалье и члены одного из отрядов «добровольной милиции»
Подозреваемых в нелояльности людей эти молодчики забивали камнями и сжигали заживо, громили их дома и уничтожали имущество.

О своей профессии Дювалье также не забывал. Некоторые утверждают, что по его приказу был организован принудительный забор донорской крови, 2500 литров которой ежемесячно продавалось в США. Другие, впрочем, говорят, что донорская кровь отправлялась в США не регулярно, а периодически.

Единственным американском президентом, который с брезгливостью относился к этому диктатору, был Джон Кеннеди. Он даже посмел распорядиться о прекращении американской помощи. Имевший давние и глубокие связи во властных структурах США Дювалье знал, что Кеннеди не пользуется авторитетом у истинных хозяев этой страны и фактически приговорен ими. И потому позволил себе заявить, что 2222 раза проткнул иглой куклу, изображавшую американского президента, что приведет того к неминуемой гибели. После убийства Кеннеди в Далласе граждане Гаити окончательно убедились в недюжинных колдовских способностях своего президента.

Этот «вождь мертвых» умер в 1971 году. Его наследник – 19-летний Жан-Клод Дювалье, остался в истории под прозвищем «Бэби Док». Его женой стала Мишель Беннетт, праправнучка «короля» Гаити Анри Кристофа. Гаитянам эта дама запомнилась в том числе любовью к дорогим шубам, появляться в которых на публике ей не мешала даже традиционная жара.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Жан-Клод Дювалье и Мишель Беннетт
Младший Дювалье правил страной на протяжении 15 лет, но был свергнут в 1986 году. Благополучно бежал, успев к тому времени наворовать в нищем государстве сотни миллионов долларов. За время правления «папы и сына» было убито, по разным данным, от 30 до 50 тысяч гаитян, ещё 300 тысяч бежали из страны.

Мира и благополучия этот переворот Гаити не принес, поскольку революционеры тут же начали грызться между собой, а заодно и сводить счёты с политическими противниками. Экономика практически не подавала признаков жизни, однако, на личные нужды новым хозяевам денег пока хватало.

В 1991 году к власти в стране пришел священник Жан-Бертран Аристид. Этот служитель Бога был известен своими советами по «правильному» сожжению политических противников: на шею жертве следовало надеть «ожерелье» – облитую бензином автомобильную шину. В свободное от государственных обязанностей время «святой отец» пытался писать музыку и развлекался игрой на пианино, гитаре, саксофоне, кларнете и барабане. Аристид также был свергнут, но американцы вернули его «на престол» Гаити. В 2000 году он снова был избран президентом – и вновь свергнут в 2004.

В 2010 году, в довершение всех несчастий, в Гаити произошло катастрофическое землетрясение, во время которого погибли свыше 220 тысяч человек, ранения получили более 300 тысяч, а 3 миллиона – лишились жилья. Экономический ущерб оценивался примерно в 5,6 миллиардов долларов, а помощь, полученная от иностранных государств и различных общественных организаций – в 10 миллиардов. Дальнейшая судьба этих средств неизвестна. Чудом неразворованных денег не хватило даже на полноценный ремонт зданий государственных учреждений в столице страны. Очень «кстати» пришелся ураган Мэтью (2016 год), который нанес огромный ущерб еще не оправившейся от последствий землетрясения несчастной стране, но помог нечестным политикам и бизнесменам «легализовать» украденные деньги.

Уровень нищеты в современном Гаити поражает даже жителей небогатых стран «черной Африки». Постоянной работы не имеют более 70 % гаитян, средний заработок работающих составляет 2,75 доллара в день. Основным источником дохода многих семей являются переводы от уехавших за границу родственников (таких счастливчиков насчитывается более миллиона человек) и гуманитарная помощь. А самым прибыльным видом «бизнеса» считается даже не наркоторговля, а распределение гуманитарной помощи.

Об уровне преступности и степени небезопасности говорит недавнее (в ночь на 7 июля 2021 года) убийство президента Жовенеля Моиза, которого называли «банановым королем Гаити» (его жена была смертельно ранена и скончалась в больнице). Его дом располагался в тщательно охраняемом районе Пелерин, который считается самым безопасным местом страны. Это не помешало группе неизвестных расстрелять главу государства. Оправданием для охранников может служить тот факт, что говорившие на испанском и английском языках нападавшие представились агентами Управления по борьбе с наркотиками США (DEA).

Всем ведь известно, что любые силовые ведомства этой страны имеют полное право устраивать государственные перевороты в любой стране мира. Посол Гаити в Вашингтоне Бокчит Эдмонд назвал эту акцию «нападением на нашу демократию». Он, видимо, забыл, что в 2019 году при Моизе в Гаити не состоялись выборы в парламент. И что после того, как были разворованы средства кредита для покупки дешевой нефти в Венесуэле, Моиз распорядился арестовать 23 человека, посмевших потребовать расследования этой истории. Среди них оказался и один из членов Верховного суда. В качестве оправдания своих действий Моиз заявил, что является … диктатором!

Видимо, не знает посол Гаити в Вашингтоне и об апрельском письме группы американских законодателей госсекретарю Энтони Блинкену, в котором выражалась «серьезная и безотлагательная озабоченность» состоянием дел в Гаити и утверждалось, что правительство Моиза «не может удовлетворить даже самые элементарные потребности своих граждан» (сообщение Financial Times). Даже интересно, кстати: простое это совпадение или Блинкен так оперативно отреагировал?

Впрочем, мало кто надеется, что при новом президенте жизнь в Гаити изменится в лучшую сторону.

По версии соседей-доминиканцев, убийц вызвали из Колумбии и Венесуэлы «очень могущественные люди в Гаити, которые занимаются наркоторговлей и похищением людей». Власти Доминиканской Республики распорядились закрыть государственную границу с Гаити. Сообщается об уничтожении четырех нападавших и задержании двух из них. Международные наблюдатели с тревогой сообщают об огромном «риске нестабильности и эскалации насилия» в этой стране.

Доминиканская Республика

Мы помним, что это государство также политической стабильностью не отличалось, а «стартовые» условия были крайне низкими. Внешний долг Доминиканской Республики был так велик, что в 1903 году несколько европейских стран (Франция, Германия, Италия, Нидерланды) даже рассматривали возможность совместного выбивания его с помощью «дипломатии канонерок». При Теодоре Рузвельте Доминиканская Республика фактически оказалась под внешним управлением: американцы контролировали таможню и финансовую политику. А с 1916 по 1924 годы Доминикана и вовсе была оккупирована США. В общем, все было почти как в Гаити.

Кстати, в апреле 1963 года американские войска вторглись в Доминиканскую Республику ещё раз: Линдон Джонсон тогда заподозрил так называемый «Гражданский триумвират» в симпатиях к коммунистам. Относительно стабильной политическая ситуация в этой стране стала лишь после президентских выборов 1966 года. Но не будем забегать вперёд.

В 1930 году к власти в Доминикане пришел очередной диктатор – Рафаэль Леонидас Трухильо Молина. Это был командир Национальной гвардии, созданной в Доминиканской Республике с помощью военных советников из США.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Трухильо был не менее жесток, чем тот же Дювалье. Недобрым словом поминают его не только доминиканцы, но и жители Гаити. Дело в том, что, урегулировав, наконец, в 1937 году пограничные споры с соседями, он приказал даже не депортировать, а уничтожить всех гаитян, оказавшихся на отошедшей к нему территории – до 20 тысяч человек.

В историю эти события вошли под названием «Петрушечная резня». Дело в том, что испанское название петрушки – perejil (перехиль). Во французском и креольском языках звук «р» произносится совершенно по-другому. Поэтому убивали тех, кто не мог правильно произнести название этой травы. Священник Англиканской Церкви Чарлз Барнз, который попытался сообщить об этих зверствах в США, был убит и в настоящее время почитается, как мученик.

Под давлением мировой общественности Трухильо согласился выплатить родственникам жертв компенсацию, общую сумму которой удалось снизить с 750 тысяч долларов до 525 тысяч: получилось примерно по 30 долларов за убитого. Однако гаитянские чиновники выплатили семьям потерпевших суммы, эквивалентные двум американским центам. Остальные деньги были ими присвоены.

Трухильо был сторонником политики «обеления» Доминиканы (blanquismo) и потому поощрял иммиграцию: и потерпевших поражение испанских республиканцев, и германских евреев. После начала «холодной войны» диктатор объявил себя «антикоммунистом номер один», что очень понравилось политикам США, которые теперь благосклонно закрывали глаза на выходки очередного «любимого сукина сына».

О себе и своей семье Трухильо тоже не забывал. Утверждают, что «в двенадцати его домах стояли шкафы, битком набитые дорогими костюмами, пиджаками и рубашками, которые он носил исключительно с золотыми или платиновыми запонками». Одних только галстуков насчитали потом около 10 тысяч. Один из сыновей диктатора получил звание полковника в возрасте 4-х лет. Двери доминиканских церквей тогда украшали надписи: «Трухильо на земле, Бог на небе».

Трухильо любил, когда его называли El Jefe – шеф. Однако доминиканцы переиначили это прозвище – «el chivo» (козел). День убийства Трухильо в Доминикане сейчас называют «праздником козла» – La fiesta del chivo.

Но политическая стабильность, наступившая, наконец, в этой части райского острова Эспаньола, способствовала привлечению иностранных инвестиций. На территории Доминиканы строились промышленные предприятия, электростанции, железные и автомобильные дороги, вкладывались деньги в сельское хозяйство. В 1961 году Доминиканская Республика уже значительно опережала по всем показателям и Гаити, и многие другие государства Вест-Индии.

Однако и ненависть к диктатору в Доминикане уже была так высока, что американцы стали опасаться здесь революции по типу Кубинской. Некоторые полагают, что люди из ЦРУ стояли за спиной убийц Трухильо, расстрелявших его автомобиль 30 мая 1961 года. Связи между ними и людьми «Управления» признаны даже в США, но нет доказательств, что убийство было осуществлено именно по приказу из Лэнги.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Расстрелянный автомобиль Трухильо

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Памятный знак на месте убийства Трухильо
Власть была передана одному из соратников Трухильо – Хоакину Балагеру, который занимал пост главы государства до 1962 года.

Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики
Joaquin Balaguer
В 1965 году американцы, как мы помним, пошли на временную оккупацию Доминиканской Республики. Президент Линдон Джонсон опасался возвращения к власти свергнутого в сентябре 1963 года Хуана Боша – лидера оппозиционной Доминиканской революционной партии. На состоявшихся позже выборах президентом снова стал Балагер, который занимал этот пост до 1978 года. В третий раз Балагер был избран президентом в 1986 году и правил до 1996 года.

Хоакина Балагера вполне справедливо обвиняли и в коррупции, и в фальсификации выборов. Но при этом был у этого политика один крайне любопытный пунктик. Балагер оказался очень большим любителем природы и активно противостоял хищническим методам ведения хозяйства. Он резко ограничил производство древесного угля и установил льготы на импорт и использование природного газа, запрещал вырубку лесов и дал огромным территориям статус заповедников и национальных парков. Выделил деньги для организации зоопарка, ботанического сада, аквариума и музея естествознания, которые сейчас являются весьма популярными туристическими объектами.

Балагеру пришлось сложить свои полномочия в 1996 году. Следующие выборы в Доминикане впервые в истории страны международными наблюдателями были признаны честными. Новым президентом стал Леонель Фернандес – кандидат от основанной Бошем в 1973 году Центристской партии доминиканского освобождения.

В 1998 году организация Freedom House признала Доминиканскую Республику демократической страной.

Политическая стабильность благоприятно сказалась на экономических показателях. В столице страны с 2009 года работает метрополитен (в настоящее время его линии являются самыми протяженными в Карибском регионе). Стремительно развивается сфера международного туризма.

Автор:Рыжов В. А.

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий