История проката автомобилей в СССР

Прокат автомобилей

 

Первый пункт проката открылся в Москве в июле 1956 года. Это не сходится с расхожей версией, что прокат открылся в 1959 году, после того, как Хрущев увидел систему автомобильного проката в США. По мнению Хрущева, в условиях оживления экономики страны после войны, учитывая ограниченные возможности автопрома по выпуску личных машин в требуемых объемах, прокатная система позволяла обойтись в 10-15 раз меньшим числом автомобилей. Прокат был доступен простым людям, и известны случаи, когда группа товарищей брала прокатные машины для длительных поездок на юг, в том числе из Москвы в Крым, так же очень популярна была услуга прокат машин с водителем.

Хрущев Никита Сергеевич - крестный папа проката лекговых автомобилей в СССР

Мне не удалось найти документы, на основании которых начала функционировать сеть автопроката. Первые документы, где явно прописан прокат автомобилей, датированы 1960 годом. Прокат легковых автомобилей осуществлялся на основе Устава автомобильного транспорта РСФСР (ст. 97-99, 153-156), утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 (3), и изданными в соответствии с ним Правилами пользования легковыми автомобилями на условиях проката (без шоферов) на территории РСФСР, утвержденными приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 17 сентября 1962 г. Вот фрагмент из Устава автомобильного транспорта.

РАЗДЕЛ V

ПРОКАТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

97. Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования предоставляют гражданам во временное пользование по договору проката легковые автомобили за плату, размер которой определяется тарифами.

98. Автотранспортное предприятие или организация обязаны предоставлять напрокат автомобили в состоянии, отвечающем правилам технической эксплуатации легковых автомобилей.

99. Условия и порядок предоставления автомобилей напрокат определяются Типовым договором проката легковых автомобилей в РСФСР, утверждаемым Советом Министров РСФСР. Отступления от указанного Типового договора, ограничивающие права пользователей, недействительны.

Эти документы просуществовали очень долгое время и после окончания эпохи проката автомобилей. Например, Постановление Совета Министров БССР от 13 января 1960 г. N 20 «Об утверждении временных тарифов за пользование легковыми автомобилями на условиях проката» (СЗ БССР, 1960 г., N 1, ст. 8) было признано утратившим силу в… 2007 году!

Мне не удалось найти информацию об инвестициях в развитие сети прокатных пунктов на территории СССР. Из разных источников можно предположить, что проект был очень масштабный. Вот только некоторые данные. В 1956 году Первый московский пункт проката имел в активе 80 автомобилей. К 1962 году пункты проката появились уже в 40 городах СССР. 11 марта 1959 года в Свердловске (ныне — Екатеринбург) открылся пункт проката, в котором только Волг (М-21) было 20 единиц. В ноябре того же года в Свердловске даже прошла рекламная кампания: «Свердловское автохозяйство выдаёт напрокат автомобили М-21 «Волга», М-20 «Победа», «ГАЗ-69». Обращаться по адресу: ул. Шейнкмана, 29».

Более детальной информации найти не удалось. Из контекста разных материалов можно предположить, что пункты проката открывались на базе таксомоторных парков или автохозяйств (автобаз). Основными прокатными автомобилями были М-20 «Победа», «Москвич-407» и внедорожник «ГАЗ-69». Срок проката составлял от 3 часов до 1 месяца. Можно также предположить, что в прокат попадали бывшие таксомоторы. Вот, например, качественный состав Первого московского пункта проката: из 80 автомобилей 9 имели пробег свыше 250 тыс. километров, 24 — от 200 тыс. до 250 тыс., 37 — от 100 тыс. до 200 тыс. и 10 — до 100 тыс. Тарифы найти не удалось.

В журнале Огонек в 1959 встретилась интересная информация — чтобы взять машину в прокат, надо было получить разрешение в клубе туристов.

Фрагмент страницы журнала Огонек

Иногда о прокате писали в воспоминаниях. Повторю фрагмент из статьи про “Победу“.

Станций техобслуживания в те годы в Москве было мало. Поэтому свою «Победу» я чинил сам. Когда моя машина ездить «не желала», я отправлялся в пункт проката автомобилей. Тогда на Киевском вокзале существовал прокат, в котором можно было буквально за копейки арендовать машину на любое время. Появилась эта услуга при Хрущеве. Он посчитал, что гражданам совершенно необязательно иметь собственные автомобили, и верил, что скоро мы пересядем на прокатные.

И еще

После получения прав мы с Васей Великим — моим одногруппником, оформили абонементы на прокат автомобиля: при Хрущёве были в городах такие образования — пункты проката автомобилей. Там можно было взять «Москвич-407» или внедорожник «ГАЗ». Я воспользовался услугами проката дважды. Каждый раз хорошо «пощекотал» нервы, второй раз даже получил удовольствие от езды по новой окружной дороге вокруг г.Львова, т.к. машина была неплохая, только колёса были лысые. Развил скорость 90 км/час! Эти прокатные пункты просуществовали недолго. А жаль! Условия проката там были вполне сносные. Некоторые люди даже к морю с семьей путешествовали! Но всё хорошее почему-то быстро заканчивается…

Почему же такое хорошее начинание завершилось довольно быстро? Здесь информация противоречива.

Наиболее распространенная версия, которую мне удалось найти, заключается в том, что граждане машины брали, затем снимали с них детали, и ставили старые детали от своих автомобилей. Я думаю, что такие факты имели место, но все-таки не носили массовый характер. По крайней мере, более-менее официальной информации найти не удалось. Кроме того, как уже писал выше, в одном из московских прокатных пунктов из 80 автомобилей более 70 имели пробег более 100 тыс. км. Что с них было снимать-то?

Вторая причина заключается в том, что от проката отказались после смещения Никиты Хрущева. Тогда была волна отказа от вещей, инициатором появления которых он был. Вот и прокат стал жертвой аппаратных игр.

На самом деле, я думаю, что прокат прекратился по совокупности этих причин. При этом необходимо иметь еще в виду, что по Уставу автомобильного транспорта, разработка договора с гражданами возлагалась на местные власти. При этом ответственность за использование арендованными автомобилями лежала на арендаторах. Но местные власти неохотно шли на развитие автопроката и подготовку подзаконных актов. Вот что писалось в 1975 году в книге «Гражданско правовое положение личности в СССР» под редакцией Н.С. Малеина.

Тем не менее предписание гражданских кодексов и уставов автомобильного транспорта об утверждении типовых договоров проката легковых автомобилей остается нереализованным. Прокат легковых автомобилей практически ограничен (одно время пункты проката автомобилей действовали весьма успешно). В печати указывалось, что необходимо найти лучшую форму организации автопроката и всячески его развивать. Уже в ближайшие годы автопрокат поможет удовлетворить потребности населения в легковых автомобилях36. Существующее ныне положение приводит по сути дела к некоторому ограничению гражданской правоспособности тех лиц, которые желали бы реализовать предоставленное им законом право пользования автомашинами по договору бытового проката.

Хотя там, где это работало, условия штрафов и компенсаций для арендатора были довольно жесткие, что тоже делает сомнительным съем запасных частей с прокатных автомобилей. Наниматель автомобиля — платил за испорченные детали в трехкратном размере их розничных цен (ст. 155 Устава автомобильного транспорта РСФСР). Практически все типовые договоры и правила бытового проката устанавливали законные неустойки в виде штрафов за просрочку внесения нанимателем наемной платы. В случае гибели и утраты предмета, взятого напрокат, наймодатель кроме стоимости имущества имел право взыскать с нанимателя сумму неполученного дохода.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий