Факт закрытия для посещений Севастополя неместными гражданами до 1956г и с 85-го по 95-й год достаточно известен. Меньше информации про то, что в 80-х в летний период вводились ограничения для въезда иногороднего автотранспорта на всё побережье между Феодосией и Севастополем.
Во времена СССР, как известно, выезд за границу был крайне ограничен. Желающие отдохнуть на берегу моря могли делать выбор в основном между Крымом и Кавказом. При этом мест в пансионатах и санаториях было для всего СССР явно недостаточно, и даже не самые бедные люди иногда не могли туда попасть. Но у них были автомобили…
В 50-е и 60-е годы авто, правда, было не так много. Поэтому все автолюбители могли при желании найти себе место даже на ЮБК. Но уже в 60-е автостоянки в самых удобных местах побережья стали платными. Помню такую в Рабочем (сейчас Профессорском) Уголке на берегу ныне спрятанной в трубу речушки, рядом с местом, где в настоящее время находится пансионат “Днепр”. В 70-е годы выпуск машин и их продажа возросли многократно, население автостоянок соответственно тоже – на Симферопольской трассе неутомимо крутились колёса разнообразных “Волг”, “Жигулей”, “Москвичей”, “Запорожцев” и даже мотоколясок. Благо бензин был намного дешевле минеральной газированной воды. С другой стороны, часть старых автостоянок застроилось деревянными конурками. Дело в том, что количество безлошадных отдыхающих также резко возросло, а число квартиросдатчиков увеличилось незначительно – просто не хватало жилого фонда, массовое жилищное строительство только набирало обороты. В этих условиях возникло много новых стоянок в восточном, западном и северном Крыму, но вместимость большинства из них к 80-м годам тоже исчерпалась. А на Южном берегу местные власти запретили или резко ограничили въезд авто в курортные города и посёлки. Знаки, как и сейчас, помогали мало, зато отсев ГАИшниками неместных легковых авто на перевалах либо вблизи них был достаточно эффективен. В некоторые годы проехать в зону от Феодосии до Севастополя можно было лишь при наличии путёвки в санаторий или дом отдыха либо специального маршрутного листа, как на фото. Он выдавался (точнее, продавался) в Чонгаре, на Перекопе или на Керченской переправе. Можно было делать выбор между стоянками в Феодосии, Планерском (Коктебеле), Судаке, Рыбачьем, Солнечногорском, Николаевке, Саках, Межводном, Стерегущем и Портовом. Не исключено, ещё какую-то забыл. При этом в разгар сезона свободные места были лишь в трёх последних. Но для мотороллера, на котором тогда ездил, место находилось везде. А проникнув в тот же Судак, далее можно было передвигаться на запад вдоль берега уже без всяких препятствий, чем я и пользовался.
В конце 80-х наплыв отдыхающих в Крыму уменьшился в связи с начавшимся падением жизненного уровня большинства населения, и все ограничения, равно как и маршрутные листы, ушли в прошлое.
По дороге из Симферополя в Евпаторию в том месте, где она проходит вблизи берега моря, до сих пор сохранились странные бетонные параллелепипеды как слева, между дорогой и морем, так и справа, в свободном промежутке до железной дороги. Это бывшие туалеты, которые обслуживали гигантскую автостоянку, протянувшуюся от места выхода трассы к морю и почти до памятника морякам-десантникам. Те редкие авто, что сейчас стоят вдоль берега, не составляют и процента от того количества, которое здесь было в летнее время 80-х годов.