На фоне заслуженной боевой славы бронепоезда «Железняков», судьбы остальных советских бронепоездов, воевавших в Крыму в годы Великой Отечественной войны, оказались в тени. Не замечены они авторами таких солидных трудов как «Боевая летопись военно-морского флота» и «История Черноморского флота», хотя минимум два из них были флотскими, то есть, укомплектованы моряками и подчинялись командованию Черноморского флота. Об этих бронепоездах осталось очень мало информации, не сохранилось ни фотографий, ни чертежей. Поэтому в этой статье не исключены ошибки, связанные с несоответствием данных, приведенных в разных источниках.
В Крыму всего две линии железной дороги. Одна идет от Севастополя с юга на север, вторая – от Керчи с востока на запад. Пересекаются они на станции Джанкой, откуда разветвляясь, идут через Ишуньский и Пере-копский перешейки на запад на Херсон и, через Чонгарский перешеек, – на север на Мелитополь. Да еще художник И.К. Айвазовский провел за свои кровные железнодорожную ветку от станции Владиславовка до Феодосии. [1]
Первыми, по собственной инициативе, летом 1941 года приступили к строительству бронепоезда рабочие металлургического завода им.Войкова в Керчи. Броней были покрыты заводской паровоз Ов-4209 и двё платформы. Работы велись круглосуточно, но строго во внеурочное время. Рабочие даже не уходили с завода. Отстояв смену, они работали на бронепоезде, а потом, прикорнув где-то в цеху, выходили на смену. Бронепоезд не имел башен, а пушки устанавливались на тумбах, за броневыми щитами, так как отсутствовало оборудование для расточки погонов башен.
21 августа бронепоезд «Войковец», ведомый машинистом Акимом Алексеевичем Полежаем, водившим заводской паровоз уже семь лет, вышел на Симферополь. Здесь экипаж доукомплектовали артиллеристами и пулеметчиками, в паровозную бригаду пришли из Симферопольского паровозного депо А. Сакута, С. Корнеев, Б.Василенко. Командиром бронепоезда назначен майор Попахов.
25 августа бронепоезд «Войковец» вышел наохрану участка дороги Перекоп – Джанкой. Вслед за керчанами к
строительству бронепоезда «Горняк» с башнями приступили рабочие железнорудного комбината в Камыш-Буруне. Погоны башен изготовили на зуборезном станке «Пфаутер», закупленном перед самой войной в Германии. Личный состав бронепоезда был сформирован из добровольцев, рабочих железнорудного комбината.
В бригаду машинистов вошли И.А.Бакланов, Н.И.Никитенко, А.М.Орлов.
25 сентября бронепоезд «Горняк» в Севастополе довооружили, а команду доукомплектовали моряками [3]
Железнодорожники станции Сараголь (ныне станция Айвазовская) построили бронепоезд «Смерть фашизму!». Им помогали многие предприятия г.Феодосия [4]
Известно, что на бронепоездах использовалась не броневая сталь, а котловая, между двумя листами которой заливался слой бетона до 100 мм из новороссийского цемента. Бронепоезда «Войковец» и «Смерть фашизму» были приданы 51 армии и получили номера №№№ 1 и 2 .?[5]
По инициативе железнодорожников станции Симферополь был забронирован паровоз Ов, а на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе к нему изготовили бронеплощадки, вооруженные 85-мм универсальными корабельными орудиями, минометами и пулеметами «максим». Этот бронепоезд, укомплектованный моряками Черноморского флота, командир капитан С.Ф. Булыгин, получил название Флотский бронепоезд «Орджоникидзевец». Он и бронепоезд «Горняк» подчинялись флотскому командованию. [6]
Боевой путь крымских поездов оказался очень коротким. В сентябре немецко-фашистская армия вышла к Крыму, и завязались бои за перешейки. 25 сентября пал Армянск, 27 – противник захватил Турецкий вал, а 29 сентября завязались бои на Ишуньских позициях.
1 октября по приказу командующего 51-й армией, среди прочих подкреплений, на Ишуньские позиции подошли 1-й, командир капитан Г. Ф. Сонин, и 4-й, командир капитан Е. А. Кирсанов , батальоны 7-й морской пехоты. Позже они были переименованы в 1-й и 2-й Перекопские отряды. Их поддерживали бронепоезда «Смерть фашизму» и «Войковец». Здесь же вел бои единственный в 51-й армии 5-й танковый полк. В результате тяжелых трехдневных боев враг был остановлен. [7]
Бронепоезд «Смерть фашизму», по всей видимости, в этих боях погиб, так как более о нем нигде не упоминается. А поврежденный «Войковец» был отведен на станцию Сарабуз для ремонта и охраны железнодорожной линии на участке Симферополь – Альма, ныне Почтовый.
25 октября в командование бронепоездом вступил майор Семен Петрович Баранов. [8]
24 октября советские войска начали контрнаступление на Ишуньских позициях. Из Севастополя им на помощь выдвинулся бронепоезд «Орджоникидзевец». Желая разведать пути в районе станции Ивановка, командир бронепоезда капитан С.Ф.Булыгин со старшиной Черкашиным и красноармейцем Сахно выехал на дрезине «Пионерка». Дрезина была обстреляна противником, и капитан С.Ф. Булыгин попал в плен. Впоследствии ему удалось бежать и выйти в расположение наших войск. Бронепоезд возглавил старший лейтенант Чайковский. 24октября 1941 года «Орджоникидзевец» принял боевое крещение под станцией Ивановка в районе Перекопа. Его поддерживал бронепоезд «Войковец», шедший сзади него. Контрнаступление оказалось неудачным, и 26 октября противник сам перешел в наступление. Бронепоезда прикрывали отход наших войск.
В ночь на 28 октября бронепоезд «Орджоникидзевец» недалеко от станции Курманы подорвался на минах и сошел под откос. Сняв пулеметы, оставшиеся в живых члены экипажа отходили с боями до станции Остряково, где их поджидал бронепоезд «Войковец». В ночь на 30 октября железнодорожное полотно было разрушено авиацией. За два дня боев под станцией Альма 30 и 31 октября армейский бронепоезд №1 «Войковец» разгромил батальон пехоты противника, уничтожив две его роты, восстановил полотно. Когда мимо Альмы прошли части 25-й стрелковой дивизии, бронепоезд стал прикрывать их отход к Севастополю. У станции Шакул он вступил в бой с прорвавшимися частями противника и уничтожил в течение двух часов 8 орудий, 12 минометов и около батальона солдат. На бронепоезд обрушились вражеские самолеты. Когда был разбит паровоз и кончились боеприпасы, экипаж взорвал броневагоны и ушел в Севастополь. Экипаж был зачислен в состав бронепоезда «Железняков». У тяжелораненного майора С.П.Баранова в госпитале в Севастополе хирург вынул из его тела около двадцати осколков. [9]
К концу октября в Севастополе изготовили бронепоезд с более мощным паровозом Эл-2500. Он был назван «Железняков» в честь моряка Балтийского флота, героя Гражданской войны, командира бронепоезда Анатолия Железнякова. Командиром стал капитан Г.А.Саакян, комиссаром П.А.Порезов. Бронепоезд находился в подчинении командования Черноморского флота. [10]
0 боевых делах бронепоезда «Железняков» написано много, поэтому не будем повторятся. Он провоевал всю севастопольскую оборону, наводил страх на врага и не зря был прозван им «Зеленым призраком». Погиб «Железняков» до оставления города нашими войсками. [11.]
Немцы сумели восстановить один из подбитых советских бронепоездов и использовали его для обороны Феодосийского порта и станции Владиславовка. Трофейную боевую технику немецкое командование в отчетах не показывало, поэтому подробных сведений об этом бронепоезде нет. Но командир крейсера «Красный Кавказ» капитан 2 ранга А.М. Гущин в боевых сводках сообщал, что во время высадки десанта в Феодосии в новогоднюю ночь 1942 года крейсер вел огневой бой с бронепоездом, хотя позже об этом в своих мемуарах не упомянул. [12]
Новый 1942 год страна встречала радостным известием о Керченско-Феодосийской десантной операции, в
результате которой были освобождены города Феодосия и Керчь.
В Керчи налаживалась мирная жизнь, работа заводов, железной дороги. На заводе им. Войкова начался ремонт боевой техники: танков, орудий, производство шанцевого инструмента. Железнодорожники восстановили пути от Керчи до Акмоная, а затем и до Владиславовки, проложили новые пути от Керчи до Камыш-Буруна, ныне Аршинцево, и до станции Алибай, ныне Бранное поле.
Вскоре рабочие получили задание построить бронепоезд. Для этого использовали восстановленный заводской паровоз, вагоны, поднятые со дна бухты. Он был вооружен 75-мм орудиями. По всей видимости это были 75 -мм корабельные орудия Кане. Они производились с 1892 г. до середины 20-годов XX века для установки на миноносцах, канонерских и подводных лодках в качестве орудий главного калибра, а на крейсерах и линкорах как противоминная и зенитная артиллерия.
К началу Великой Отечественной войны на Черноморской флоте сохранилось 22 таких орудия, но они хранились на складах. Один из таких складов находился в Керчи. Его не успели взорвать при отступлении в ноябре 1941 г. И сумели захватить целым в январе 1942 года. Бронепоезд также не имел башен, а орудия стояли в казематах, позволяющих вести как настильный, так и зенитный огонь. Он получил имя «Керченский рабочий» и начал воевать еще недостроенным, отражая налеты вражеской авиации на завод. [14]
Бронепоезд «Керченский рабочий», командир майор П.Ф. Кононенко, вошел в состав 51-й армии и стал именоваться бронепоезд №74. Он действовал на восстановленном участке железной дороги в пригородах Керчи как зенитная батарея. 13 мая 47-я и 51 -я армии отошли на рубежи в 30 км от Керчи. Бронепоезд принял первый бой с наземным противником, подбил четыре танка и сбил два самолета.
14 мая стальная крепость совершила шесть боевых налетов на разных участках фронта, рассеяла группу танков и уничтожила много живой силы противника. За эти два дня бронепоездники выпустили по врагу около 4 тысяч снарядов. Но наши войска продолжали отступать, и 16 мая фашисты захватили поселок Байкова. Командир группы войск, прикрывавших переправу через Керченский пролив, подполковник Г.М. Бурмин приказал выбить фашистов из поселка.
Весь день 17 мая шёл тяжелый бой при поддержке бронепоезда и к вечеру поселок Байкова был освобожден. На следующий день враг снова захватил поселок. Вечером того же дня термитный снаряд пробил борт броневагона и от этого начал рваться боезапас. Командир бронепоезда Петр Кононенко принял решение снять уцелевшее вооружение и продолжать бой в пешем строю. Поздно вечером19 мая машинист паровоза старший сержант А.И.Ширшов взорвал бронепоезд «Керченский рабочий», а оставшийся личный состав переправился на Тамань. [15]