Как-то еще Радищев назвал XVIII в. «безумным и мудрым». Пожалуй, что к XX в. в истории России данное определение можно отнести еще в большей степени, особенно с учетом того, как последствия этих «безумий XX в.» отражались на шкурах российских обывателей.
Казалось бы, такое отражение «безумия века» должно было бы привести к мудрости тех, на ком это «безумие» отражается. Но ничуть не бывало. История в глазах массы обывателей по-прежнему выглядит досужим умствованием, отвлеченным от жизни занятием, но не как способ избавить свою шкуру от последствий тех или иных «безумств» переживаемого времени.
Одним из самых наглядных примеров этого является партизанская война советского народа в 1941-1944 годов
Как известно, в условиях немецкой оккупации части Советской территории в период 1941-1944 гг. от рук регулярной немецкой армии и других силовых структур погибло около 11 млн. человек. Примерно 10% от этого количества погибло в ходе политики целенаправленного уничтожения немецкими оккупационными властями конкретных национальных и социально-политических слоев советского населения оккупированных территорий (см. статью о гестапо в «Дуэли», N 41, 2001 г.). Еще 40% из этого количества погибло от голода и непосильного труда как на оккупированной территории, так и на принудительных работах в Германии.
Оставшиеся 50% стали жертвами немецких расстрелов заложников и карательных операций в ходе борьбы с советским подпольем и партизанским движением. Эти массовые казни происходили при обнаружении трупа немецкого военнослужащего. В этих случаях в городе расстреливали от 15 до 100 жителей, собранных в ходе облавы в близлежащем квартале, а в сельской местности это вело к уничтожению близлежащей деревни со всеми ее обитателями.
Этих жертв удалось бы избежать, если бы руководители партизанского движения, командиры партизанских бригад, отрядов знали бы историю партизанского движения своей страны и читали бы «Военные записки» Дениса Васильевича Давыдова – теоретика и практика российского партизанского движения в Отечественной войне 1812 года.
Передвигаясь осенью 1812 г. со своим партизанским отрядом по занятому французскими войсками Подмосковью, Денис Давыдов вступал в ту или иную деревню и, организуя из крестьян отдельный партизанский отряд, не только снабжал их оружием, но и тщательно инструктировал относительно тактики партизанского движения. При этом он особое внимание уделял тем мерам, которые помогли бы крестьянам избежать ответных карательных операций французских войск.
Вот как он сам в своей книге описывает эту деятельность: «Раздал крестьянам взятые у неприятеля ружья и патроны, уговорил их защищать свою собственность и дал наставления, как поступать с шайками мародеров, числом их превышающих. «Примите их дружелюбно, поднесите с поклонами (ибо они, не зная русского языка, поклоны понимают лучше слов) все, что есть у вас съестного, а особенно питейного, уложите спать пьяными и, когда подметите, что они точно заснули, бросьтесь все на оружие их, обыкновенно кучею в углу избы и на улице поставленное, и совершите то, что бог повелел совершать с врагами христовой церкви и вашей родины. Истребив их, закопайте их тела в лесу или каком-нибудь непроходимом месте. Берегитесь, чтобы место, где тела зарыты, не было приметно свежей, недавно вскопанной землей. Набросайте на него кучу камней, бревен, золы или другого чего. Всю добычу военную, как мундиры, каски, ремни и прочее, – все жгите или зарывайте в таких же местах, как и тела французов. Эта осторожность оттого нужна, что другая шайка басурманов, верно, будет рыться в свежей земле, думая найти в ней ваши деньги или ваше имущество, но, отрывши вместо того тела своих товарищей и вещи, им принадлежавшие, вас всех побьет и село сожжет (выделено мной. – К.К.). А ты, брат староста, имей надзор над всем тем, о чем я приказываю, да прикажи, чтобы на дворе у тебя были готовые три или четыре парня, которые, завидев большое число французов, садились бы на лошадей и скакали бы врознь искать меня – я приду к вам на помощь. Бог велит православным жить мирно между собой и не выдавать друг друга. Все, что я вам сказал, перескажите соседям вашим». Я не смел дать этого наставления письменно, боясь, чтобы оно не попало в руки неприятеля и не уведомило бы о способах, данных мною жителям для истребления мародеров» (Денис Давыдов, «Военные записки». – М.: «Воениздат», 1982. – с. 165-166).