В Советском Союзе еще в 1945 году на Черном море был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль “Победа” под командой капитана А.И. Рощина.
При полевой стоянке в Килен-балке дирижабль выдержал жесточайший штормовой ветер, при котором были случаи даже срыва с якорей некоторых буксиров и катеров, находившихся в Севастопольской бухте. Дирижабль «Победа» свой экзамен по полевой стоянке — выдержал! Были только повреждены два шарнира руля, из-за отсутствия струбцин, скрепляющих лонжероны руля и стабилизатора, которые всегда должны устанавливаться в условиях полевой стоянки дирижабля. Дефект был устранен силами экипажа. Полеты по заданиям штаба Черноморского флота выполняли поочередно я и капитан А.И.Рощин.
Вспоминается, что в полетах мы обнаружили в прибрежных водах, около Балаклавы, затонувшее торговое судно, а на выходе из Севастопольской бухты — мину, которая не была обнаружена, несмотря на многократную очистку бухты от немецких и наших мин, установленных во время войны.
Периодически проводились экспериментальные полеты по обнаружению подводной лодки, погруженной на различную глубину, и по фотографированию минных полей, установленных в различных районах Черного моря.
26 сентября дирижабль “Победа” вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио из дирижабля тральщик выловил эту мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.
А.И. Рощин вспоминал: “Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин”.
Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.
Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль “Победа” совершил на Черном море 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы “Победы” командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.
Дирижабли, имея уникальные летные качества, давали возможность, помимо транспортных полетов, выполнять различного рода задания, связанные с необходимостью зависания в воздухе, передвижения с малой скоростью, большой автономии полета, и другие, при обязательном самостоятельном полевом базировании.
Все это заинтересовало Главный штаб Военно-морских сил и летом 1945 года дирижабль «Победа» был направлен в Севастополь для выполнения работ, связанных с обнаружением мин и затонувших судов в акватории Черного моря. Дирижабль базировался на полевой стоянке, в Килен-балке (окраина Севастополя). Для вывода дирижабля на стартовую площадку команде приходилось подниматься, удерживая дирижабль за поясные, по крутым склонам глубокого оврага. Взлет и посадку производили на ограниченную каменистую неровную площадку.
Использование дирижабля для выполнения различных задач, в интересах Военно-морского флота, оказалось весьма эффективным, что позволило командующему Черноморским флотом адмиралу Октябрьскому поставить перед Главным штабом ВМС вопрос о необходимости формирования в составе Черноморского флота двух эскадр дирижаблей. Вопрос этот в дальнейшем не был решен — повис в воздухе.