“Джулио Чезаре”.

14 мая 1914 года – вошел в строй итальянского флота линкор “Джулио Чезаре”. Принимал учатие в 1 и 2 Мировой войнах. В соответствии с решениями Тегеранскойконференции в 1949 года передан ВМФ СССР и переименован в “Новороссийск”. Погиб в результате взрыва в Севастополе 29 октября 1955 г.
Судьба линкора “Джулио Чезаре” (по-итальянски – Юлий Цезарь) удивительна и трагична. Корабль был заложен в 1910 году. Современник российских линкоров класса”Севастополь”, он превосходил их по вооружению (13 12-дюймовок против 10) и бронированию. Превосходство еще увеличилось после реконструкциив 1930-е годы: если вооружение и бронирование советских линкоров осталось практически неизменным, то “итальянец” получил десять 320-мм орудий, новую систему управления огнем, скорость достигла 28 узлов. “Джулио Чезаре” принимал участие в сражениях на Средиземном море, в частности, в сражении при Пунта Стило в июле 1940 года. Здесь он получил попадание с британского линкора Уорспайт с рекордной дистанции 26000 ярдов (более 24 км), но остался на плаву и сохранил место в ордере. В 1949 году корабль был передан СССР по репарациям и стал линкором советского Черноморского флота под названием “Новороссийск”. За первые годы службы корабля был выявлен и устранен целый ряд неприятных “сюрпризов”, оставленных итальянцами. Один из них приводил к периодическому заклиниванию рулевого управления линкора, едва не обернувшихся тяжелыми авариями. Линкор как самый мощный корабль Черноморского флота,неоднократно проходил ремонт и модернизацию. По ряду версий, с него планировалась стрельба снарядами с ядерной боевой частью. Но его интенсивная боевая подготовка была прервана взрывом 29 октября 1955 г….
29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов,его сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тринитротолуола. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля – вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составляла около 340 квадратных метров на участке длиной 22 метра. В образовавшуюся пробоину хлынула забортная вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт. Через полчаса после взрыва на корабль прибыло все командование Черноморского флота. К сожалению, приказы высоких начальников противоречили друг другу и ранее отданным приказам офицеров корабля. В результате действия команды ни к чему не привели и линкор продолжал погружаться. При этом нарастал крен на правый борт, который к 4:40 утра достиг 20 градусов. В этот момент линкор перевернулся, уткнувшись мачтами в дно бухты. С линкором погибло 600 моряков.
На сегодняшний день существуют 5 версий случившегося.
1-я версия – мина, оставшаяся от Второй мировой войны. Мин в акватории Севастополя было множество. В 1956-59 гг., уже после гибели “Новороссийска” вытралили 19 донных мин, 3 из них – не далее, чем в 50 метрах от места гибели линкора.
2-я версия – торпедная атака. Как показало расследование, в ночь с 28 на 29 октября 1955 г. выход из гавани Севастополя никем не охранялся. Но характер повреждения не соответствовал торпедной атаке, да и действия подводной лодки на столь малой глубине выглядят фантастикой.
3-я и 4-я версия обвиняют в случившемся боевых пловцов, либо итальянских, либо британских. “Итальянская” версия выглядит более вероятной – 9-я флотилия МАС под командованием князя Джунио Валерио Боргезе была самым результативным подразделением итальянского флота. В частности, во Вторую мировую войну пловцы Боргезе подорвали в гавани Александрии 2 британских линкора.
5-я версия – взрыв организован КГБ как провокация против руководства ВМФ и, в первую очередь адмирала Н.Г.Кузнецова.
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий