Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм»

В годы Великой Отечественной войны свой вклад в приближение Победы вносило подавляющее большинство советских людей. Миллионы людей сражались, получали ранения и погибали на фронте. Были среди них люди всех национальностей, молодые и старые, мужчины и женщины. Настоящей легендой войны стали советские военные летчицы, которые получили у гитлеровцев прозвище «ночных ведьм».

Женские авиаполки РККА

Формирование женских авиационных полков началось в октябре 1941 года согласно приказу № 0099 Народного комиссариата обороны СССР (датирован 8 октября 1941 года) «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Таким образом, Наркомат принял предложение знаменитой летчицы Марины Расковой (1912-1943). На тот период 29-летняя Марина Раскова уже носила высокое звание Героя Советского Союза — ее наградили в 1938 году за мужество и героизм, проявленные при беспосадочном перелете по маршруту «Москва — Дальний Восток», во время которого было преодолено расстояние в 6450 км. По приказу Гризодубовой Раскова совершила при вынужденной посадке самолета прыжок с парашютом в тайгу и была найдена лишь спустя десять суток. При этом из запасов продовольствия у летчицы с собой находились лишь две плитки шоколада. К моменту начала Великой Отечественной войны Раскова служила в военной авиации и параллельно числилась по штату Народного комиссариата государственной безопасности, имея воинское звание старшего лейтенанта госбезопасности.

 


Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм»Используя свой авторитет в советском обществе и наличие выхода лично на Иосифа Виссарионовича Сталина, Раскова добилась создания исключительно женских авиационных подразделений РККА. В мировой военной истории еще не было подобного прецедента — нет, конечно, были и женщины — военные летчицы, но не было собственно цельных подразделений, которые бы полностью укомплектовывались женщинами. Однако, идея Марины Расковой понравилась всесильному руководителю партии и государства. Сталин подписал совершенно секретный указ о создании женских авиационных полков. Ответственной за их формирование и была назначена Марина Раскова. Причем сама она приняла командование 587-м бомбардировочным авиационным полком на Пе-2, который впоследствии был переформирован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (Приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 г.).

Под командованием другой прославленной и опытной летчицы — Евдокии Бершанской — 6 февраля 1942 г. был создан 588-й бомбардировочный авиационный полк, получивший в том же 1943 году название 46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк. В полку служили исключительно женщины — они занимали все должности — от авиационных механиков и авиационных техников до штурманов и пилотов, женским оставался и командный состав полка. Так, 46-м полком командовала Евдокия Бершанская, а заместителем командира по политической части была Мария Рунт (первым комиссаром полка была батальонный комиссар Евдокия Рачкевич). Штаб полка в разное время возглавляли Мария Фортус и Ирина Ракобольская.

Два других авиационных полка — 587-й бомбардировочный и 586-й истребительный, первоначально создававшихся как женские, впоследствии возглавили мужчины, стали принимать мужчин и на должности инженерно-технического состава, поскольку представлялось достаточно сложной задачей обучить девушек в краткое время непосредственно техническому обслуживанию самолетов. Таким образом, только 46-й полк (бывший 588-й) остался полностью женским по своему составу. В этом, в первую очередь, и заключалась его особая «изюминка» как фронтового подразделения.

Евдокия Бершанская (девичья фамилия — Карабут) (1913-1982) была родом с Северного Кавказа, с территории Ставропольского края. Поступив в 1931 году в Батайскую авиационную школу, она в 1932-1939 гг. была авиаинструктором. В 1939 г. приняла командование авиазвеном 218-го авиационного отряда специального применения, базировавшегося в Краснодарском крае в станице Пашковской. Учитывая, что в 1941 году, несмотря на молодость (28 лет), у Бершанской за спиной был десятилетний авиационный стаж и, более того, опыт командования женским авиационным отрядом, сформированным в Батайской авиационной школе, именно ей Марина Раскова и высшее военно-воздушное командование доверили должность командира 588-го бомбардировочного авиационного полка, присвоив воинское звание капитана авиации. Войну Евдокия Давыдовна закончила в звании гвардии подполковника.

Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм»Численность 588-го авиационного полка Бершанской («Дунькиного полка», как его в шутку называли в Красной Армии) первоначально составляла 115 человек. В основном это были совсем молодые девушки — 17-22 лет, которые, тем не менее, очень хотели внести свой вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. Среди них было много студенток — преимущественно, факультетов точных наук — физического, механико-математического, на штурманов отправляли девушек с географического факультета. Подразумевалось, что знания, полученные ими в гражданских вузах, облегчат усвоение военных предметов и останется лишь обучить будущих летчик, штурманов, техников и механиков практическим предметам, связанным с управлением и обслуживанием самолетов. «Студентки из разных вузов Москвы были зачислены в штурманскую группу. Поселили нас в доме спорта и опять на двухэтажных кроватях. И началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая морзянку и строевую подготовку, а по вечерам надо было готовиться к следующему дню. Дисциплина в части была очень жесткая» — вспоминает Ирина Ракобольская (Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. — 2-е издание, дополненное. — М.: Издательство МГУ, 2005).

12 июня 1942 года состоялся первый вылет полка, а 8 февраля 1943 года ему было присвоено почетное звание гвардейского полка. Боевой путь полка проходил в 1942 г. — в Ростовской области, Ставропольском крае, Северной Осетии. В 1943 участвовал в прорыве обороны противника, освобождении Новороссийска, позже — поддерживал десантные операции на Керченском полуострове, освобождение Крыма и Севастополя. В июне-июле 1944 г. полк освобождал Белоруссию, в августе 1944 г. — Польшу, в январе 1945 г. — Восточную Пруссию. Апрель 1945 г. летчицы полка встречали на Одере, где прорывали оборону противника.

В течение трех лет войны полк не уходил на переформирование, его состав оставался женским, хотя он и входил в более крупное «мужское» авиационное соединение — 325-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию, некоторое время — во 2-ю гвардейскую ночную бомбардировочную авиационную дивизию (в мае 1944 г., во время боевых действий по освобождению Крымского полуострова). Полк летал на бомбардировщиках По-2. В начале войны в полку было 20 самолетов, в разгар боевых действий — 45, а победу полк встречал с 35 машинами.

Как Дина пришла в авиацию

В этом полку и довелось проходить службу героине нашей статьи. Как и многие ее сослуживицы, Евдокия Андреевна Никулина (1917-1993) была профессиональной летчицей с довоенным стажем. Она родилась в год Октябрьской революции — 8 ноября 1917 года в деревне Парфеново (ныне это — Спас-Деменский район Калужской области) в семье крестьян. В 1930 году тринадцатилетняя Евдокия (близкие называли ее Диной) поехала в Подольск, где на цементном заводе трудился ее старший брат. В этом подмосковном городе Дина поступила в фабрично-заводское училище при цементном заводе, которое окончила в 1933 году. Казалось бы, жизненный путь девушки из простой семьи был предрешен — работа лаборантом на цементном заводе, семейная жизнь, выход на пенсию.

Но, как и многие ее сверстники и сверстницы, Евдокия грезила об авиации. Сталинская индустриализация не только вывела Советский Союз в число мировых индустриальных держав, но и задала определенный вектор жизненных стратегий для миллионов советских юношей и девушек. Евдокия поступила в авиационную школу — первоначально учиться на авиатехника. Затем, на втором курсе, она решилась все же попробовать себя и за штурвалом самолета. Сдала экзамены на бортового механика и на летчика. В 1936 году была сформирована женская авиационная эскадрилья, переданная авиационной школе в Батайске (пригород Ростова-на-Дону). В течение двух лет учебы Евдокия смогла пройти курс обучения летному делу, ориентированный на три года. После окончания учебы ей дали направление на службу в Смоленский авиационный отряд Гражданского воздушного флота, где Евдокия исправно справлялась с заданиями по доставке авиапочты, срочным медицинским вылетам, уничтожению малярийных комаров и прочими важными делами в течение двух лет. Затем началась война. Первые дни войны Евдокия Никулина служила при штабе Западного фронта, затем получила назначение в город Энгельс, где Марина Раскова формировала женские авиационные полки ВВС РККА.

Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм»

Боевой путь

Ее фронтовой путь начался в июне 1941 года. В бомбардировочном авиационном полку она прошла всю войну — до 1945 года. Летала на По-2. Выпустившие затем книгу воспоминаний И.В. Ракобольская и Н.Ф. Кравцова так описывали этот самолет: «деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика» (Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. — 2-е издание, дополненное. — М.: Издательство МГУ, 2005). Показательно, что летчицы до августа 1943 года не пользовались парашютами. Точнее, парашюты, разумеется, в полку были, но сами «ночные ведьмы» предпочитали их не брать, стремясь освободить самолет для лишних 20 килограмм бомб. То есть, сознательно шли на риск. Летом 1942 года Никулина вступила в ВКП (б). После гибели командира эскадрильи Любовь Ольховской на ее место была назначена Евдокия Никулина — как опытная и талантливая летчица.

Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм»

Штурманом пилотируемого Никулиной самолета служила Евгения Руднева. С Евгенией Рудневой Евдокия Никулина были близкими подругами. Еще бы — ведь им приходилось регулярно, в одном самолете, вылетать на боевые задания. Евгения Руднева оставила свои дневниковые записи о тех волнующих днях, неделях и месяцах войны. Посвятила своей боевой подруге и командиру она и такое стихотворение:

«Чтоб враги про сон позабыли.
Если год пролетали вместе,
Если вылетов больше, чем двести,
То где бы потом мне ни быть,

Всё равно мне тебя не забыть.
Не забуду, как с соткой садились,
Как на Маныче пушки в нас били,
Над горящей Родиной мы проносились».

Евгения Руднева была еще младше Евдокии Никулиной. Она родилась 24 декабря 1920 года, в Бердянске. Ее отец был украинцем, служил на телеграфе. Мать — еврейка по происхождению, выходя замуж за отца, приняла православие. С этого момента ее родственники — ортодоксальные иудеи — навсегда порвали с ней все отношения. Женя Руднева окончила с отличием среднюю школу и до войны успела закончить три курса отделения астрономии механико-математического факультета Московского государственного университета. Во время учебы в университете она подавала очень большие надежды, была одной из лучших студенток курса. Когда комсомол кинул призыв к московским студенткам пополнить ряды формируемых женских авиационных подразделений, студентка Женя Руднева охотно отозвалась — несмотря на тягу к науке, она чувствовала, что не может оставаться в стороне, когда ее родная земля подвергается агрессии оккупантов. Потом была штурманская школа и отправка на фронт.

Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм»С мая 1942 г. Женя Руднева находилась на фронте в качестве штурмана экипажа По-2. «Я очень скучаю по астрономии, но не жалею, что пошла в армию: вот разобьем захватчиков, тогда возьмемся за восстановление астрономии. Без свободной Родины не может быть свободной науки!» — писала Евгения Руднева в своих дневниках (Фронтовые строки Жени Рудневой // Земля и Вселенная. М., 1985. № 3. ). К сожалению, Жене Рудневой не было суждено пережить войну и вернуться к мирной и интересной профессии астронома. В ночь на 9 апреля 1944 года 23-летняя старший лейтенант Евгения Руднева погибла при выполнении боевого задания. Последний вылет она совершала вместе с пилотом 24-летней Паной Прокопьевой, участвуя в операции по освобождению Керченского полуострова. Посмертно Евгения Руднева была удостоена высочайшей награды — звания Героя Советского Союза. Только в 1966 году удалось установить, что самолет Прокопьевой и Рудневой был сбит под Керчью. Летчицу и штурмана похоронили как неизвестных солдат. Спустя двадцать лет после войны не прекращавшей поиски сослуживиц комиссару полка Евдокии Рачкевич удалось все же обнаружить в Керчи захоронение и выяснить, что там покоятся ее боевые товарищи.

Однако, вернемся к основной героине нашей статьи Дине Никулиной. Летом 1943 года во время одного из боевых вылетов самолет, пилотируемый Никулиной (на месте штурмана в этот день была Лариса Радчикова) был обстрелян вражескими орудиями. Машина загорелась. Раненой Никулиной удалось посадить самолет возле передовой, ориентируясь лишь по редким вспышкам автомобильных фар. Раненые Никулина и Радчикова оказались в Краснодаре, в военном госпитале. Никулина получила ранение в голень навылет, после которого перестала на вечерах самодеятельности, скрашивавших будни «ночных ведьм», отплясывать свою знаменитую чечетку и переключилась на пение — боевая летчица не стеснялась демонстрировать и свои артистические задатки.

«Ночные ведьмы» принимали самое активное участие в освобождении южных районов РСФСР — Краснодарского края, Ростовской области. Удалось, спустя 4 года отсутствия, Евдокии побывать и в родной деревне Парфеново. Оказалось, что во время боевых действий в Смоленской области (к ней тогда относилась деревня) гитлеровцы практически уничтожили этот населенный пункт. Дома были сожжены, не осталось дома и семьи Никулиных. Люди, кто остался в живых, обитали в вырытых землянках. Оказалось, что война смертью прошлась и по семье летчицы: погибли ее брат Федор (тот самый, к которому поехала тринадцатилетней Дина Никулина в Подольск, на цементный завод), сестра Ольга, братья Андрей и Михаил выжили, но получили тяжелые ранения. Посещение родной деревни, как вспоминала потом летчица, лишь прибавило ей решимости бороться с гитлеровцами и, если надо, положить свою жизнь, только чтобы освободить от оккупантов родную страну.

Начиная с весны 1944 года полк, вместе с другими частями Красной Армии, неуклонно двигался на запад. Советские летчицы воевали в небе Польши, Восточной Пруссии. Здесь, в чужом небе, было не менее напряженно и опасно, чем над родной землей. К сентябрю 1944 года на счету гвардии майора Евдокии Никулиной было 600 боевых вылетов. Никулина вылетала на бомбардировку стратегических объектов и воинских соединений противника. За столь образцовую и самоотверженную службу советское руководство не могло не наградить Евдокию Никулину высшей наградой советского государства — 26 октября 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Евдокии Андреевне Никулиной было присвоено звание Героя Советского Союза и вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» за № 4741.

Свое последнее боевое задание командир эскадрильи гвардии майор Евдокия Андреевна Никулина и подчиненные ей летчицы выполнили 7 мая 1945 года. В этот день эскадрилья разбомбила гитлеровский аэродром и войсковые подразделения на Свинемюнде. Ко времени окончания Великой Отечественной войны на счету командира эскадрильи Никулиной было 774 боевых вылета, общей продолжительностью 3 64 часа в воздухе, включая 1500 часов ночных полетов. Всего же экипажи подчиненной Никулиной эскадрильи совершили восемь тысяч боевых вылетов. Помимо самой Евдокии Андреевны, высокого звания Героя Советского Союза удостоилось еще восемь летчиц и штурманов эскадрильи. Всего в 46-м авиационном полку звание Героя Советского Союза получили 23 военнослужащих, некоторые из них — посмертно.

Жизнь и смерть после войны

Евдокия Андреевна Никулина, помимо Золотой Звезды и ордена Ленина была также награждена тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Александра Невского, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

15 октября 1945 года 46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован, а подавляющее большинство его летчиц, штурманов, техников и механиков — демобилизованы. Героические советские летчицы, прозванные «ночными ведьмами», ушли «на гражданку». Им предстояло реализовывать себя в мирной жизни, наверстывать упущенное за годы войны, прежде всего — в личной жизни, приобретении гражданских профессий. Большинство из них смогли реализоваться и в мирное время. Многие получили педагогическое образование, работали в учреждениях среднего и высшего образования, в органах партийно-политического аппарата. Впрочем, кое-кто из летчиц прославленного полка так и не порвал с авиацией, продолжая трудиться на поприще подготовки юных авиаторов в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Евдокия Никулина. Прославленная лётчица из «ночных ведьм»Гвардии майор Евдокия Андреевна Никулина вышла в запас, а затем была переведена в отставку. В 1948 году она закончила Ростовскую партийную школу, в 1954 году — Ростовский педагогический институт. Дальнейший жизненный путь Евдокии Андреевны был связан с работой в Ростовском-на-Дону городском комитете Коммунистической партии Советского Союза — на должности инструктора горкома партии. После войны она всю свою жизнь прожила в Ростове-на-Дону. Активно участвовала в деятельности ветеранских общественных организаций. О Евдокии Андреевне много писали в статьях, фигурирует она и в мемуарной литературе, в том числе в изданных уже в наше время воспоминаниях Ракобольской и Кравцовой, которые цитировались выше.

К величайшему сожалению, жизнь Евдокии Андреевны закончилась трагически. Спустя 48 лет после окончания пройденной ею с честью Великой Отечественной войны, в 1993 году, боевая летчица в мирном Ростове стала жертвой негодяя-преступника. В квартиру Евдокии Андреевны, где, кроме бабушки, находилась ее трехлетняя внучка, позвонил неизвестный. Подонок представился другом фронтового товарища Никулиной, избил бабушку и ее трехлетнюю внучку. Единственное, что могло быть ценного в квартире пенсионерки — ее боевые награды — негодяй унес с собой. 23 марта 1993 года Евдокия Андреевна Никулина скончалась.

В память о героической советской военной летчице установлены мемориальная доска на доме, где прошла ее послевоенная жизнь в Ростове-на-Дону (пер. Журавлева, 104), и обелиск в городе Спас-Деменск Калужской области (где родилась Евдокия Андреевна). В честь Евдокии Андреевны Никулиной названа улица в микрорайоне «Болгарстрой» (Ростов-на-Дону).

 
Оцените статью
Тайны и Загадки истории