Евразийская идея в действии

Благодаря идеям некоторых деятелей русской эмиграции 20 века Трубецкого, Карсавина, Вернадского и др., развитым Львом Гумилевым, в современной политической жизни России до сих пор существует такое течение, как “Евразийство”. Справедливо противо-поставляя Россию Европе и Америке, приверженцы евразийской идеологии пытаются отождествить наше Отечество с восточными империями прошлого, прежде всего, с монгольской. Суть рассуждений “евразийцев” сводится к тому, что после монгольского завоевания Россия оказалась частью т.н. евроазиатской политико-цивилизационной общности, и после постепенного распада Золотой Орды, оказалась преемницей державы Чингисхана и стала для Азии тем, чем когда-то была монгольская империя. Будущее страны надо искать по их мнению в том же направлении, а потому поклонники евразийства сквозь пальцы смотрят на антирусские выходки исламистов и орды среднеазиатских мигрантов – ведь это, в отличие от европейцев, “цивилизационно близкие России этносы”.

Краеугольным камнем евразийской теории является и обеление периода татаро-монгольского ига. Оно признается чуть ли не благотворным для Руси, дескать после бесконечных распрей и междоусобиц Рюриковичей над Русью воссияла благодать единовластия хана. Татаро-монголам также ставится в заслугу то, что они якобы сдержали натиск Запада на русские земли. Хотя, как известно ни на Неве, ни на чудском озере татары не сражались. Не будем подробно останавливаться на том, что влияние монголов на образование самодержавной формы правления на Руси евразийцами явно преувеличивается. Православным людям нет смысла разъяснять различную природу власти Царя – Божьего помазанника и власти хана, основанной на его принадлежностью к роду Чингиса, личной храбрости и коварстве, а также преданности войска. Самая же вопиющая нелепость – то, что евразийцы смеют называть татаро-монгольское нашествие “благом” или “меньшим злом” для Руси.

С одной стороны понятно, что историософия – наука сугубо гуманитарная, основанная на умозрительных построениях исследователей, которые лишь отчасти опираются на подлинные исторические события. Однако есть и другая историческая дисциплина – археология, которая имеет дело преимущественно с вещественными свидетельствами. Предоставим слово этой науке.

Археологами обнаружено всего около 1400 древнерусских укрепленных поселений 9-13 вв. от Тернавы до Великого Усть-Юга. Из них по письменным источникам известно только 414. Вокруг каждого укрепленного поселения обычно располагался посад, который в крупных городах мог достигать 50 гектар. Достоверно подтверждено раскопками существование посадов у 1/3 городов. На протяжении четырех домонгольских столетий наблюдается постоянное увеличение укрепленных русских поселений всех типов. От небольших “городьцев” до крупных княжеских стольных городов таких как Киев, Чернигов, Суздаль, Галич, Новгород. Порой трудно отделить город от городца, но археологи сходятся на том, что к середине 13 века на Руси существовало не менее 150 настоящих городов с многотысячным населением, развитой торговлей и ремеслами. Всюду, где прошла монгольская конница, на месте бьющих жизнью городов, великолепия храмов, искусства, ремесел и письменной культуры оставались только трупы и развалины. В крупнейшем стольном городе Руси Киеве после разорения монголами осталось лишь несколько десятков дворов.

Чтобы правильно понять, что значат несколько десятков дворов в Киеве после татарского нашествия, необходимо учитывать, что до него в 30-х гг. 13-го века город занимал площадь в 400 гектар. В каждом русском городе, видевшем монгольских всадников под своими стенами, археологи находят толстый слой золы, относящийся к 40-м годам 13-го столетия. Множество городов навсегда запустели или превратились в села.

Вот далеко не полный перечень уничтоженных монголами русских городов. Киевская и Переяславская земли: Белгород – после батыева нашествия запустел и превратился в село. Вышгород – разорен. Тумащь – поле разорения Батыем прекратил существование. Чучин – погиб после разорения Батыем. Изяславль – “картину гибели небольшого городка дополняют груды человеческих костей, разбросанных по всей его площади”. Переяславль-Русский в 1239 году был разорен войсками Менгу-Хана и запустел. Черниговская земля: Новгород-Северский – разорен и запустел, люди возобновили город только в начале 14-го века. Вщиж – погиб после разорения Батыем. Серенск погиб после разорения Батыем: “беспорядочные скопления человеческих костей – следы гибели города в страшном пожаре 1238 года”. Галицкая земля: Звенигород, развитие Звенигорода было прервано нашествием войск Батыя. Теребовль – после нашествия Батыя пришел в упадок. Владимиро-суздальская земля: Суздаль, Владимир, Москва и другие города захвачены и сожжены войсками хана Батыя. Больше всего досталось Рязанской земле: на месте бывшего стольного города княжества до сих пор существует лишь небольшое село.

И это последствия только завоевательных походов. А ведь после этого были и не менее страшные карательные: Неврюева рать, Дуденева рать и многие другие. И уже после падения монгольского ига русские продолжали изнурительнейшую борьбу со степью, которая закончилась только с покорением Крыма в конце 18-го века. Полтысячелетия непрерывной войны – и после этого у некоторых горе-идеологов хватает глупости утверждать о мирном сосуществовании России и Орды.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий