30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными стрельбами с участием большого противолодочного корабля “Отважный” проекта 61 водоизмещением около 5 000т. За характерный свист турбин такие корабли назывались “поющими фрегатами”.
После объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились 15 ракет В-601, увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом барабане. Вместо того, чтобы включить средства пожаротушения, мичман… убежал. Через 18 секунд произошел сильный взрыв.
Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет. Вследствие резкого повышения давления в погребе на его крышу действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной взрыва и отрыва крыши. В результате взрыва в бортовой обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через которые вода затопила несколько отсеков корабля. В то же время продолжал бушевать пожар.
На помощь подошли эсминцы «Сознательный» и «Бедовый», с последнего на корабль переправилась спасательная партия. «Сознательный» начал буксировку «Отважного», имевшего крен 13°, на мелкое место в район Херсонеса. Однако пожар продолжался, и вскоре произошел взрыв авиационного боезапаса и цистерны с 6 т авиационного керосина для бортового вертолёта. Крен на правый борт быстро увеличился до 25°, личному составу приказали покинуть корабль. Последним с «Отважного» сошел его командир. Спустя 12 минут корабль скрылся под водой. Глубина моря в этом месте составляла около 125 м…
С момента обнаружения пожара до затопления корабля прошло 5 ч 47 мин. Из 287 человек личного состава и проходивших на «Отважном» практику курсантов погибли 24 человека .
Как следует из заключения межведомственной комиссии, при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии удалось бы предотвратить. Но трусость мичмана решила судьбу корабля.
Как видим, никаких особых тайн здесь нет. Однако в средствах массовой информации того времени о гибели «Отважного», в соответствии с неписанными законами, не было ни слова..