Это бывшее гидрографическое судно Черноморского флота было названо в честь сражавшегося с турками в ХIХ веке русского военного брига. Но название оказалось пророческим. Бог – покровитель торговцев – отвернулся от своих подопечных…
16 человек погибло в результате катастрофы , произошедшей в 21 января 2001г. у южных берегов Крыма. Судно, выполнявшее рейс Стамбул – Евпатория, на борту которого находились 52 человека (половина – пассажиры-челноки) и несколько сот тонн груза, затонуло в нейтральных водах в 150 км от Севастополя. Узнать об этом местные спасательные службы смогли только через 2 дня. Капитан российского сухогруза «Виктор Лебедев» сообщил, что обнаружил спасательный плот с шестью членами экипажа «Памяти Меркурия». В район мыса Сарыч, где произошло крушение, были направлены украинские суда «Севастополь-1», «Аякс-1» и российское судно «Герои Севастополя». Последнее из них нашло еще 31 человека, в том числе восемь погибших от переохлаждения. Затем судно «Омега» обнаружило перевернутую шлюпку. На ней находились три человека.
Теплоход «Память Меркурия» построен в Польше в 1965 году. По заключению экспертов, он был вполне пригоден для перевозки товаров и пассажиров. Корабль принадлежал зарегистрированному в Симферополе совместному малому предприятию «Сата». Авария произошла очень быстро, в течении 7-10 минут. Сначала произошел толчок, корабль резко накренился, крен продолжался, в результате чего судно затонуло. Тем не менее, команде удалось вывести всех пассажиров судна, надеть на них жилеты, сбросить три надувных плота и переправить всех на плоты. Многие из пассажиров погибли от переохлаждения — температура воздуха была плюс 5, воды — плюс 6 градусов. Кроме того, в пятницу вечером в районе крушения наблюдался шторм силой до 4 баллов. По не выясненной пока причине береговые службы не зафиксировали сигнал бедствия, хотя по словам радиста Евгения Маталаева, он передал в эфир координаты, название судна и сигнал бедствия. Возможно дело в том, что УКВ-сигнал распространяется только на 25-30 миль, а до берега было по крайней мере 85. Кроме того, сообщение о крушении было передано и через специальную спутниковую систему оповещения «Коспас-Сарсат», однако Украина в эту систему не включена и может получить сигнал только через сопредельные страны. Непонятно, почему на него не отреагировали в Румынии, Болгарии и Турции. Спасенные челноки с “Памяти Меркурия” потеряли все свои товары, валюту. Некоторые пытались спасать свои баулы, но тут же бросали их, чтобы самим не пойти на дно. Cогласно официальной версии, вероятной причиной крушения «Памяти Меркурия» стал перегруз и смещение незакрепленных грузов на борт, вследствие чего теплоход резко накренился и начал тонуть. Валовая вместимость судна составляла 250 тонн, но в Стамбуле на теплоход было загружено 329,6 тонн. Еще 50 тонн осталось на берегу — против их погрузки решительно выступил второй помощник капитана. Кроме того, груз изначально был расположен неправильно: внизу — легкий, вверху — тяжелый, что и могло вызвать крен. Этой версии придерживаются и некоторые пассажиры. Однако третий помощник, Виталий Бондарев заявляет, что на судне было 250 тонн груза при норме 270. По мнению экипажа, крен мог возникнуть из-за неисправности балластных цистерн. Отвергает версию перегруза и владельцы судна. Еще одну вероятную причину трагедии выдвинуло украинское МЧС, по мнению которого судно «Память Меркурия» «двигалось с нарушением правил мореходства». По информации министерства, корабль, «застарелый и малотоннажный», должен был идти вдоль западного побережья Черного моря, однако, направился самым коротким маршрутом через его центральную часть. Еще один момент: как утверждают судовладельцы, все поисковые службы, к которым они обращались, отказались помочь в поисках исчезнувшего судна.
“Память Меркурия” – далеко не единственное судно, на котором рисковали и рискуют собственными жизнями и команда, и пассажиры. Маленькие суденышки, которые возят наших челноков в Турцию, в большинстве своем переоборудованы из бывших гидрографических или научных судов. Средний их возраст – от 30 лет и больше. Специальных трюмов для грузов мало, поэтому товар грузят без счета и меры на верхнюю палубу, из-за чего судно, подходящее к причалу, подчас напоминает закутанный в целлофан стог сена. Такая практика очень нарушает устойчивость судна. А если груз еще и поедет по палубе… Между тем челноки заверяют, что будут ездить и плавать “хоть на морских велосипедах”. Потому что, как сказала челнок с 12-летним стажем киевлянка Тамара В., полагаться ей не на кого, нужно детей кормить, и рисковать она будет и дальше.
Судовладелец, который имеет диплом о высшем образовании и в прошлом занимавшийся перевозками челноков:
– Я не знаю, что случилось на том злосчастном корабле, может, и правда груз неправильно загрузили. Если повезло удачно скупиться, суда нередко ходят перегруженными. В спешке, бывает, на дно кладут легкий груз, а тяжелый сверху, и тогда он может смещаться. У меня большие сомнения по поводу того, что кто-то из тех челноков страховал свое имущество. Как правило, челноки не страхуют свой товар, так как от этого перевозка становится дороже процентов на 10. Хотя страховые компании охотно предлагают свои услуги. Что же касается страхования корабля… Существует такая практика: когда подходит к концу срок страхования старого судна, судовладельцы устраивают несчастный случай и топят это судно, об этом знает капитан и кто-то из экипажа, чтобы потом получить страховку. Судно идет с грузом, но без людей, так как это должно произойти без жертв. Важно еще, под каким флагом ходило судно – в нашем государстве требования к техническому состоянию судна очень жесткие, поэтому когда судно стареет, чтобы не тратить лишних денег на техосмотры и ремонты, его перерегистрируют, и оно ходит под греческим или панамским флагом, так как в этих государствах очень либеральные законы по части требований к техническому состоянию судов. Поэтому нередко состояние таких судов далеко от идеала.
Пассажир “Памяти Меркурия” Геннадий Лаптев:
– Вначале я попал на первый плот, где находился капитан судна, но плот был перегружен. Увидев невдалеке перевернутую шлюпку, я и еще 8 человек забрались на нее. Плотик с капитаном унесло ветром, и мы остались одни. Выловили из воды мешок с каким-то текстилем, нашли там рубашки и брюки. Стали ими накрываться. Но это помогало слабо. Перевернутая шлюпка возвышалась над водой всего на полметра. Вдоль борта был протянут трос ограждения. Мы все время находились в полусогнутом состоянии, держась за него. В течение первой ночи два человека замерзли. Их пальцы разжались, они свалились с шлюпки и ушли на дно. Еще день кое-как продержались. А во вторую ночь еще два человека свалились за борт. На следующий день метрах в пятистах от нас прошел контейнеровоз. Мы вызывали его по рации, но он не остановился. Мы просто были в шоке. Третья ночь была самая тяжелая.
Разыгрался ветер и пошел снег. В результате еще двое соскользнули в воду с полусферического дна. Так обидно. Мы видели вдалеке огни пароходов, но просигналить им было нечем. Один из них дважды проходил мимо и только на третий услышал наш свист. Случилось это за час до рассвета… Мы сразу замечали, кто и когда умрет — человек переставал разминать руки и ноги, впадал в полудрему. Для того, чтобы выжить в подобной передряге, нужно быть как минимум хорошо одетым. На шлюпке остались в живых трое парней, в том числе я, на которых были куртки. Пить почти не хотелось. Много соленой воды выпил парень, который умер последним.