Глубокие тайны крымских подземелий

Города Крыма описаны во множестве путеводителей, их улицы изображены в бесчисленных альбомах. Кажется, что на полуострове нет архитектурных сооружений, о которых бы не знала широкая публика. Зато подземная инфраструктура края до сих пор тайна за семью печатями. Наиболее развита сеть подземных объектов в трех городах региона: Севастополе, Симферополе и Евпатории.

Севастопольские подземки

Рыть подземелья в Севастополе начали едва ли не со дня его основания, в 1783 г. При советской власти этим начали заниматься с середины 30-х гг. Строили склады для хранения боеприпасов, командные пункты и узлы связи. На западном берегу Южной бухты в 1934 году в тоннеле на глубине 30 м была оборудована подземная телефонная станция АТС-175. В районе Юхариной балки был построен подземный склад химических боеприпасов и боевых отравляющих веществ. В Троицкой балке — подземный комплекс центрального торпедного арсенала флота.
Нельзя не вспомнить и о башенных береговых батареях №30 и №35, предназначенных для защиты Севастополя с моря. В них располагались посты управления, артиллерийские погреба, силовые станции, резервуары для топлива и воды, лазареты с операционными, кубрики и каюты личного состава и даже… ленинские комнаты.
В 30-е годы строили с размахом. Так, электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты (объект «Крот») должна была состоять из 2-х турбогенераторов, мельниц для размола каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений для обслуживающего персонала. В совокупности все это представляло собой 4 — 5-этажный подземный лабиринт общей площадью около 30 тыс. кв. м. Объект «Крот» был достроен уже в 50-е годы, и сегодня это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя. Тогда же, в конце 30-х, под центральным городским холмом началось строительство транспортного тоннеля, который должен был соединить улицы Ленина и Фрунзе (ныне — Большая Морская).
После первых испытаний атомной бомбы в мире начался настоящий бум подземного строительства, не обошедший стороной и СССР. В октябре 1952 г. был официально утвержден сталинский план создания подземного города под Севастополем. Проектом предусматривалось сооружение под каждым военным объектом центральной части города на глубине 25 — 50 м его подземного дублера. Ввиду того, что некоторые сооружения предполагалось разместить близко к берегу моря, был произведен специальный расчет высоты волн от взрыва атомной бомбы в Севастопольской бухте. План был так грандиозен, что к моменту прихода к власти Хрущева подземный город в Севастополе не был построен даже наполовину. При новом лидере достраивались и были сданы в эксплуатацию лишь несколько подземных убежищ для населения. Остальные особо секретные сооружения словно исчезли. Входы в них были замурованы, чертежи и планы уничтожены. Другие были просто брошены, как, например, недостроенный узел связи — бетонированное помещение в толще скалы на берегу Южной бухты. К нему ведет ход с набережной, другой тянется на полторы сотни метров к центру города, где кончается тупиком примерно под зданием городского Дома культуры.
Куда грандиознее выглядит комплекс подземных сооружений, расположенный под живописным сквером на улице Ленина. Он состоит из десятка обширных помещений, связанных между собой коридорами. Попасть туда можно через два входа на Минной пристани. Такие же подземные пути уходят оттуда вглубь, за улицу Ленина.
Существует также вырубленная в скале 30-метровая шахта, ведущая в подвал здания Морского гидрофизического института. Этот подземный комплекс входил в план строительства подземного города как «командный пункт тыла, вооружения и судоремонта и местной противовоздушной обороны ЧФ». Сооружение было сделано наполовину и тоже заброшено.
Правда, некоторым недостроенным подземельям «повезло», они пригодились городу для размещения вполне мирных объектов. К примеру, один из подземных комплексов, построенный в 1954 г. под Историческим бульваром, был отдан под склад винзаводу.
Начиная с 1958 года центр тяжести подземных работ переместился на окраины Севастополя, в том числе в Балаклаву. Здесь всего за несколько лет под названием «объект 825» была построена огромная подземная база для подводных лодок. Она представляла собой 300-метровый дугообразный подземный канал. К нему примыкали подземный сухой док и судоремонтный завод с несколькими цехами-тоннелями. Транспортные штольни вели от набережной канала к складам торпед и топливным резервуарам. В отдельном тоннеле хранились ядерные боеголовки… После того как в начале 1996 г. части Российского Черноморского флота покинули Балаклаву, подземная база была брошена.
Самое «молодое» из севастопольских подземелий — «объект 221»: подземный командный пункт ЧФ в районе села Морозовка (Алсу), у шоссе Севастополь — Ялта. Объект начали строить в конце 70-х годов в обстановке строжайшей секретности. Инженерам и строителям запрещалось даже называть его иначе как «каменный карьер». «Объект 221» скрыт на 200-метровой глубине в толще поросшей лесом горы. После распада СССР это недостроенное сооружение оказалось заброшенным и постепенно разрушается.

«Метро» под Симферополем

В отличие от подземного Севастополя, который по большей части принадлежал Черноморскому флоту бывшего СССР и был рассекречен после начала процедуры флотораздела, подземный Симферополь остался темой, закрытой для массового обсуждения. Отсутствие официальной информации неизбежно порождает легенды и слухи, тем более что основания для их возникновения имеются.
К примеру, бывшее областное убежище на ул. Воровского (напротив одного из отделов главного управления МЧС) прячется сегодня за массивным железобетонным забором. Разумеется, это далеко не единственный такой объект в городе. Автору однажды довелось побывать в подземном комплексе универмага «Центральный» (на проспекте Кирова): он поражает своими размерами.
Дефицит открытых сведений о подземном Симферополе порождает многочисленные мифы. Особо популярны они были в конце 1980-х. Тогда в городе кипели работы по возведению «канализационных коллекторов», которые вели днепропетровские метростроевцы. (Остатки их титанических усилий до сих пор видны в начале бульвара имени Ленина у его пересечения с улицей Павленко). Народная молва почему-то сразу назвала коллектор подземной дорогой, возможно, рельсовой, неким подобием знаменитого московского «Метро-2». Поводом для подобной интерпретации послужило то, что стройплощадки находились в сквере имени Дыбенко, перед «Пентагоном» и на бульваре Ленина, близ железнодорожного вокзала. Обладая совсем скромной фантазией, можно было предположить строительство дороги, которая соединила бы областное убежище, здания обкома и облисполкома, железнодорожный вокзал и, чем черт не шутит, аэропорт. На самом деле за «метро» принимали узкоколейку, проложенную в коллекторе. По ней вагонетки вывозили выработанную породу.
Занятна и легенда о том, что некоторые горизонты подземного Симферополя специально затоплены, дабы исключить саму возможность несанкционированного доступа. Говорят, в день Х кран, местонахождение коего знают лишь посвященные, будет открыт, и коммуникации немедленно освободятся от воды. Скорее всего, в основе мифа лежит реальный факт «блуждания» Салгира под городом. Река достаточно регулярно подтапливает подвалы и убежища, в том числе и весьма авторитетных учреждений.
Популярны и рассказы о «хитрых» входах в подземку из подъездов многоэтажек. Необходимо якобы зайти в кабину лифта и нажать «лишнюю» кнопку. Существуют, как утверждается, неформальные группы «диггеров». Они свято берегут свои тайны и могут, к примеру, за особую плату водить любопытствующих, но с принятием необходимых мер предосторожности: на участках, где можно установить маршруты выхода на поверхность, они завязывают клиентам глаза, а в особо важных местах даже приковывают их к себе наручниками.

Евпатория — «сухопутный айсберг»

Древняя Евпатория напоминала «сухопутный айсберг», значительная часть которого до сих пор находится под землей. Речь идет о катакомбах, которые залегают на глубине 9 м. Туда ведут вертикальные колодцы. Через каждые 50 м в тоннелях встречаются каменные сооружения, напоминающие дверные проемы. Это своеобразные перекрытия промежуточных колодцев, которые рыли через определенные расстояния по всей трассе. Через эти колодцы вынимали грунт, а по завершении строительства их закладывали снизу плитами перекрытия и камнями. Пол евпаторийских подземелий довольно ровный, на некоторых участках видны прямоугольные каменные плиты. Если поднять плиту, взору предстанет ниша, заполненная прозрачной водой, которая стекает из двух керамических труб, расположенных друг против друга. Трубы изготовлены из выжженной красной глины, между собой они соединены втулками, уложены в каменном канале, облиты известью и склеены специальным составом так, что практически невозможно оторвать трубу от поверхности. Вода по трубопроводу идет самотеком (в XVIII веке использовались также насосы на конной тяге).
До Второй мировой войны в подземный город нетрудно было попасть из множества мест Евпатории. В конце 40-х — начале 50-х годов, когда город стал одной из ключевых военных баз СССР на побережье Черного моря, армейские саперы забетонировали большинство колодцев с тем, чтобы ими не могли воспользоваться диверсанты. Однако осталось несколько шахт, расположенных на территории частных домовладений.
Среди евпаторийцев распространено мнение, будто их «андеграунд» связан с расположенными в 9 км к северо-востоку от города Мамайскими каменоломнями, где осенью 1918 года укрывался большевистский отряд «Красные каски». Мы не можем
ни подтвердить, ни опровергнуть это. Достоверно известно лишь то, что подземными ходами легко выйти от железнодорожной станции Евпатория товарная к Морскому вокзалу в центре города.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий