Графская пристань

Важнейшей архитектурной доминантой центральной части Севастополя является Графская пристань. Формируя морской фасад города, пристань является его своеобразной визитной карточкой. С этим памятником связана вся история Севастополя.

Пристань была заложена 3 (14) июня 1783 года в числе первых четырех каменных строений города. Сооружена по свидетельству Д.Н.Сенявина «с небольшим в месяц». В 1787 году к приезду Екатерины II пристань благоустроили и официально назвали Екатерининской. Однако это название не прижилось среди жителей города и моряков. Утвердившееся в дальнейшем название «Графская» ведет начало от командующего Севастопольской эскадрой в 1786-1790 годах графа М.И.Войновича, имевшего обыкновение садиться в шлюпку у этой пристани.

Позднее адмирал М.П.Лазарев, главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя в 1834-1851, написал в Петербург: «Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто, без всякого намерения».

По инициативе М.П.Лазарева в середине 30-х годов 19 века пристань удлинили, построили северную террасу, караульный домик – «каменный домик с одною чистою меблированной комнатой для проезжающих» и устройство для въезда подвод.

В 1837 году М.П.Лазарев решил завершить благоустройство Графской пристани, для чего нужно было удлинить набережную пристани к югу, устроить южную террасу с караульным домиком. Предполагалось также соорудить колоннаду, необходимость строительства которой Лазарев мотивировал желанием прикрыть с рейда беспорядочно разбросанные на площади возле Графской пристани старые здания артиллерийского ведомства и землянки на городском холме и «чтобы сверх того колоннада эта служила украшением для города и как бы заставой с северной его стороны».

В 1838 году в письме к начальнику Главного Морского штаба генерал-адъютанту, адмиралу А.С.Меншикову Лазарев отмечал «Графскую пристань необходимо нужно увеличить, как равно и построить другой домик. И мне кажется, что предполагаемая при оной крытая колоннада сделает чрезвычайно хороший вид с рейда, а вместе с тем прикроет голую и неправильную площадь, на которой разбросаны безобразные строения по произволу».

Автором проекта благоустройства пристани стал военный инженер Джон Уптон, англичанин на русской службе, в 1833-1849 годах инженер-майор, подполковник и полковник Морской строительной части. В Севастополе Д.Уптон проектировал и строил сухие доки, водопровод, проектировал сооружения адмиралтейства – набережные, пристани, магазины (склады). Уптон провел изыскания и выполнил проект планировки центральной части города.

Проект благоустройства пристани Д.Уптона, составленный в 1837 году, был представлен на утверждение императора Николая I. 9 марта 1838 года Николай I утвердил проект «за исключением колоннады, которая вовсе отменена». Однако М.П.Лазарев, не оставляя надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно возвращался к вопросу строительства колоннады.

Разрешение было получено в 1844 году. В декабре 1844 года Лазарев писал: «В будущем лете начнется наверху пристани постройка колоннады, что много прибавит к ее великолепию». В 1846 году элегантная колоннада украсила город.

Решенная в романтическом стиле с подражанием античной классике архитектура пристани торжественна и величава. От пристани широкая лестница, обрамленная по сторонам парапетами, ведет к сооруженной из инкерманского камня колоннаде. Два ряда дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик) с датой постройки – «1846». Высота колоннады – 6,5 м, длина – 18,2, ширина – 2,8 м. Колоннада фланкирована массивными пилонами, в нишах которых были установлены четыре мраморные статуи работы Ф.Пелличио (две из них утрачены).

Пелличио, или Пелличиа Фердинандо (1808-1892) – итальянский художник и скульптор, родился в Карраре (город в Центральной Италии, известный карьерами белого мрамора), учился в Риме, с 1846 г. – директор Академии в Карраре. Для Графской пристани Пелличио выполнил также фигуры лежащих мраморных львов, которые завершают ансамбль лестницы у спуска к морю.

Сохранилась переписка М.П.Лазарева с А.С.Меншиковым по вопросу о замене поврежденных скульптур львов ранее украшавших пристань, на новые. В представленном в январе 1841 года рапорте М.П.Лазарев подчеркивал: «Поставленные на так называемой Графской пристани два льва, сделанные из мальгийского песчаного камня, от действия непогод и брызг морской воды осыпались и повреждены до такой степени, что в настоящем виде без крайнего для пристани безобразия оставлены быть не могут. Я полагал бы на место пришедших в негодность львов выписать из Италии другие мраморные, которые могут служить более приличным и прочным украшением пристани».

Предложение Лазарева получило утверждение, необходимые деньги выделили из средств Южного округа Морской строительной части. В 1843 году мраморные скульптуры лежащих львов доставили из Каррары в Севастополь и установили на Графской пристани.

К середине 19 века пристань стала украшением центральной части Севастополя, парадным причалом военного порта. Современник писал: «Теперь над пристанью устроен элегантный портик с колоннадой, и по сторонам, два караульных домика и площадки – это все из тесаного камня».

В период обороны Севастополя 1854-1855 годов Графская пристань была оживленным местом, отсюда поддерживалась связь защитников города с Северной стороной. Л.Н.Толстой в «Севастопольских рассказах» описал пристань в декабре 1854 года: «На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров».

В ночь на 26 августа 1855 года вражеская ракета подожгла баржу с порохом, стоявшую у Графской пристани. Пристань сильно пострадала от взрыва.

После окончания Крымской войны пристань долго не восстанавливалась. В документе, датированном 1871 годом, сообщалось: «Графская пристань с портиком окончательно разрушится, если не будет своевременно поддержана».

Реставрированная впоследствии пристань стала излюбленным местом прогулок жителей города. Екатерининская пристань и два караульных домика состояли в ведении Морского ведомства. У пристани находилась лимонадная будка купчихи Евтеевой. На площади, рядом с пристанью, была стоянка извозчиков.

С Графской пристанью связаны многие знаменательные события в истории Севастополя. Этим событиям посвящены мемориальные доски из белого мрамора, установленные на пилонах колоннады.

Первая напоминает о том, что 22 ноября 1853 года на Графской пристани произошла торжественная встреча севастопольцев с вице-адмиралом П.С.Нахимовым после Синопской победы. Надпись на второй говорит о том, что с этой пристани 27 ноября 1905 года лейтенант П.П.Шмидт отбыл на крейсер «Очаков», чтобы принять командование восставшими кораблями флота.

В мае 1917 года именно сюда, на Графскую пристань, были доставлены останки руководителей восстания на крейсере «Очаков» – П.П.Шмидта, Н.Г.Антоненко, А.И.Гладкова, С.П.Частника, расстрелянных в 1906 году на острове Березань. 8 мая 1917 года крейсер «Принцесса Мария» с останками революционеров подошел к Графской пристани. При входе крейсера в бухту с кораблей флота был произведен салют, а на берегу и у пристани собрались тысячные толпы народа, военно-морские части и организации со знаменами. На Графской пристани была отслужена панихида. Шествие от пристани по Нахимовскому проспекту и Б.Морской двинулось к Покровскому собору, в склепы которого были помещены останки революционеров.

Свидетелем трагических событий стала Графская пристань в ноябре 1920 года. 7 ноября 1920 года войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе прорвали укрепленные позиции белых у Перекопа, и повели наступление на Севастополь. Главнокомандующий Вооруженными силами юга России генерал-лейтенант П.Н.Врангель отдал приказ об эвакуации. Всего из Крыма вместе с беженцами эвакуировалось до 150 тысяч человек, в том числе около 70 тысяч солдат и офицеров. Этим событиям посвящена установленная в ноябре 1995 года на подпорной стене Графской пристани мемориальная доска с надписью: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года».

В советское время, в 1925 году Графскую (Екатерининскую) пристань переименовали в пристань III Интернационала.

Во время Великой Отечественной войны недалеко от Графской пристани погиб крейсер «Червона Україна». 31 октября 1941 года крейсер встал на свою огневую артиллерийскую позицию в районе Графской пристани. В течение двенадцати дней корабль вел огонь по противнику. 11 ноября орудия крейсера подавили три батареи противника, уничтожили 3 роты немецких солдат, разбили 18 бронетранспортеров и автомашин с войсками. 12 ноября во время очередной бомбардировки немецкие самолеты атаковали крейсер. В судно попало шесть бомб, оно приняло около четырех тысяч тонн забортной воды. Почти сутки личный состав боролся за живучесть корабля. Несмотря на героические усилия экипажа, крейсер затонул.

Если спуститься по ступеням Графской пристани и пройти вправо, можно увидеть памятную доску из красного полированного гранита, на которой написано: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Україна» (установлена в 1965 году).

Помнит пристань и радостные дни освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков, когда над колоннадой Графской пристани взвился Военно-морской флаг.

Пострадавшая во время войны, пристань была отремонтирована в послевоенные годы. В 1968-1969 годах, по проекту архитектора В.М.Артюхова и инженера А.И.Михайленко, выполнили капитальный ремонт лестницы. В 1987-1988 годах реставрировали колоннаду Графской пристани. Проект и технологию разработал институт «Укрпроектреставрация». Реставрационные работы выполнили специалисты Крымской межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя УССР. Реставрацию пилонов и очистку мраморных скульптур произвела бригада известного на Украине реставратора Е.И.Бартана. Симферопольская бригада лепщиков В.Т.Уланова выполнила отделочные работы по воссозданию карнизов и колонн.

Графская пристань и сегодня является главной пристанью города, народным причалом военного порта. С нее начинается военно-морской парад кораблей Черноморского флота в День Военно-Морского флота. На ее ступени поднимаются почетные гости города. В праздничные майские дни, в дни годовщины Победы и освобождения Севастополя на Графской пристани по традиции собираются ветераны Великой Отечественной войны. Сюда приходят туристы и жители города, чтобы полюбоваться живописным видом на море. Восстановление Графской пристани после Великой отечественной войны.

И.А.Дьяконова,
ведущий научный сотрудник
Музея героической обороны и освобождения Севастополя

По материалам сайта http://vashsevdom.narod.ru/index.html

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий