Первая встреча с ханафудой будоражит, словно флирт с незнакомкой. Любимая игра якудза красива, романтична, в меру доступна и слегка неприлична
Карты ханафуды в Японии по традиции делают из прессованной рисовой бумаги. Они довольно толстые, похожи на дощечки (толщина колоды 5–6 см), раскрашиваются вручную и приятны на ощупь
Само появление ханафуды было незаконным. В 1549 году в Японию прибыл испанский миссионер Франциск Ксаверий, и пока он нес островитянам свет Христовой веры, матросы одарили их карточной игрой ломбер. Европейская колода понравилась народу куда больше, чем куртуазные карты японской знати: в ломбер можно было играть на деньги, не разбираясь при этом в поэзии, живописи и этикете. В 1633 году сёгунат Токугава, стремясь ограничить чужеземное влияние, запретил иностранные игральные карты. Японцы принялись изобретать собственные колоды, на что власти ответили запретом любых азартных игр, и начались кошки-мышки: стоило изъять одну колоду, народ придумывал новую. Карты стали своеобразным паролем людей вне закона: глядя, по каким правилам гость ведет игру, хозяева без труда вычисляли, откуда он явился и не выдает ли себя за другого.
Цветочные карты, или ханафуда, не выглядели азартными, благодаря чему избежали официального преследования. Колода полностью оформилась в конце XVIII века. Система созвучна поэтическому календарю «Стихи о цветах и птицах двенадцати месяцев» Фудзивары Тэйка. В качестве мастей в игре фигурируют 12 растений, каждое из которых цветет в определенном месяце начиная с января: сосна, слива, сакура, глициния, ирис, пион, клевер, мискантус (китайский камыш), хризантема, клен, ива и павловния (адамово дерево).
В каждой масти четыре карты разного достоинства. На первых двух картах нарисован цветок или дерево, на третьей к растению добавляется бумажная лента для написания стихов, на четвертой фигурирует животное, птица, вещь или явление природы. На трех лентах есть надписи, остальные пустые. Также есть особые «яркие» карты и некоторые другие, выбивающиеся из общего принципа. С ними игра становится разнообразнее. Рисунки сделаны так, что, если положить рядом карты одной масти, они образуют единую картинку.
На картах нет цифровых обозначений, и для большинства игр они не требуются. Однако для некоторых азартных игр картам присваивают числовые достоинства (1, 5, 10 или 20), которые нужно просто заучить. Кому надо, тот знает.
Татуировки японских мафиози часто содержат фрагменты цветочных карт. Традиция играть в ханафуду на переговорах сохранилась у бандитов якудза до наших дней. Игра помогает проверить бойца, прежде чем доверить ему дело: сдержанность и хладнокровие, азарт и жадность, рассеянность и невнимательность — все плохое и хорошее за карточным столом становится явным. Из-за того что ханафуда ассоциируется с преступным миром, некоторые уважаемые японцы считают зазорным играть в нее.
Дурная репутация игры контрастирует с рисунками на картах, преисполненными красоты и гармонии. В ханафуде есть то невыразимое очарование красивой вещи, для которого в японском языке используется специальное выражение «моно-но аварэ». Поэтому в нее играют многие, правда, делают это в узком кругу — дома, в дружеской компании, на пикнике, на вечеринке. Японцы считают, что тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно Луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, поскольку у него сердце из камня.
Кой-кой
Карты ханафуды имеют разную стоимость (по количеству очков), но в большинстве игр она не учитывается. Кой-кой— простая и увлекательная игра для двух человек, основанная на принципе подобия.
Начало игры
Каждый участник тянет карту, и тот, кому достался самый ранний месяц, становится дилером. Он раздает карты по восемь штук в следующем порядке: четыре сопернику, четыре на стол картинками вверх и четыре себе. Повторяет все это, кладет колоду рубашками кверху рядом с открытыми картами и делает первый ход. Если на столе оказались четыре карты одной масти, колоду тасуют и раздача начинается заново.
Победа с раздачи
Если у игрока на руках оказались четыре карты одной масти, он зарабатывает 8 очков, если достались две полные масти или по паре четырех мастей — 14 очков. О победе с раздачи нужно объявить до начала игры, иначе она не будет засчитана.
Ход
Чтобы взять карту со стола, необходимо сбросить карту той же масти из руки (например, для взятия ириса надо сбросить карту с ирисом). Получившуюся пару игрок берет себе, но прежде он открывает верхнюю карту колоды. Если на столе есть карта той же масти, то к игроку уходит и вторая пара. Если пары нет, карта кладется на стол, к остальным открытым. Взятые карты игрок выкладывает перед собой картинками вверх.
Тонкости
Если у игрока нет подходящей парной карты, он должен сбросить на стол карту из руки и лишь потом открыть вторую из колоды. Участник не обязан ходить именно с парной карты и может сбросить любую непарную, однако, если масть карты из колоды совпадает с мастью карты на столе, уклониться от взятия нельзя. Когда на столе оказываются три карты одной масти, игрок, сбросивший четвертую, обязан забрать все четыре.
Тактика Кой-кой предлагает множество стратегий. Игрок может попытаться как можно быстрее собрать «касу», охотиться на редкие комбинации или строить козни противнику, забирая нужные ему карты. Главное — молниеносно адаптироваться к ситуации: выигрышную тактику всегда определяет расклад. |
Цель игры
Игроки зарабатывают очки, составляя из взятых карт комбинации («яку»). Вся соль в том, что, собрав комбинацию, участник обязан сделать выбор: прекратить игру, сказав «агари» («поднимаю»), или продолжить, сказав «кой-кой» («давай»). В первом случае игра прекращается, стоимость комбинации записывается на счет участника, и начинается новый раунд. Во втором — игра продолжается, а ход переходит к противнику, но теперь, если игроку удается собрать новую комбинацию или улучшить прежнюю, все набранные им очки удваиваются. Если же противник первым соберет комбинацию и скажет «агари», удвоятся уже его очки, а набранные первым игроком сгорят.
Умножение ставок Говорить «кой-кой» можно много раз, покуда карты в руке не кончатся, и каждое продолжение будет удваивать очки. Минимальный выигрыш за один раунд — одно очко, максимальный — несколько сотен. Если оба игрока решились на продолжение и карты на руках кончились, а новые комбинации не собрались, раунд не приносит очков никому. Партия длится 3, 6 или 12 раундов. |
Список комбинаций
1 очко приносят:
«касу» — 10 простых карт (плюс еще 1 очко за каждую простую сверх десяти)
«танэ» — 5 животных (плюс еще 1 очко за каждого животного сверх пяти)
«тандзаку» — 5 лент (плюс еще 1 очко за каждую ленту сверх пяти)
5 очков приносят:
| | |
Специальные комбинации:
| |
| |
«Чаша саке» — особая карта: при подсчете очков ее можно учитывать и как карту с животным, и как простую. Отдельно по 5 очков дают ее комбинации с «яркими» картами — «саке под Луной» и «саке под сакурой». |
На карте «человек под дождем» изображен каллиграф X века Оно-но Митикадзэ. Она разрушает комбинации «саке под Луной» и «саке под сакурой» (в самом деле, трудно любоваться чем бы то ни было, когда хлещет дождь). |
Японская фирма Nintendo была основана в 1889 году специально для производства ханафуды. Компания, подарившая миру игровые платформы Game Boy и Wii, до 60-х годов XX века не выпускала ничего, кроме игральных карт эталонного качества
Павловния была названа ботаниками Зибольдом и Цуккарини в честь дочери императора Павла I Анны Павловны: назвать род Anna они не могли, поскольку такой уже существовал, а отчество ученые приняли за второе имя
Надпись «Миёсино» на мартовской поэтической ленте — название города в префектуре Нара, знаменитого своими цветущими сакурами. На остальных двух лентах написано слово «акаёроси» (あ 可ょ ろ し): «ака» значит «красный», а «ёроси» — «хорошо», то есть пожелание всего хорошего. Архаичный символ 可 относится к хентайгане (букв. «странной азбуке») и давно не применяется в повседневной жизни, разве что в художественно-оформительских целях
Мобильное приложение помогает быстро запомнить правила кой-кой-прямо в процессе игры. Поначалу они могут показаться запутанными
Читайте наши статьи: — Энциклопедия: Знаки отличия. Татуировка словно клятва: значит многое, делается раз и навсегда. — Антимафия: Как борются с каморрой на Сицилии. Семья — это святое. Всепроникающие преступные сети — настоящий бич итальянских городов. Но отчего-то простые итальянцы отзываются о мафии не только с уважением, но даже с теплотой. — Спорный вопрос: На стороне силы: Рассказ человека, 15 лет работавшего на итальянскую мафию |
Фото: JAPANEXPERTERNA.SE (CC-BY-SA), ECKHARD PECHER (CC-BY-SA), ALAMY / LEGION-MEDIA, ISTOCK (X2), CHANG YU-FAN (X48) (GNU GPL)
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2017 г.