
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Игры этого жанра, например http://www.agium.com, как следует из названия, опираются на стратегическое мышление. Вот общая схема большинства из них: есть некая местность, на которой надо выполнить ту или иную задачу. Например, продержаться определенное время «до прихода подкрепления», либо отразить атаки врага, либо заработать какое-то количество денег. Для достижения цели необходимо строить укрепрайон и создавать боевые единицы (в просторечии юниты). Но на это уходят ресурсы, и их нужно пополнять: в недрах виртуальной местности есть «сырье», которое можно разными способами добывать и перерабатывать. По этому принципу построены игры Dunе, StarCraft, WarCraft и другое
ПОШАГОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Сначала все стратегические игры были пошаговыми, то есть игрок «давал задания» своим юнитам, нажимал кнопку «закончить ход» и смотрел, что предпримет в ответ противник и приведут ли его действия к победе. Игра, которая считается родоначальницей жанра стратегии, – «Древнее искусство войны» – вышла в 1984 году. Следующая заметная игра в жанре пошаговой стратегии, Warlords («Военачальники»), появилась в 1990 году, почти одновременно с Cеnturion («Центурионом»), который уже был стратегией почти в реальном времени.
СТРАТЕГИИ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Сейчас преобладают стратегии в реальном времени, когда нет фиксированного хода, все юниты свободно перемещаются по игровому полю, действуя сообразно заданиям. Так как уследить одновременно и за добычей ресурсов, и за битвами бывает сложно, жанр опять разделился. Выделились военные тактические игры, в которых главная задача игрока – управление небольшой боевой группой, и игры в более традиционном стиле, где основной упор сделан на правильное строительство укреплений и добычу ресурсов.
WARLORDS
Пошаговая стратегия. В мифической стране Иллурии восемь кланов борются между собой за господство. Эта игра предполагает участие до восьми игроков. Если их меньше, остальными кланами управляет компьютер. Нужно захватывать территории (они отмечены башнями, над которыми поднимается флаг занявшего их игрока) и города. Покоренные города и территории приносят доход, на эти деньги клан содержит армию и флот. В городах с определенной периодичностью могут создаваться новые боевые единицы (юниты). Игра с восемью участниками могла с легкостью затянуться на 12 часов и более.
CЕNTURION: DЕFЕNDЕR OF ROMЕ («ЦЕНТУРИОН: ЗАЩИТНИК РИМА»)
Эта игра, выпущенная в 1990 году, явилась редким исключением в истории жанра, представляя собой пошаговую стратегию с битвами в реальном времени. Игровая механика (особенно батальные сцены), по мнению некоторых экспертов, затмевает все, что выходило и до, и после «Центуриона». Смысл игры, действие которой происходит в 275 году до нашей эры, заключается в том, чтобы победить всех врагов Римской империи и завоевать территории, которые на самом деле ей и принадлежали. Поэтому нужно отражать нападения варваров, карфагенян и жителей Междуречья. В игре великолепно проработаны батальные сцены: перед началом битвы можно выбрать расположение легионов и их тактик, а также менять тактику в ходе боя, вводить резервы, наносить фланговые удары. Великолепно исполнены и морские сражения.
HЕROЕS OF MIGHT AND MAGIC («ГЕРОИ МЕЧА И МАГИИ», ЧАСТО ИГРА НАЗЫВАЕТСЯ ПРОСТО «ГЕРОИ»)
Действие этой пошаговой стратегической игры разворачивается в средневековом фэнтези-мире. Ключевая роль отведена героям, которые командуют армиями из мифических существ – юнитов. Основная задача игрока – захватить все вражеские замки и победить всех вражеских героев. Юниты могут передвигаться по карте, можно покупать дополнительных юнитов, укреплять замки или приобретать новые заклинания. Если армии юнитов встречается враг (другой герой с армией либо дикие звери), включается режим боя, когда перед игроком предстает поле боя с высоты птичьего полета (вид сбоку-сверху), на противоположных сторонах которого выстроены армии. Игрок может передвигать своих бойцов по разбитому на шестигранники полю на расстояние, определенное числом очков. После того как все бойцы перемещены, ход заканчивается. Герой обычно остается на месте и может произнести одно заклинание, дающее ему некие преимущества. Затем следует ход его противника и так далее Всего в серии пока вышло пять основных версий и восемь дополнений к ним. В «Героях V» произошел переход к полностью трехмерной картинке. Поле боя уже разбито на квадраты, а не на шестигранники. В каждой версии появляются новые персонажи.
DUNЕ 2
Одна из первых стратегий в реальном времени. Игра построена как серия миссий. В них ставятся различные цели: обычно отразить атаки врагов или собрать определенное количество субстанции под названием spicе. Его добывают почти беззащитные персонажи – специальные машины для сбора урожая, харвестеры. Кроме врагов им угрожают периодически появляющиеся гигантские черви, которые поедают харвестеров. Расходуя заготовленный spicе, можно строить укрепления, производить боевые машины и создавать боевые подразделения, чтобы отражать атаки и уничтожать позиции врагов.
STARCRAFT
Серия игр в фантастической вселенной. Игрок может выбрать одну из трех рас. Каждая раса имеет свои особенности и требует использования разных ресурсов для обеспечения развития гонитов. Также необходимо строить здания и укрепления, что влияет на силы юнитов либо дает возможность развивать юниты.
WARCRAFT
Еще одна вселенная, в которой разворачивается действие серии стратегических игр. В первой из игр – «Орки и люди» – происходит борьба двух рас за господство. Стратегия в реальном времени, послужившая прототипом для создания самой популярной онлайновой игры, о которой будет рассказано в следующей статье.
CIVILISATION
Интересная серия игр, сочетающих в себе элементы симулятора и стратегии. Цель игрока – покорить мир и развить цивилизацию. В части развития цивилизации игра является типичным симулятором. Однако в процессе захвата мира армии должны сражаться с соседними народами и дикими зверями, и здесь используются основные элементы стратегии.
POPULOUS
Интересным, но не очень широко представленным направлением в стратегических играх являются игры в «бога». Примером такого рода может служить Populous, где игрок берет на себя роль божественной силы, может менять ландшафт – разрушать или воздвигать горы, создавать реки и моря. Кроме того, игрок советом, манипулированием или божественным вмешательством способен направлять свой народ. Задача – покорить другой народ.







