Одной из основных составляющих русофобского дискурса в течение вот уже нескольких столетий является утверждение о чужеродном, скандинавском происхождении русской государственности. Впервые оно было разработано в виде научной теории немецкими учеными в XVIII в., и впоследствии ему уделали особое внимание научные и околонаучные круги в германских странах. Оно стало важным элементом германского взгляда на русских, как на народ, не способный к самостоятельному государственному строительству.
Впрочем, германцами круг сторонников подобных взглядов отнюдь не ограничивается. Их приходится постоянно слышать от русофобов любых национальностей, стремящихся открыто или скрыто оскорбить русский народ. Однако за последние десятилетия накоплен достаточный археологический материал, который вкупе с имеющимися письменными данными позволяет составить реалистичную картину возникновения русского государства. Наиболее важны для рассмотрения этого вопроса археологические открытия в Старой Ладоге, в которой и вокруг которой и происходили наиболее важные события рождения русской государственности.
В VIII в. в Волховской области столкнулись два колонизационных потока – славянский с юга и скандинавский с запада. По всей видимости, первоначально отношения были мирными. Славяне основали свою крепость на месте старого чудского укрепления у впадения в Волхов реки Любши, а скандинавы (выходцы с острова Готланд) – свое неукрепленное поселение у впадения в Волхов реки Ладожки. Во второй половине 760-х гг. скандинавское поселение в устье Ладожки было захвачено славянами. Славянский период в истории Ладоги продолжался до 830-х гг. Именно в эти годы начинается широкая торговля с Востоком. Баснословные богатства, которые она приносила, привлекли к Восточному пути пристальное внимание скандинавов. Около 840 г. славянская Ладога погибла в огне огромного пожара, связанного с захватом города скандинавами. Скандинавский период в истории Ладоги длился примерно с 840 по 865 гг. Именно к этим годам относится сообщение Новгородской летописи о том, что северные племена “дань даяху Варягомъ от мужа по белей веверици; а иже бяху у них, то ти насилье деяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди”.
Около 865 г. скандинавская Ладога была в свою очередь уничтожена пожаром. Эти события также описаны в Новгородской летописи: “и въсташа Словене и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владети сами собе и городы ставити”. Повесть временных лет относит изгнание варягов и призвание Рюрика к одному году (862), но археология свидетельствует, что между этими событиями был значительный промежуток времени. Большинство дат для IX и X вв. в ПВЛ придуманы Нестором – в первоначальной русской летописи события этих веков в большинстве своем не датированы. По археологическим данным, война со свеями и междоусобицы племен продолжались около трех десятилетий. За эти годы в огне пожаров помимо Ладоги погибли все известные крепости Руси – Любша, Новые Дубовики, Сясьское городище (Алаборг), Холопий Городок, Рюриково Горо-дище, Труворово Городище (Изборск) и др. Война всех против всех сопровождалась упадком торговли – нижняя точка распространения восточного серебра в России и Скандинавии приходится на 880-е гг.
Кризис завершился установлением мира между племенами, которые договорились пригласить на престол отпрыска датской династии Инглингов Рюрика. Даны в то время также вели упорную борьбу со свеями, поэтому являлись естественными союзниками словен и союзных им племен. Имеются также сведения о происхождении Рюрика со стороны матери из славянского княжеского рода, что могло быть дополнительным аргументом в пользу его кандидатуры. Археологические данные свидетельствуют, что приглашение Рюрика состоялось около 894 г. Именно в этом году в Ладоге после длительного периода запустения разворачивается широкое строительство, начало которого ознаменовалось сооружением княжеского дворца. Эта постройка соединяла в себе скандинавские и славянские строительные традиции, а при ее сооружении были использованы доски разобранных судов.
В последнее время данные, полученные при археологических раскопках в Новгороде, пролили свет на обстоятельства так называемого “призвания варягов”. История этого открытия подробно изложена В.Яниным в книге “У истоков новгородской государственности”. Сопоставляя свидетельства поздних новгородско-княжеских докончаний с археологическими данными, Янин установил, что Рюрик и его дружина были по сути дела наемниками славянской племенной знати, обязанными за установленную плату служить ее интересам. Княжеская власть в Новгородской земле утверждается как результат договора между местной межплеменной верхушкой и приглашенным князем. Договор, по-видимому, с самого начала ограничил княжескую власть в существенной сфере – организации государственных доходов. В этом состоит коренное отличие новгородской государственности от монархической государственности Смоленска и Киева, где княжеская власть утверждается не договором, а завоеванием.
Русская государственность появилась на свет вследствие свободного изъявления воли славян. Для того, чтобы иметь возможность эту волю изъявить, славянам пришлось выстоять в очень жестокой борьбе. Давление со стороны свеев было огромным, и оно увенчалось временным успехом – в течение примерно четверти века Ладога находилась под их властью. Однако в конечном счете победа осталась за славянами. О том, насколько значима была эта победа, можно заключить по событиям на западном направлении скандинавской эспансии – в Британии. Несмотря на долгую и упорную борьбу англо-саксы были в конечном счете завоеваны скандинавами – сначала в лице данов, потом в лице норманов. Таким образом, если в Британии викинги покорили германцев, то в России славяне поставили викингов себе на службу, что доказывает несостоятельность германофильской теории возникновения русской государственности.