История крана

zis6-2

Подъемный кран является одним из самых значимых достижений инженерной мысли, благодаря которому человечеству удалось существенно упростить перемещение тяжелых грузов и ускорить строительство домов и всевозможных объектов. С изобретением автомобиля в умах конструкторов постепенно зрела идея совмещения движущего и подъемного механизмов, в результате которого появился автокран – один из самых востребованных и полезных на сегодняшний день представителей спецтехники, который облегчает человеческий труд во многих отраслях современной промышленности. Однако созданию автомобильной крановой техники предшествовало множество веков эволюции.

От Древнего Египта и Архимеда до наших дней

История первых строительных приспособлений для поднятия и перемещения грузов уходит своими корнями в Древний Египет. Практически все современные ученые сходятся во мнении, что при строительстве знаменитых пирамид египтяне не могли обойтись без услуги кран для транспортировки многотонных каменных блоков.

Настоящим прообразом современного крана принято считать «железные лапы», изобретенные Архимедом. Он не просто создал первый известный человечеству подъемный механизм, но и заложил теоретические основы и принципы работы грузоподъемной техники, которые применяются до сих пор. Он разработал и обосновал понятие центра тяжести, успешно применив его на своих машинах.

«Железные лапы» Архимеда по своей конструкции были похожи на современный кран: они имели поворачиваемую стрелу и могли передвигаться по поверхности. Наличие дополнительной стрелы-клюва уравновешивало конструкцию и не позволяло «крану» опрокинуться.

Активно использовать механизмы с ярко выраженной конструкцией подъемника начали в 14-15 веках в Германии, Италии и Чехии. Для перемещения грузов в то время использовали цепные и стреловые поворотные краны из дерева с осями и крюками из стали. Одним из примеров использования подобной крановой техники является возведение знаменитого собора в Кельне в 14 веке. Для его строительства был использован кран высотой 15 метров и грузоподъемностью 5 тонн, механизм которого приводился в действие двумя топчаковыми колесами.

С конца 18 века важнейшие элементы грузоподъемной техники начали делать из металла. Первый цельнометаллический кран был создан в Париже уже к 20-м годам 19 века, а спустя десять лет конструкцию подъемников дополнил механический привод.

Что касается двигателя, то впервые на грузоподъемную технику установили паровую силовую установку в Великобритании в 1830 году. Спустя полвека (1880-1885 гг.) в США и Германии впервые использовали краны с электродвигателем. Подъемник с двигателем внутреннего сгорания был создан в 1895 году, а гидравлический привод на грузоподъемную технику начали устанавливать в 1947 году в Великобритании.

Первым прототипом башенного крана считают конструкцию Юлиаса Вольфа, созданную в 1913 году. Характерной особенностью этого подъемника являлось наличие поворотной платформы, которая крепилась в верхней части башни. Как только башенный был оснащен современной подъемной стрелой, он стал незаменимой машиной на любой строительной площадке.

Автокран – революция в мире грузоподъемной техники

Настоящая революция в мире грузоподъемной техники произошла с изобретением автокрана. Прообразом современного автокрана вполне можно считать подъемник на тележке, запатентованный в 40-х годах 19 века. С тех пор и до нашего времени было создано множество моделей автомобильных кранов грузоподъемностью от 1,5 до 2000 тонн.

Долгое время конструкторы кранов адаптировали свои подъемные механизмы к тем или иным моделям грузовых авто, что накладывало некоторые ограничения по грузоподъемности и высоте. Сегодня производители автокрановой техники создают отдельно конструкцию базового шасси под определенные самого крана. Это значительно расширило возможности автокранов.

Помимо классических автомобильных кранов, довольно широкое распространение в последнее время получили гидроманипуляторы. Это специальное устройство, с помощью которого осуществляется погрузка на то же шасси, где расположен сам подъемный механизм.

В современном мире все большую популярность обретают автокраны «сити-класса», которые могут выполнять и другие функции, кроме как поднимать и опускать груз.

История отечественной автокрановой техники

Первый отечественный автокран был создан в середине 30-х годов двадцатого века на заводе «Красный металлист». Подъемный механизм был установлен на советский автомобиль «Я-5». Этот кран мог поднимать всего 1,5 тонн полезного груза, но при этом потреблял огромное количество топлива. После серьезной модернизации советский автокран получил более широкое применение, в частности, он активно использовался для восстановления хозяйства в послевоенные 50-е годы.

В 70-х годах крановые механизмы начали комплектовать гидравлическим приводом, благодаря которому они стали массово использоваться в строительстве. Сегодня отечественные автокраны выпускаются преимущественно на базе грузовых шасси «Урал», «КАМАЗ» и «МАЗ». Наиболее популярными являются краны грузоподъемностью до 51 тонн. Их активно используют в жилищном строительстве.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории