История строительства дорог на ЮБК

До присоединения Крыма к России дорог на южный берег Крыма из степной части полуострова практически не было – татары и предшествующие народы пользовались вьючными тропами. Лишь в двадцатые годы девятнадцатого века в связи с развитием хозяйственных связей началось строительство дороги из административного центра Симферополя на южный берег.

Долгое время это был почтовый тракт. В честь окончания его строительства в 1826г установлен первый в Крыму памятник. Сначала он был у самой дороги, но в 1930-х годах она из-за значительной крутизны подъема в этом месте была перенесена, и памятник, оставшийся в стороне, оказался заброшенным. Сейчас на него можно посмотреть, пройдя по тропе несколько сот метров к востоку от автостоянки, расположенной у поста ДАИ на перевале.

Памятный обелиск высотой около 12 метров стоит на небольшой поляне в лесу. Его известняковые плиты несут следы времени: царапины, пулевые отметины, каверны выветривания, автографы на разных языках и т. п. В стороне среди деревьев и кустарников едва прослеживаются отрезки старой дороги с отдельными ограждающими столбиками. Долгие годы на памятнике отсутствовала доска с надписью, кем и в честь кого он поставлен, что вызывало у туристов различные толки. В путеводителе по Крыму М. Сосногоровой, изданном в 1874 году, читаем: “На обелиске находится следующая надпись: “По велению императора Александра I, дорога сия от Симферополя до Алушты через хребет Яйла начата с 1824 года, устроена в царствование императора Николая I, в 1826 году, при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове, гражданском губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым”. Как видите, в этой надписи не были упомянуты имена истинных строителей дороги. В 70-х годах ХХ века на обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Это памятник простым русским солдатам, которые, вгрызаясь киркой и лопатой в твердую скальную породу, с неимоверными трудностями построили сложное по тем временам инженерное сооружение. Дорога пролегла западнее древнего пути и просуществовала более ста лет. Лишь в 30-х годах ХХ века началась её коренная перестройка. За пять лет, с 1935 по 1940 год, дорога была полностью реконструирована, а полотно покрыто асфальтом. Но прошли годы, и она уже не справлялась с потоком машин, скорость и грузоподъемность которых значительно увеличились. Кроме того, большинство пассажиров с трудом выносило петлеобразные крутые повороты, встречающиеся на каждом километре. А главное, на ЮБК расположились правительственные дачи, в которых любило отдыхать высшее начальство. В конце 50-х было начато строительство новой трёхполосной дороги от Симферополя до Алушты – горной троллейбусной трассы. Всего за год строителями был выполнен огромный объем работ – перемещено более 5 миллионов кубометров грунта, срезано около 300 крутых поворотов, возведены подпорные стены. Полотно дороги было расширено вдвое. На рубеже 60-х началось регулярное движение от Симферополя до Алушты. На многих участках дорога пролегла по новым направлениям. В этих местах старая дорога видна в виде узких асфальтовых ответвлений, например, к турбазе “Ангарский перевал”. Привожу карту района перевала, где участки старой дороги обозначены жёлтым цветом. Но в большинстве мест проезд по ним сейчас уже закрыт. Заметим, что на старой дороге в районе Верхней Кутузовки в 1966г, т.е. когда новая дорога уже была, снимались сцены погони из известного фильма Гайдая “Кавказская пленница”. В этом же районе во время строительства трёхполоски был реконструирован памятник “Кутузовский фонтан”, расположенный на месте сражения русских войск под командованием Кутузова с турецким десантом в XVIII веке. Вот только фонтаном он стал числиться только номинально – строители подрезали водоносные горизонты, и родник, питавший ранее фонтан, иссяк.

Что касается дороги от Алушты до Ялты, то её первый вариант был построен в 1837г, а современный – в 1961-м.

Почти одновременно с дорогой из Симферополя на ЮБК, в 30-х годах ХIХ века, началось и строительство дороги Белогорск (Карасубазар) – Приветное (Ускут), хотя она, конечно, имела куда меньшее значение. И судьба её была другой – начиная с отметки в нескольких километрах за Красносёловкой и вплоть до выхода на приморскую равнину она за почти 200 лет мало изменилась. Вот как описывает путешествие по ней в 20-х годах прошлого века геолог А. Крубер (очевидно, имеется ввиду спуск с перевала в сторону Приветного): “Дорога, делая многочисленные петли, лепится по карнизу обрывистого ущелья, и необходимо всё умение возницы, чтобы тяжёлая мажара на повороте не свалилась в бездну. С замиранием сердца смотришь, как она несётся прямо к пропасти, и невольно спрашиваешь: куда же дальше? Внезапный поворот, и перед глазами открывается новая петля дороги.”

При СССР за дорогой кое-как следили – расширили и заасфальтировали сравнительно ровный участок до Красносёловки и ещё несколько километров дальше, проложили водоотводные трубы при пересечениях с балками, установили кое-где ограждения из железобетонных блоков, регулярно подсыпали щебень… Теперь ограничиваются установкой знаков, запрещающих движение. Хотя местные и любители лёгкого экстрима (в том числе автор этих строк) всё равно ездят. Подробности о моих поездках, например, в отчёте-2000.

Третья дорога, которую хочу упомянуть, это Бахчисарай-Ялта, точнее, её участок от Соколиного (Коккозки) до Ялты. Она строилась с 1865 по 1894г военно-сапёрными батальонами под руководством инженер-полковника Шишко (в его честь названа скала в месте выхода дороги с Южного склона на яйлу, сейчас на ней смотровая площадка). Особенно трудным был участок от 17 до 22км со стороны Ялты, где уклон достигает 60-80 градусов. Этот участок представляет наибольшие трудности, теперь уже для водителей, и в наши дни. Осенью 1941г он был взорван партизанами и восстановлен уже после войны.

В честь окончания строительства дороги в 1894г на скале Пендикюль построена смотровая площадка -Серебрянная Беседка, откуда открывается прекрасный вид на Ялту.

Со времён строительства дорога лишь немного расширена и покрыта асфальтом. В последнее время поток транспорта по ней резко возрос, что требует от водителей большого внимания. Если не стоит цель полюбоваться красивыми видами, быстрее и безопаснее доехать из Бахчисарая в Ялту через Красный Мак – Терновку – Форос, оставляя в стороне Севастополь. Кроме того, дорога часто бывает закрыта из-за оползней, а также в зимнее время.

А вот история строительства Романовской дороги, из Ялты до Косьмо – Дамиановского монастыря в горах Крыма, по материалам www.2000.net.ua

История возникновения Романовской дороги в Крыму начинается задолго до ее создания. Весь уклад жизни императорской семьи вел к тому, что не построить эту дорогу просто не могли. Союз Романовых с Крымом предопределил рождение прекрасной горной дороги, проходящей мимо самых высоких вершин Крыма. Дороги, являющейся излюбленным местом отдыха летних облаков и тяжелых, наполненных дождем и снегом, свинцовых осенне-зимних туч.

После Крымской войны в 1857г при источнике Косьмы и Дамиана, вода которого с давних времен считалась исцеляющей от всех болезней, создается Косьмо-Дамиановский монастырь. А в начале 1880-х гг. в 60-70 саженях от монастыря по приказу императора Александра III – набожного человека и большого любителя охоты – был построен царский охотничий домик на 8 комнат: гостиная с кабинетом, спальня, две комнаты для прислуги, буфетная и ванная. Вслед за царем и его свитой монастырь и источник начинают посещать все больше людей. Здесь создаются купальни для омовения в водах источника и гостиница для паломников.

В 1896г удельное ведомство объявило эту местность «собственным уделом охоты царя». С 1910г к царскому домику, а значит и к монастырю, стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. По примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь. Последняя российская царица – Александра Федоровна, надеясь на чудо, облюбовала целебный источник для лечения больного гемофилией царевича Алексея. Однако проезд из имения «Ливадия» за Ялтой до монастыря через Алушту был довольно долог и обременителен.

В эти же годы лесничий Южнобережского лесничества А. Ф. Скоробогатый инициирует постройку дороги из Массандры на Никитскую яйлу с целью ее облесения.

К постройке приступили в 1910г. В этом же году был закончен участок дороги от ворот лесничества до Грушевой поляны протяженностью 3 версты. В 1911г соорудили следующие 3 версты дороги, и в 1912г было открыто движение до Красного Камня.

Строительство этой дороги открывало перспективы для последующего, более грандиозного, проекта: сократить путь императорской семьи к монастырю и царскому домику, минуя Алушту, напрямик через Никитскую яйлу!

В конце 1911г министерство императорского двора предложило лесному ведомству взять в свои руки сооружение шоссейной дороги, пригодной для автомобильного движения от Красного Камня до царского охотничьего домика, и вопрос был решен положительно. При проектировании направления дороги приняли во внимание экономические интересы местности и лесного хозяйства, а также то, что дорога будет сооружена в самый короткий срок.

В постройке горной дороги были заинтересованы все участники соглашения. Министерству императорского двора она была нужна как кратчайшее и наиболее удобное сообщение имения «Ливадия» с районом царской охоты, расположенным в верховьях Альмы. Лесному департаменту – для ухода за лесными массивами Султанской и Бешуйской казенных лесных дач и вывоза оттуда продукции для нужд губернии.

Строительство началось в первых числах мая 1912г вслед за утверждением окончательного проекта еще по последним остаткам снега.

Почти на всем протяжении дороги попадались скалистые, каменистые и щебенистые грунты, сильно затруднявшие разработку. На крутых склонах приходилось во многих местах срезать большие участки земли или устраивать подпорные стены, камень для которых находился поблизости. В отдельных случаях пригодный камень привозили за несколько верст на лошадях и вьючных ослах.

23 октября 1913г (по старому стилю) с первым проездом Николая II от начального пункта в Южнобережском лесничестве до конечного – царского охотничьего дома – Романовская дорога открыта для сквозного проезда. А уже к апрелю 1914г были телефонизированы царский охотничий домик, монастырь, казармы Бешуйского лесничества, казенные дома Алабач и Красный Камень. Несколько позднее устроена сеть подъездных дорог к Романовскому шоссе.

Романовская дорога, причудливо петляя, заползает от Массандры по горным склонам сквозь вековые сосновые леса, мимо ущелья Уч-Кош (где даже летом внизу ущелья можно увидеть снег), к кордону «Красный Камень» (название от моха красного оттенка, растущего на камнях) – оттуда открывается потрясающая панорама Ялтинского амфитеатра. Стелется по Никитской Яйле, минует самый высокий в Крыму Никитский перевал, пролегает неподалеку от Беседки ветров, парящей над Гурзуфской долиной, и огибает самую высокую вершину Крыма – гору Роман-Кош (1545 м над уровнем моря). За Чучельским перевалом дорога стремительным серпантином сбегает вниз к Косьмо-Дамиановскому монастырю.

О том, с какой основательностью и тщательностью сооружена эта дорога, свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы она была пригодна для автотранспорта и ни разу до 1957г не ремонтировалась. Вероятно, именно в этом году на ней было сделано асфальтовое покрытие – Хрущёв, в отличие от Сталина, любил отдыхать на ЮБК, а охотиться в заповеднике. 4 ноября 2008г (по новому стилю) дороге исполнилось 95 лет.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий