Традиция православного паломничества – неотъемлемая составляющая церковной жизни на Руси. Конечно, в истории российского христианства известно немало подвижников, которые обрели святость и без посещения Иерусалимской земли. Однако большинству из нас необходима своего рода «подпитка», помогающая быть истинным христианином. Именно поэтому во все времена огромное количество людей стремятся пройти по камням, которых касалась стопа Христа, и поклониться местам, освящённым Его Именем.
- Дорога длиной в год: маршрут «Москва-Одесса-Яффа-Иерусалим-Назарет»
- Создание Императорского Православного Палестинского общества и его роль в истории паломничества
- «Ноу-хау» ИППО: «проездные паломника», страховые книжки
- Кто из членов Дома Романовых посещал Святую землю
- Сделка ценой в две баржи апельсинов, или зачем было Хрущёву продавать российскую недвижимость на Святой земле
Дорога длиной в год: маршрут «Москва-Одесса-Яффа-Иерусалим-Назарет»
Храм Гроба Господня. 1862 год./Фото: img-fotki.yandex.ru
С давних времён о посещении Святой земли мечтал каждый истинный христианин. Дорога в Палестину была долгой и нелёгкой. Из столицы и глубоких провинций люди добирались (нередко – пешком) до Одессы. Оттуда на морском судне в течение двух-трёх недель плыли до Яффы. Путь лежал через Константинополь. Там на подворьях Пантелеимоновского, Андреевского и Ильинского русских Афонских монастырей путешествующим предоставлялся ночлег.
Путешествие в Землю Обетованную было не только длительным, но и дорогостоящим: нужно было оплатить пароход, питание, таможенные пошлины. Поэтому паломники часто были своеобразными делегатами от посёлка, деревни, монастыря. Община собирала деньги для своего представителя, а он молился в святых местах о всех своих земляках. Паломники старались приурочить пребывание на Святой земле к основным церковным праздникам. По традиции Рождество встречали в Вифлееме, Благовещение – в Назарете, на Пасху отправлялись в Иерусалим, на Преображение – на гору Фавор. В течение года люди пешком повторяли путь Христа, Его учеников и Богородицы.
Создание Императорского Православного Палестинского общества и его роль в истории паломничества
Великий князь Сергей Александрович Романов – пятый сын Александра II, московский генерал-губернатор./Фото: eventsinrussia.com
Самые ранние свидетельства о русских паломниках на Святую землю датированы XII столетием. В средние века это были в основном состоятельные люди, имеющие средства, чтобы оплатить длительное странствование. В ХІХ веке поклониться Гробу Господню стали массово отправляться простые люди. Оказать помощь путешествующим согражданам пытались такие организации, как Русское консульство, Палестинская комиссия, Русская духовная миссия.
Особую роль в поддержке паломников сыграло основанное в 1882 году Императорское Православное Палестинское Общество (сокращённо ИППО). Возглавлял его вплоть до своей гибели в 1905-м Великий Князь Сергей Александрович.
Секретарём был избран известный госдеятель, писатель Василий Николаевич Хитрово. Главными задачами организации, закреплёнными в её Уставе, были как удешевление пути в Святую землю, так и удовлетворение материальных и духовных потребностей паломников. Кроме того, ИППО занималось изданием и распространением литературы, которая знакомила русских людей с историей Святой земли и была призвана «послужить для духовного единения между Россией и Матерью Церквей». Благодаря трудам ИППО, на рубеже XIX-XX веков Россия создала в Палестине мощную структуру, заботящуюся о быте и нуждах паломников.
«Ноу-хау» ИППО: «проездные паломника», страховые книжки
Книжка паломника (так называемый «проездной»), выдаваемая ИППО./Фото: palomnic.org
Одним из первых нововведений Палестинского Общества стало введение так называемых паломнических книжек, значительно удешевляющих путешествие. Эти проездные документы приобретались у уполномоченных ИППО во многих городах России и были действительны в течение года. Тем, кто приобретал этот документ, предоставлялось также право останавливаться в пути на узловых железнодорожных станциях по специальным отрывным купонам.
Ещё паломники получали страховые книжки и снабжались различными справочными материалами. Также Общество разработало специальную процедуру оформления загранпаспортов. Кроме того, в Яффе служили проводники Палестинского Общества, к которым можно было обращаться при возникновении каких-либо проблем.
Кто из членов Дома Романовых посещал Святую землю
Паломнический билет./Фото: palomnic.org
Представители царственной династии Романовых всем сердцем стремились в места, где ступал по земле Спаситель, и чтили традиции русско-палестинских державных отношений. Первым в 1859 году на Святую землю отправился Великий Князь Константин Николаевич. Этот визит стал мощным толчком к расширению русских владений в Палестине.
Караван русских паломников на улицах Иерусалима, двигающийся к русским постройкам./Фото: поисков.рф
В 1872-м в рамках поездки по Ближнему Востоку Иерусалим посетил Великий Князь Николай Николаевич Старший. Большой вклад в развитие взаимосвязей Святой Земли и Дома Романовых внесла Великокняжеская чета Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны. Сергей Александрович приезжал в Иерусалим ещё до женитьбы – в сопровождении Великих Князей Павла Александровича и Константина Константиновича. В 1881 году он выбрал место для строительства церкви святой Марии Магдалины в память своей покойной матери, Императрицы Марии Александровны, которая, вопреки мечтаниям, так и не смогла поклониться Палестинским святыням. На освящение этого храма Великий Князь прибыл уже с супругой. Побывали в Иерусалиме Великий Князь Александр Михайлович и племянник Великого Князя Сергея Александровича – Наследник Цесаревич Николай Александрович.
Сделка ценой в две баржи апельсинов, или зачем было Хрущёву продавать российскую недвижимость на Святой земле
Вид верхней площадки территории Русских Построек, здания Русской Духовной миссии и Троицкого./Фото: поисков.рф
Великокняжеские паломничества сформировали мощное русское присутствие на Святой Земле: к 1917 году империи принадлежало около 70 объектов недвижимости. К сожалению, впоследствии значительная их часть была утрачена. Образование государства Израиль привело к разделу российского имущества: часть его была возвращена Русской православной церкви, часть удерживалась новосозданной державой.
Между Израилем и СССР начались споры относительно церковной недвижимости. В начале 50-х годов прошлого века, после обострения советско-израильских отношений, имущественный конфликт был частично разрешён. В 1964 году советское правительство во главе с Хрущёвым согласилось на предложение израильской стороной о продаже русской недвижимости. Сделка получила неофициальное название «апельсиновая», так как две трети от её суммы были оплачены импортом яффских апельсинов.
К слову, в Эфиопии православные святыни запрятаны так высоко, что туда сможет вскарабкаться не всякий паломник.