Как паровая мощь покоряла океаны

Новая эра в мореплавании начиналась неспешно: скорость первого парохода в истории была немногим более 5 км/ч

Идея заменить проверенные веками паруса на паровой двигатель появилась практически сразу с изобретением последнего – еще в начале XVIII века. Но для того, чтобы воплотить задуманное в жизнь, понадобилось еще 100 лет: паровая машина оказывалась то слишком маломощной для передвижения по воде, то слишком тяжелой. Первые более-менее достоверные упоминания о паровом судне – точнее, суденышке – относятся к лету 1783 года, когда французский маркиз де Жуффруа спустил на воды реки Соны в Леоне лодку с паровым двигателем и даже некоторое время шел на ней против течения – пока двигатель не пришел в негодность.

Через пять лет американский инженер и изобретатель Джон Фитч построил свою паровую лодку – «Эксперимент». В движение она, согласно ряду источников, приводилась механическими веслами, вертикально опущенными в воду, и некоторое время даже совершала рейсы по реке Делавэр, принимая на борт до 30 пассажиров. Однако старые добрые паруса по-прежнему доминировали на воде, а сила пара вызывала недоверие. Все изменилось 9 августа 1803 года – или ровно 210 лет назад. Когда еще один американец, Роберт Фултон, продемонстрировал на реке Сене паровое судно длиной 20 м и шириной 2.4 м, двигавшееся со скоростью 3-5 узлов – или 5,5-9 км/ч.

Во Франции Фултон оказался неслучайно: туда он перебрался несколькими годами ранее в надежде «раскрутить» амбициозного Наполеона Бонапарта на финансирование проекта по созданию… подводных лодок. Три таких судна с легендарным теперь уже названием «Наутилус» – деревянных, обшитых медными листами и приводимых в движение мускульной силой экипажа – даже были построены, но на вооружение так и не были приняты. В итоге Фултон забросил подводное дело и переключился на пароходы.

Справедливости ради стоит отметить упоминания о пароходе «Шарлотта Дундас» шотландца Уильям Саймингтон, построенном немного раньше, в 1802, однако сведения о нем весьма расплывчаты. Поэтому в историю вошел уже упомянутый Фултон: вернувшись в Америку, он заказал двигатель помощнее и принялся за постройку нового судна, спущенного на воды Гудзона в Нью-Йорке в августе 1807-го. Сам инженер называл свое детище на колесной тяге «Пароходом северной реки», хотя во многих источниках судно ошибочно называют «Клермонтом».

Пароход начал регулярные речные перевозки, позднее было построено и несколько его «младших братьев». Эра пароходов была открыта.

«Комментарии» выбрали несколько самых запоминающихся кораблей этого типа, оставившими свой след в истории.

 

«Сириус»

Первым судном с гребными колесами, пересекшим Атлантику, стала американская «Саванна» в 1819 году. Впрочем, большую часть маршрута корабль прошел под парусами, которые еще долго сохранялись на пароходах в качестве дополнительного движителя, так что не считается.

Настоящим же первопроходцем стал английский пароход «Сириус», который в апреле 1838 года достиг Нью-Йорка через 18 дней и 110 часов после отплытия. «Сириус» стал первым обладателем «Голубой ленты Атлантики» – условного приза, присуждаемого за самое быстрое пересечение океана межды Старым и Новым светом. Правда, в рекордсменах пароход пробыл недолго – всего через четыре часа достижение было побито судном «Great Western», которое вышло в путь одновременно с кораблем-пионером, но из-за возникшего на борту пожара было вынуждено вернуться в порт и таким образом дало «Сириусу» фору в три дня на то, чтобы стать первым из первых.

Стоит отметить, что взятие Атлантике кораблю со звездным именем вообще давалось откровенно через силу. Дело в том, что запасов угля на борту для рейса не хватало, поэтому команде пришлось бросить в топку запасные снасти, мачты, настил мостиков, поручни и даже мебель.

Добавим, что в том же 1838 году был построен первый винтовой пароход – «Архимед». Гребной винт заметно улучшил ходовые качества пароходов, что в конце концов и привело к окончательному вытеснению с моря парусного флота.

 

«Амазонка»

28 июня 1851 года в Англии был спущен новый и самый большой в истории деревянный пароход с броским названием «Амазонка». Судно имело 91 м в длину и 14,5 м. в ширину. Однако прожил корабль совсем недолго: в самом начале 1852 года на борту возник пожар, судно трагически погибло, забрав с собой 58 пассажиров и 162. Еще 11 человек сошли с ума от пережитого ужаса.

 

«Турбиния»

Жажда скорости одолевала человечество и под парусами, но лишь паровая тяга дала возможность ощутить, как это – быть быстрее стихии. Точнее, такую возможность дала британская «Турбиния» – первый пароход, оснащенный паровой турбиной. Этот небольшой торпедный катер был построен в 1894 году как экспериментальное судно и стал самым скоростным кораблем своего времени.

Правда, поначалу уникальную малютку никто не замечал. Точнее, отказывались замечать: ее создатель, английский инженер Чарльз Парсонс обращался и к военным, и к гражданским, но всюду его проект оказывался глубоко под сукном. И тогда Парсонс решил пойти ва-банк. В 1897 году Британия готовилась с размахом отпраздновать 60-летие правления королевы Виктории. Главной изюминкой торжества должен был стать морской парад: как-никак Британия – владычица морей. На рейде в ожидании парада застыли 165 боевых кораблей Британского флота и лучшие судна иностранных государств. Но вдруг на рейде в фонтане брызг появилось крошечное – по сравнению с остальными – суденышко. Отчаянная «Турбиния» пронеслась мимо опешивших «вояк», заложила вираж у флагманского корабля, играючи увернулась от пущенных вдогонку новейших и вроде как «скоростных» миноносцев и на скорости под 60 км/ч унеслась к докам Портсмута. А на следующий день Парсонс получил письмо под сургучной печатью…

 

«Титаник»

Немногим более 101 года назад, 15 апреля 1912 года в Атлантическом океане затонул самый известный пароход в мире – «Титаник». Гибель корабля, забравшего с собой 1 517 человек, имело огромное значение для мореплавания – в частности, в вопросах обеспечения безопасности.

Однако нельзя не отметить, что «Титаник» не был самым большим пароходом в истории. Хотя бы потому, что его младший брат – «Гигантик», после катастрофы моментально переименованный в «Британик» – был на 6 метров длиннее, получил дополнительные водонепроницаемые переборки и мог принять не 2556, а 3300 пассажиров. Правда, проявить себя в море в качестве шикарного лайнера «Британику» было не суждено: началась Первая мировая война, и судно было оперативно переоборудовано в госпитальное. А 21 ноября 1916 года корабль подорвался на немецкой мине и затонул в течение 55 минут – в три раза быстрее, чем «Титаник».

Добавим, что компания «Уайт Стар Лайн» построила три гигантских лайнера, которые должны были быть названы в честь древнегреческих персонажей – олимпийцев, титанов и гигантов. «Титаник» и «Гигантик-Британик» затонули, а вот самый первый корабль – «Олимпик» ушел на заслуженный покой в 1935 году с прозвищем «Старый Надежный». Причем за свою морскую службу он успел побывать и самым роскошным кораблем в мире, и военным транспортом, и плавучим маяком. И даже потопил немецкую субмарину, попытавшуюся его атаковать. Догнав и протаранив обидчика.

 

«Филососфский пароход»

Немецкие пароходы Oberbürgermeister Hakenи Preussenне были ничем примечательны, но все же вошли в историю. Причем вместе – под единым названием «Философский пароход». Осенью 1922 года эти пароходы вывезли из России в Европу более 160 человек – представителей интеллигенции. Так молодая Советская республика, устав уничтожать неугодных, в ходе «культурной революции» избавлялась от лишних мозгов – врачей, экономистов, педагогов, литераторов, юристов и т.д.

 

«Скибладнер»

Не смотря на свою моральную устарелость, пароходы до сих пор бороздят водные просторы планеты. Самым старым известным в мире пароходом, всё ещё находящимся в эксплуатации, является норвежское колёсное судно «Скибладнер», построенное еще в 1856 году. За свою историю судно даже тонуло, в 1937 и 1967 годах, но каждый раз поднималось и реконструировалось.

В 2005 «Скибладнер» получил статус памятника истории и до сих пор бороздит воды озера Мьеса в качестве туристического и почтового судна.

 

«Американская королева»

Те, кто читал Марка Твена, наверняка помнят описанные им колесные пароходы на легендарной реке Миссисипи. И они до сих по ней ходят. В том числе и самый большой и, пожалуй, современный пароход на колесном ходу в мире – American Queen.

Судно было построено в 1995, при этом конструкторы питали вдохновение в колесных пароходах прошлых лет – точнее, столетий. Даже паровой двигатель поставили настоящий – снятый со старого судна, но основательно доработанный. В результате «Королева» стала современным, но, скажем так, «винтажным» лайнером.

Колесная «прихоть» обошлась владельцам в несколько десятков миллионов долларов. При этом при спуске на воду о борт разбили не традиционную бутылку шампанского, а большую бутылку местной гордости – соуса «Tabasco».

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий