Это очень просто. На самом деле история это не про даты и другие числа — это про людей.
То есть, когда вам, внезапно нужно знать что такое Ренессанс — то для того что бы ответить на это вы вынуждены выдавать сухой канцелярит крайне сжатых сведений — период с такого по сякой год, начался в Италии, принято считать вот так и вот и вот так, характеризуется интересом к античной культуре…
Все это конечно нужно если вы хотите сдать тест.
Но для меня Ренессанс это люди. Макиавелли, да Винчи из тех кто на слуху.
Но для меня Ренессанс это Катарина Сфорца. Ты её наверняка не раз видел. Именно её писал Боттичелли в своей “Венере”, её же он пишет в “Весне” изображая как одну из трех граций. Её изображают и другие художники, даже те кто удостоился чести называть себя именем одной из черепашек ниндзя. Но она не только статичная фигура на древних картинах Ренессанса.
Катарина из клана Сфорца не просто красивая женщина. Сначала она прославилась как тонкий ценитель соколиной охоты — Сфорца, чьё родовое имя можно перевести как “Насилие”, в том числе и сексуальное, не делали различия в воспитании девочек и мальчиков. Как высокородной леди, её судьбой был брак с представителем другого влиятельного семейства. Но ведь это Ренессанс, и после свадьбы она успела пережить отца, убитого в соборе собственной знатью. Брата, которого отравил их родной дядя в борьбе за власть, повела в бой отряд наемников на 7 месяце беременности, захватив твердыню Римских Пап, замок Святого Ангела – то чего не удалось больше никогда и не кому, и обменяв замок на своего мужа, отца своих детей, и несколько десятков килограммов золотых монет. Она с боем уходит за стены Рима, что бы вернуться. В веренице предательств и стычек, её муж гибнет у неё на глазах, его мертвое тело выбрасывают из окна крепости что обещала защиту но оказалась западней, но ей удается спасти благодаря отчаянному мужеству и абсолютно дьявольскому обману (этот перевранный эпизод есть в Assassin’s Creed).
Но она не просто вдова на фоне крови и золота. Она человек Ренессанса.
Она укрепляется в замке Форли, становясь графиней Форли. Она находит свою любовь — совсем молодого юношу, моложе её, очень красивого, и очень доброго. Они женятся, и она успевает побыть счастливой прежде чем беднягу убивают на её глазах. Бандиты скрываются в тени городских улиц. Её месть мгновенна — она собирает сторонников, вооружает слуг, которые оказываются ей преданны. Тем же вечером она находит виновников и убивает их. Её ярость безгранична – она велит убить и их семьи. И их соседей и их семьи. И даже их любовниц и их детей — часть города полностью охватывает пламя, которое уже некому тушить.
Но она не просто почерневшая от копоти и горя женщина. Она человек Ренессанса.
Она смеется в лицо да Винчи когда он просит разрешение её изваять — Леонардо знаменит тем что никогда не заканчивает заказы. Она две недели водит за нос проницательного флорентийского дипломата, выиграв для себя всё, но не пообещав ему ничего. С тех пор Макиавелли, а это был именно он, никогда не говорит о ней, иначе как “эта женщина” что просто не мыслимо для человека, чей образ мысли не различает добро и зло, и никогда не позволяет чувствам взять верх.
Позже она сражается двуручным мечем на верхних ступенях своего полуразрушенного замка, пока её фрейлины и служанки пьют яд, потому что попасть к наемникам Чезаре Борджиа – а именно он стоял под стенами — участь худшая чем смерть.
Её смогли взять живой, но она не просто пленник в изрубленных доспехах на фоне горящего замка.
Она — человек Ренессанса, и снова смогла обмануть смерть…
Я могу продолжать – но все это скучная история… Или уже нет?
Её жизнь — отражение её времени. Она это и есть история. Её жизнь — вот те даты которые интересны. Люди, которые жившие с ней в жестоком и утонченном мире, где первые ростки гуманизма прорастали на крови невинных — вот кто те безликие имена из учебников.
Теперь, когда вам скажут Ренессанс, назовут место и год — вы вспомните Тигрицу из Форли, Катарину Сфорца (1463 — 28 мая 1509).
И вам станет интересно.