Этот проект по истории был спонтанным. Его провел вместе со своими учениками талантливый американский педагог Рон Джонс в 1967 году, но затем около 10 лет результаты недельного «тренинга» широко не афишировались. Причина такого замалчивания была очень проста – участники стыдились того, что они увидели внутри самих себя. Даже учитель и автор уникального эксперимента был шокирован тем, насколько удачным оказался его педагогический опыт.
Однажды апрельским утром во время урока истории в 10-м классе калифорнийской школы один из школьников задал учителю вопрос о рядовых жителях Германии времен Второй мировой войны. Мальчик искренне не мог понять, почему огромное число людей закрывали глаза на концентрационные лагеря и массовые зверства. Так как класс проходил материал с опережением, Рон Джонс решил подойти к этому вопросу креативно и потратить неделю учебного времени на данную тему, проведя над школьниками психологический эксперимент.
Понедельник
В первый день учитель объяснил детям необходимость дисциплины и привел примеры из истории, когда общества, в которых царил порядок, добивались большего успеха. Затем для практики он командным голосом приказал детям принять «правильную» позу: руки заведены за спину и согнуты в районе поясницы, ступни стоят ровно на полу, колени согнуты под углом 90 градусов, спина прямая. Затем по его команде школьники несколько раз вставали и садились в новое положение, а также выходили из класса и бесшумно и быстро в него входили. Преподаватель также потребовал, чтобы на все вопросы учащиеся отвечали быстро и четко, не тратя больше трех слов. По воспоминаниям учителя, уже к концу этого урока он был поражен, как охотно дети включились в эту «игру» и как аккуратно обычно расхлябанные американские подростки начали выполнять простые и четкие требования. К его удивлению, даже обычно пассивные ученики с интересом включились в эксперимент.
Рон Джонс
Вторник
Войдя в класс, учитель обнаружил, что все ученики сидят смирно именно в той позе, которую они выучили накануне. Теперь Джонс объяснил им силу общности и единения, как важно быть сплоченным коллективом и действовать, как одно целое. Дети с восторгом скандировали лозунги: «Сила в дисциплине», «Сила в общности». Для того чтобы участники эксперимента могли в дальнейшем отличать друг друга, в конце урока они разучили особое приветствие, которое учитель назвал «салютом Третьей волны»: правая рука согнута в локте параллельно линии плеч и изогнута волнообразно. По договоренности, использовать жест можно было только «среди своих». Воодушевленные ученики весь оставшийся день приветствовали друг друга в коридорах школы и на других уроках.
Среда
В этот день к 30 учащимся присоединились 13 добровольцев из других классов. Джонс потратил этот урок, объясняя «Силу действия». По его словам, чтобы добиться успеха, мало быть дисциплинированными и дружными. Надо, чтобы каждый делал что-то для общего дела. Ребята договорились начать «работу с молодежью» – объяснить учащимся младших классов, как важно сидеть в «правильной позиции» и соблюдать дисциплину. Кроме того, участники эксперимента должны были разработать символику своей организации и назвать по одному человеку, достойному для вступления в нее. Джонс раздал всем студентам особые членские карточки. На трех из них стояли крестики – это означало, что данные «члены организации» имеют право следить за порядком и докладывать обо всех нарушениях. На практике доносить о нарушениях учителю начали около 20 человек. Один из учеников, огромный тугодум Роберт, который на уроках никогда не проявлял рвения и не мог похвастаться успехами, вызвался быть «телохранителем» учителя и с этого момента всюду сопровождал его.
«Сила в дисциплине» – немудрящая символика и идеология «Третьей волны» оказала на детей гипнотическое действие
Правда, к вечеру этого дня Джонс дождался, наконец, хоть какого-то противодействия. Выяснилось, что трое лучших учениц, которые в новых условиях не могли проявить свои знания и превратились в серое большинство, пожаловались родителям. В результате учителю позвонил местный раввин. Он, однако, удовлетворился ответом, что класс на практике изучает тип личности нацистов. На следующее утро директор школы приветствовал Джонса «салютом Третьей волны».
Четверг
Утром этого дня аудитория была разгромлена разбушевавшимся отцом одного из школьников. Сам мужчина ожидал экспериментатора в коридоре и объяснил свое поведение немецким пленом. Впрочем, его также быстро удалось успокоить. Учитель и сам уже хотел завершить педагогический опыт побыстрее, так как тот начал принимать угрожающие масштабы: ученики сбегали с других уроков, чтобы присоединиться к группе профессора, устраивали допросы с пристрастием своим одноклассникам, проверяя их на верность идеологии. На уроке в классе собралось уже 80 человек. В забитой до отказа аудитории Джонс начал рассказывать ученикам о Гордости: «Вы — избранные», «Гордость — это то, что никто не сможет у вас отнять», «Именно вы можете изменить будущее нации», «Ваша цель — привнести порядок, используя те знания, которые вы получили за прошедшие дни».
Символы «Третьей волны», разработанные учащимися
Учитель сообщил детям, что на самом деле «Третья волна» – это общенациональное движение, цель которого – поиск талантливой молодежи, «золотого фонда будущего», из которого в дальнейшем будут формироваться управленческие кадры. Он рассказал, что следующий день будет очень важным, так как по телевизору выступит новый кандидат в президенты и объявит о программе «Молодежной третьей волны» на всю страну. Первые присоединившиеся к ней окажутся таким образом на самой вершине нового движения. В конце урока Джонс «обличил» трех девушек, «предавших движение», и их с позором выпроводили из класса «под охраной».
Пятница
Утром решающего дня учителю пришлось занять самое большое помещение в школе, так как обычный класс не смог вместить две сотни собравшихся. Пришли даже неформалы, которых до того ни разу не удавалось привлечь к каким-нибудь школьным мероприятиям. Несколько друзей Джонса изображали фоторепортеров, ученики скандировали лозунги: «Сила в дисциплине», «Сила в единении», «Сила в действии», чтобы показать, чему они научились. В центре стоял телевизор, по которому скоро должен был начать свое выступление кандидат в президенты. Руководитель нового движения торжественно включил его, и ученики несколько минут пытались увидеть что-нибудь на пустом экране. Затем, когда уже послышались возмущенные крики, Джонс выключил телевизор и взял слово:
«…Нет никакого лидера, нет никакой национальной молодежной организации «Третья волна». Вас использовали. Вами манипулировали. Вы ничем не отличаетесь от жителей Германии времен Рейха, вы не лучше и не хуже. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого сейчас нет в этой комнате. (…) Как далеко вы могли бы зайти? Я покажу вам ваше будущее.»
Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»
В гробовой тишине учитель включил на экране кадры из кинохроники Третьего Рейха: военные парады, многотысячные толпы, вскидывающие руки в нацистском приветствии, съемки из концлагерей, заседания суда, на которых обвиняемые оправдывались: «Я только делал свою работу»… Задав несколько скупых вопросов, участники эксперимента тихо и быстро разошлись. Бывший телохранитель горько плакал.
По словам Джонса, большинство из этих учеников в дальнейшем старались не вспоминать об эксперименте и никому о нем не рассказывали. Сам учитель, шокированный полученными результатами, тоже долгое время никому о нем не сообщал. Только в 1976 году он опубликовал этот материал в своей книге, и им, конечно, мгновенно заинтересовались. С тех пор о «Третье волне» написаны несколько романов, сняты художественный и документальный фильм. При подготовке последнего лишь некоторые из участников согласились на интервью. Для большинства он остался слишком тяжелым и позорным воспоминанием.