Где найти то, из чего выбрать?
Способов для поиска много, обычно наиболее предпочтительные и именно в таком порядке:
- Ссылки на студии с тех сайтов, перейти на которые вам показалось вам удобными.
- Рекомендации знакомых.
- Поисковые сайты (Yandex, Google).
Как оценивать?
У студий есть портфолио — сайты, которые они делали для клиентов. Хорошо, если в портфолио написаны цели создания сайта, так оценивать получившийся результат гораздо проще. Смотреть надо несколько самых последних работ. Работы двухлетней давности мало что скажут о студии. Как и количество работ.
На сайтах, которые студия делала нужно оценивать следующие вещи:
- Сайтом удобно пользоваться
- Вам понятно, где вы находитесь
- Вам понятно как решить нужную для вас задачу
- Все отображается корректно в любом из ваших браузеров. Сайт должен одинаково отображаться во всех новых браузерах и быть работоспособным в большинстве старых версий.
- Сайт выглядит достаточно индивидуально, чтобы его можно было узнать.
Не нужно пытаться оценить художественную ценность сайта. За очень-очень редким исключением ее у сайта быть не должно. Если вам говорят обратное — вам пытаются продать ненужную и дорогую фигню. Дизайн сайта должен быть технически корректным, визуально приятным и индивидуальным. Самое важное — он должен быть удобным для людей, которые пользуются сайтом.
Кроме портфолио нужно проверить следующие вещи:
- Студия юридическое лицо или физик. Физик будет стоить дешевле, но риски при работе с физиком выше.
- Есть ли офис. Если офиса нет, то это может быть просто команда удаленных фрилансеров. Опять же — риски выше.
На что нужно обращать внимание при первом контакте?
Когда у вас есть список студий с ними можно связаться. Можно позвонить, можно написать на электронную почту или заполнить предложенную на сайте бриф/анкету (об это немного позже). Письмо на электронку будет хорошей проверкой. Вероятнее всего половина студий просто не отреагируют на письмо, что скажет о них достаточно.
После первичного контакта вам могут предложить заполнить бриф/анкету, если вы ее еще не заполнили на сайте и после этого встретиться. Могут предложить встретиться сразу. В заполнении брифа нет ничего страшного. Студия заранее хочет знать основную информацию, чтобы подготовить встречу. А вот набор вопросов в брифе может сказать вам очень многое.
В брифе хорошей студии будут три группы вопросов:
- О компании: название, деятельность, география, конкурентные преимущества, наличие фирменного стиля.
- Цель сайта: что хочет получить компания при появлении сайта, для чего делается сайт.
- Пользователи сайта: для кого делается сайт и какие задачи будут решать пользователи сайта.
Если в брифе будут вопросы из разряда: «какие шрифты использовать?», «в каком стиле должен быть сделан сайт — модерн или классика?», «назовите модули, которые должны быть на сайте?», то нужно сразу вычеркивать такую студию из списка. Профессионалы сами предложат вам оптимальные варианты, ориентируясь на цели сайта. А вы сможете их скорректировать.
В общем и целом, если бриф предлагают заполнить и если вопросы там адекватные — заполняйте. Если не предлагают — встречайтесь. При встрече в том или ином виде он будет заполнен.
На что нужно обращать внимание при встрече?
На встречу лучше съездить в офис студии, посмотреть где они находятся, какой офис.
На встрече скорее всего будет менеджер по продажам или руководитель проекта — и тот и другой должны очень хорошо понимать процесс разработки сайта и на простом языке объяснить его вам. Обычно на встрече не должны быть программисты, дизайнеры, верстальщики и другой производящий персонал. Исключением может быть ситуация, если у вас проект очень сильно завязан на какое-то техническое решение. Тогда присутствие технического директора или разработчика допустимо. Иногда требуется разработка фирменного стиля или особого дизайна, тогда будет еще и арт-директор.
Какие вопросы можно задать:
- Попросить показать пару лучших проектов и рассказать о них. Должно что-то звучать про цели сайта, про удобство пользователей. Хорошо, если что-то прозвучит про финансовый результат после запуска сайта.
- Можно спросить верстают ли они кросс-браузерно и попросить продемонстрировать такую верстку.
- Можно спросить верстают ли для мобильных устройств. Причем, вполне нормально, что студия не покажет в портфолио сайтов, адаптированных для мобильных устройств. Просто потому, что у нее не было таких заказов. Это не значит, что студия не умеет.
- Нужно задать вопрос о рамочных ценах и сроках, чтобы потом не было сюрпризов. Но нужно иметь в виду, что это именно рамочные значения и для вашего случая они могут отличаться в разы. Проще всего, если вам покажут сайт и скажут, сколько его разработка стоила бы прямо сейчас и сколько она бы заняла времени. Адекватная цена разработки врядли будет дешевле 20 000 рублей даже для сайта-визитки. Средний корпоративный сайт будет стоить от 40 000 тысяч по регионам и от 100 000 для Москвы и Питера. Если вам предлагают сайт-визитку за 5000 рублей, а корпоративный сайт за 15 000 рублей, следует очень хорошо подумать, прежде чем работать с такой студией. Качественная разработка сайта объективно столько не стоит. Нормальные сроки разработки обычно от 3 недель до нескольких месяцев, без учета согласований.
- Можно спросить о дополнительных услугах, таких как интернет-реклама, наполнение сайта контентом, техническая поддержка. Наличие любых видов поддержки достаточно важно.
- Уточнить, какая система управления контентом используется. Это может быть платная, бесплатная или собственная разработка. Платная или бесплатная это дело вкуса. Другое дело с самодельной CMS. Студия может предложить вам и такой вариант. Его лучше избегать. Во-первых распространенные разработки обычно надежнее, безопаснее и универсальнее внутренних разработок. Во-вторых вы становитесь зависимыми от одной студии. В случае с популярными CMS всегда можно найти специалистов по поддержке и разработке.
- Узнать, какие есть штатные специалисты. Не считая руководяшего персонала обязательно должны быть: проектировщик, визуальный дизайнер, front-end программист (верстальщик), back-end программист. Хорошо если есть администратор серверов, контент-менеджер.
Что бывает во время обсуждения проекта?
Во время обсуждения вам будут задавать вопросы. Про то, какие вопросы допустимы, а какие нет, мы писали выше. Правильные вопросы, как и вопросы брифа будут относиться к компании, целям и вашим клиентам. При сборе информации о проекте обсуждаются следующие моменты:
- Цели и задачи
- Функции и их краткое описание
- Примерная структура сайта
- Визуальное оформление
После того, как все оговорено и как-то зафиксировано, студия будет готовить коммерческое предложение по разработке сайта. Предложение будет включать краткое описание того, что должно получиться в результате. Не ждите на этом этапе подробного описания проекта. Без подписания договора никто делать трудоемкую работу не будет.
Коммерческое предложение, кроме краткого описания разработки, включает в себя цену, сроки и график платежей. Скорее всего цена покажется вам слишком большой, а сроки слишком долгими. Качественная разработка стоит дорого и занимает продолжительное время. Всегда есть возможность заказать у фрилансеров или у студий, которые предлагают цену в 2-3 раза ниже рыночной. В этом случае вы получите продукт (скорее всего со срывом сроков), который по функционалу будет работающим и придраться будет сложно. Но нужно понимать, что в этом случае сотни мелочей, которые отличают посредственный продукт от превосходного не будут учтены. Уменьшить стоимость и сроки давлением на студию врядли получится. Если эти моменты являются критичными, то рекомендуем обсудить со студией, за счет какого функицонала можно уменьшить стоимость и сроки.
Для крупных сайтов оценка работ будет разбита на два этапа:
- Создание технического задания. Его стоимость известна до начала работ.
- Собственно разработка сайта. Стоимость будет известна только после создания и согласования технического задания.
Что бывает в процессе работы?
Вообще это пункт для отдельной статьи, поэтому мы опишем очень коротко только основные моменты.
После подписания договора работа чаще всего идет следующим путем:
- Разработка технического задания. Название документа может меняться — это может быть бриф, техническое описание или спецификация. Объем документа может составлять и 2-3 листа и 200-300 листов, в зависимости от сложности проекта. Работа достаточно муторная, поэтому в том или ином виде стоимость разработки этого документа будет включена в проект. Явно для крупных проектов или неявно для небольших. В документе фиксируются основные моменты, которые были выявлены в процессе переговоров: цели, задачи, функции, структура, пользователи, описание визуального дизайна, технические детали и ряд других пунктов. Документ не даст студии выполнить свою работу некачественно и выйти за рамки того, что было оговорено изначально. С другой стороны он не даст вам возможности постоянно менять требования к сайту в процессе разработки. Это очень нужный и полезный документ. Не менее нужный и полезный, чем договор. Он позволяет оставаться в рамках цены, сроков и детальных требований к сайту всем сторонам.
- Разработка прототипа. Для простых и типовых сайтов может быть достаточно карандашного наброска. Для крупных проектов разрабатываются интерактивные прототипы в специальных программах, например Axure или Visio. Если проект небольшой и структура согласована, то прототип вы можете не увидеть, если специально об этом не скажете. В приницпе ничего страшного в этом нет. Для крупных проектов прототип вам обязательно должны показать для согласования.
- Разработка визуального дизайна — макета сайта. Обычно вам предоставят изображения главной страницы и одной внутренней. В рамках стоимости сайта студия обычно рисует 1-3 варианта макета, остальные создаются за дополнительные деньги. Как только начальный макет согласован, студия создает макеты всех значимых страниц.
- Верстка всех страниц в HTML шаблон и front-end программирование. Настраивается внешнее поведение сайта — то, что пользователь видит и ощущает.
- Шаблон устанавливается на систему управления контентом (CMS).
- При необходимости разрабатывается и подключается дополнительный функционал: пользовательские кабинеты, каталоги, корзина, блоги, система расписания и т.д.
- Производится тестирование сайта.
- Студия сама или при помощи ваших специалистов осуществляет первоначальное наполнение сайта содержимым — тексты, фотографии, изображения. К этому моменту у вас должна быть готова большая часть текстов и фотографий. Более того, очень хорошо, чтобы минимум 40-50%% содержимого было готово еще до начала разработки сайта.
- Производится сдача работ и перенос сайта на основной домен.
Не стоит сильно вмешиваться в работу студии, особенно в те моменты, которые касаются взаимодействия с пользователями или визуального дизайна. Вы, конечно, можете надавить на студию, но скорее всего это сделает сайт хуже. Вы ведь не объясняете дантисту, какого типа штифт нужно использовать и как правильно держать сверло. Вы можете только сказать ему, что хотите, чтобы пломба была незаметной и долговечной. Общаться со студией нужно в терминах целей, а не в терминах особенностей реализации. И нужно выбирать хорошую студию, чтобы вы могли ей доверять. И тогда у вас будет прекрасный сайт.