К началу 1980-х расположенный в благоприятной климатической зоне, на берегу моря Севастополь превратился фактически в курортный город. За год через него проходило до 1 миллиона “неорганизованных” отдыхающих. Сейчас об этом можно только мечтать! Но тогда действовала планово-административная экономика. Курортно-рекреационные функции не были заложены в программы развития городского хозяйства. В результате сезонные колебания численности населения города-героя серьезно дестабилизировали его повседневную жизнь: очереди, нехватка товаров в магазинах, давка в общественном транспорте…
Осевшие в Севастополе высокопоставленные военные в отставке и запасе сохранили личные связи в “коридорах власти”. Они-то и “нажали” на действующее руководство флота. “Человеком, который закрыл город” (название популярного в 1983 году фильма о пожаре в сочинской гостинице), стал тогдашний командующий ЧФ адмирал Калинин. Он воспользовался тем, что по протоколу должен был встречать в аэропорту прибывающего на отдых в Крым генерального секретаря ЦК КПСС Андропова. Искушенный аппаратчик, Андропов (кстати, эта поездка на полуостров оказалась последней в его жизни) прямо не ответил “да” на предложение адмирала, дабы избежать личной ответственности за непопулярное решение. Он сказал, что в принципе идея неплохая, но для ее реализации следует заручиться предварительным согласием, по крайней мере, двух членов политбюро. Энергичный комфлота вскоре нашел таковых: министра обороны страны Устинова и главу украинской парторганизации Щербицкого. Как говорится, “процесс пошел…”
15 июня следующего, 1984 года (уже после ухода из жизни и Андропова, и Устинова), на шоссе Симферополь-Севастополь появился блокпост “Верхнесадовое”. Место для его дислокации выбирал лично главком ВМФ СССР Горшков (спустя год отправленный в отставку). Установка блокпоста и практика унизительных проверок документов в электричках крайне возмутила симферопольцев, да и остальных крымчан.
После провозглашения независимости Украины и начала ее тяжбы с Россией вместо военно-морских патрулей на блокпосту встали наряды украинской милиции. Они задерживали российских “патриотов”, спешивших в Севастополь для моральной поддержки моряков-черноморцев. Так, 6 июня 1992 года в город-герой не был впущен Жириновский, хотя у него имелся пропуск, выданные редакцией флотской газеты “Флаг Родины”. Украинским ультранационалистам, напротив, давалась “зеленая улица”. К примеру, 1 марта того же года в Севастополь без особых проблем въехал Степан Хмара с группой сторонников, которые провели в городе шумную акцию под лозунгами украинского ура-патриотизма. Только 1 декабря 1995 года по решению Кабмина Украины, возглавляемого тогда Евгением Марчуком, въезд в Севастополь был открыт. Это позволило хоть как-то оживить пошатнувшуюся экономику города. Сейчас на месте блокпоста благоустроенная АЗС. Так что приезжайте спокойно, никаких проблем не будет .
Заметим, это было далеко не первое “закрытие” Севастополя. Впервые его закрыли в 1916г, после взрыва на линкоре “Императрица Мария”. После октябрьской революции запрет, естественно, не соблюдался, но как только советская власть укрепилась, город снова был закрыт вплоть до времён “Хрущёвской оттепели”. С 1956 по 1984 г въезд в Севастополь был свободным, правда, не в весь. Балаклава, где находилась база подводных лодок, так и оставалась закрытой вплоть до 1996г.
По материалам журнала “Остров Крым”