125 лет назад на Сакском озере промышленником Иваном Балашовым были установлены паровые машины и построена конно-железная дорога для доставки соли на берег моря.
Долгие годы для крымских краеведов оставалась загадкой личность приближенного к царскому двору сановника Российской империи И. Балашова. Найти и собрать информацию о человеке, имеющем непосредственное отношение к истории нашего курорта, не так давно удалось сотрудникам Сакского историко-краеведческого музея. И помогла в этом Г. Филатова — специалист по родословной выдающихся сановников России, создатель музея «Дом графа Шувалова» в Алупкинском музее-заповеднике.
Сакское озеро, знаменитое лечебным илом, издавна славилось и соледобычей. Освоение его природных богатств началось в древности скифами и греками. В средние века сакскую соль вывозили в славянские, среднеазиатские и западноевропейские государства. Но добывали ее естественным — «самосадочным» путем, без участия человека. А в 1858 г. на озере появились первые промыслы с устройством «бассейновой» системы. Берега озера были разделены на 27 участков и розданы арендаторам с правом добычи соли в неограниченном количестве, но не менее 50 тыс. пудов в год. За добытый пуд в казну поступала 1 копейка. Со временем солеродность озера существенно понизилась, стало ухудшаться и качество самой соли. Одна из причин — арендаторы пользовались рапой из общего источника, не «освежая» озеро морской водой.
Требовались коренные изменения. Их привнес настоящий новатор — крупный промышленник граф И. Балашов. В Сакском музее хранится архивная справка, утвержденная Александром III. В ней идет речь «о передаче казенного Сакского озера в арендное содержание действительному статскому советнику И. Балашову». Размер аренды составил 112 500 руб. в год. Этот своего рода арендный договор, подписанный императором, должен был действовать до 1939 года.
Иван Петрович Балашов (1842–1919) принадлежал к высшим военно-аристократическим кругам России. В начале ХХ века граф Балашов — егермейстер двора его императорского величества, действительный статский советник, член Государственного совета был главным союзником Петра Столыпина. В свою очередь, великий реформатор России высоко ценил советы Балашова и выражал ему «отличное уважение и совершенную преданность». Балашов был известен меценатской деятельностью — он являлся вице-президентом Общества поощрения художеств. Сохранились сведения и о его иной деятельности: участии с Красным Крестом в нескольких войнах; заведовании Квантунским отделением Красного Креста.
Начало роду Балашовых положил прадед Д. Балашов — известный сенатор времен Екатерины II. Дед А. Балашов в царствование Александра I был военным губернатором Петербурга, Рязанской, Тульской, Орловской, Воронежской губерний, министром полиции. Накануне войны 1812 г. возглавлял русскую миссию по переговорам с Наполеоном.
Отец П. Балашов был флигель-адъютантом, а затем камергером при Николае I. Брат Н. Балашов, член Государственного совета, был женат на Екатерине Андреевне Шуваловой, внучке генерал-губернатора Новороссии графа М. Воронцова. В Крыму Шуваловым принадлежал гостевой дом Алупкинского дворца Воронцова. Сейчас там расположен великолепный музей «Дом графа Шувалова».
К началу XX века Балашовы стали крупными земле- и заводовладельцами. Им принадлежали 522 тысячи десятин земли, а также многие заводы. В Таврической губернии они владели соляными промыслами на Сакском озере и на Сиваше.
В 1883 г. И. Балашов, став новым хозяином всего озера, внес коренные изменения в дело соледобычи. Восстановив старые бассейны, он приступил к устройству самого большого Северного бассейна, которое осуществлялось по образцу южнофранцузских промыслов Камарги в Провансе.
Управляющим был назначен Андрей-Людвиг Владимирович Конради (1853–1898), известный в Крыму и на Кавказе горный инженер-гидротехник. По его проектам были построены водопроводы в Севастополе, Владикавказе, Пятигорске, Кисловодске. Он проектировал и винные погреба Массандры.
За короткое время Сакское озеро было превращено в сложное гидротехническое сооружение, разделенное плотинами и каналами со шлюзами на клетки-бассейны.
Первоочередной и самой дорогостоящей мерой во всей этой работе было избавление бассейнов от донного ила. Их просушивание, а затем выращивание на дне нитевидных водорослей заняло несколько лет. Но результат оправдал ожидания: предпринятые усилия значительно улучшили качество соли. Уже в первый год на промысле была установлена 40-сильная паровая машина «Голландское колесо» для подачи рапы в бассейны, позже — солемолка на 4000 пудов соли в день. В 1885 г. построен морской канал для регулирования количества рапы в озере.
В своей книге «Сакский соляной промысел егермейстера И. П. Балашова в Крыму» (С.-Петербург, 1896 г.) А. Конради сообщает:
В 1886 г. вдоль всего промысла построена конно-железная узкоколейная дорога протяженностью восемь верст, выходящая на морскую пристань. Бугры добытой соли размещали вдоль этой дороги. Прямо с бугра в пятипудовых мешках по 100 пудов на вагонетку грузили соль. В поезд, состоящий из двух вагонеток, впрягалась лошадь, которая доставляла груз на весовой помост пристани. Дальше соль грузили в баркасы и на суда. Провозоспособность этой дороги, при 100 вагонетках, составляла до 50 000 пудов в день.
В 1893 г. была сооружена плотина, разделившая озеро на две изолированные части: лечебную (восточную) и промышленную (западную).
В 1894 г. построена Михайловская плотина для задержки притока пресной воды по Чеботарской балке. Высота ее достигала 1,5 м, длина — 767 м. Плотина соединила с Саками селения Михайловку и Новофедоровку.
Спустя еще год Сакское озеро было соединено каналом с Сасык-Сивашем, что позволило самотеком питать соляные бассейны свежей рапой (озеро Сасык-Сиваш по уровню на 0,7 м выше Сакского). Каждую весну на сбор соли прибывали рабочие Орловской, Тульской, Черниговской, Полтавской, Подольской, Херсонской губерний. Добыча составляла до 3 млн, а иногда и до 5 млн пудов в сезон.
Полученные доходы Балашов щедро расходовал не только на расширение производства, но и на обустройство селения. Его стараниями и усилиями, совместно с Таврическим земством, было пробурено несколько артезианских скважин пресной воды. Строилось жилье для рабочих. Появились церковно-приходская школа, церковь. Озеленялась степь. Для защиты промысла от степной пыли в 1895–1905 гг. было засажено деревьями 300 десятин! Озеленение велось Каратобинским лесничеством на деньги Балашова и Министерства земледелия.
Первая мировая война поставила новые задачи перед промышленником. Он взялся наладить производство жидкого брома. К работе была привлечена французская фирма, командировавшая в Саки инженера Жозефа Русте. В 1916 г. появилась опытно-промышленная установка. Было положено начало новой промышленности — отечественной галургии. В полную силу Сакский бромный завод заработал только в 1926 г.
Как сложилась дальше судьба И. Балашова, к сожалению, мы не знаем. Известно только, что право аренды Сакского озера унаследовали Воронцовы. Но события 1917 года поставили точку на всех царских договорах…
Вместо послесловия
Детища Балашова — уникальные гидросооружения — еще много лет использовались Сакским бромным заводом для хранения главного сырья — рапы. Дороги и плотины некогда процветающего промысла и по сей день служат людям.
Любопытно, что в Саках и сегодня живут потомки рода Балашовых — Лавра Григорьевича, двоюродного брата Ивана Петровича. Лавру Григорьевичу некогда принадлежали деревня Балашовка под Армянском и соляные промыслы на Сиваше. Его праправнук Сергей Балашов, в прошлом военный моряк, много лет проработал на Сакском химзаводе. Дети его брата Татьяна и Александр Балашовы — выпускники школ № 1 и 2. Александр живет в Саках.
Татьяна — гражданка России, она вплотную занимается родословной Балашовых. Ее посещение Сакского музея и стало поводом исследований научными сотрудниками славной биографии соледобытчика Балашова. Исследований, приоткрывших еще одну страничку богатейшей истории Сакского курорта.
Е. Любимова, «Крымские известия»