Какие цирки развлекали жителей Крыма два века назад?

Что смотрели крымчане в те времена, когда еще не было не только телевидения, но и кинематографа?

В конце XIX века в поисках веселья ходили в цирк, благо этот вид искусства тогда приобрел особую популярность, и на гастроли в Крым то и дело приезжала то одна, то другая труппа.

 

Фото: crimeanblog.blogspot.com

Цирк Соломона, цирк Мануэля Герцога, цирк Годфруа, цирк Вильяма Кука, цирк Андерлика, цирк Лар, цирк Макса Высокинского – цирков (то есть гастролирующих трупп артистов) в 1890-х появилось множество, и между ними была жесткая конкуренция. Чтобы привлечь публику, придумывали всевозможные ухищрения. К примеру, некоторые цирки были “по совместительству” еще и зоопарками. С ними приезжали зверинцы, и отдельно брали плату за представление, а отдельно – за осмотр зверей (они демонстрировали незамысловатые трюки, хотя чаще главным зрелищем было их кормление). Афиши цирков-зверинцев были заманчиво-крикливыми. К примеру, когда в Крым в апреле 1890 года приехал цирк и зверинец В. Андерлика, в газете было помещено рекламное объявление, пестревшее такими фразами:

Новость в первый раз еще не виданная!!! Индийский слон “мис-Дженни” в каждом представлении будет ездить на велосипеде.

В первый раз будут выведены четыре шотландских пони и собака Датский дог в одно время дрессированные на свободе.

 

Фото: crimeanblog.blogspot.com

Многими цирками были разработаны системы поощрительных призов для публики. Например, в конце гастролей давалось представление, на которое дамы приглашались бесплатно. В этот вечер публике раздавались подарки в знак благодарности за посещение на сумму 25 рублей: 20 подарков по 20 копеек, 10 подарков по 50 копеек, 2 подарка по рублю, столовая лампа за 3 рубля, главный подарок – медный столовый самовар за 10 рублей. У некоторых цирков “ставки” были выше. Так, в цирке Годфруа в отдельные дни каждый купивший билет мог бесплатно взять с собой одну даму, в другие дни публике на память от дирекции раздавали от 25 до 90 подарков, главными из которых могли быть дамская золотая брошь, серебряный подстаканник, золотой или серебряный прибор, 50 рублей деньгами.

Любимым персонажем цирка был клоун – одно его появление на арене вызывало аплодисменты. Особым успехом у публики пользовались знаменитые клоуны-дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы, не раз бывавшие в Крыму. Правда, приезжали и выступали они порознь – между братьями была вражда, они видели друг в друге опасных конкурентов. Хотя, по воспоминаниям современников, подобные опасения были совершенно напрасны – каждый из Дуровых был талантлив по-своему.

Анатолий Дуров первым из клоунов стал выступать без грима, в богатом парчовом костюме. Он первый заговорил с арены чистейшим русским языком (прежде клоуны выступали без слов), стал рассказывать злободневные анекдоты, читать стихи. Животных у Анатолия Дурова было немного – несколько собак, петухи, крыса и кошка, свинья, и они выполняли в его репризах вспомогательную роль. Например, Дуров выводил свинью и, демонстрируя ее, говорил: “Смотрите, свинья эта куцая, как наша Конституция”.

 

Фото: crimeanblog.blogspot.com

Если Анатолий Дуров был непревзойденным клоуном, то Владимир – выдающимся дрессировщиком: он первый попытался подойти к дрессировке с научной точки зрения. У него было очень много животных, в том числе необычных для цирка: морские львы, заяц, лисица, морские свинки, северный олень, пеликаны, муравьед. Владимир брал с собой на гастроли вагона четыре зверей, и, когда с вокзала их везли через весь город, это было лучшей рекламой.

Владимир Дуров бывал в Крыму не только как артист цирка. В 1915 году он предложил Морскому генеральному штабу свои услуги по подготовке группы дрессированных морских львов. В течение 1916 года Дуров проводил работы в подвале своего дома в Москве, где оборудовал специальный бассейн. За год дрессировщик обучил тюленей уничтожению якорных мин, спасению экипажей потопленных судов, проведению поиска подводных лодок и установке на их корпус магнитных мин. По разработанной им методике в Балаклавской бухте за три месяца были обучены 20 ластоногих – морские львы и тюлени. Однако использовать животных в боевых условиях не удалось: в феврале 1917-го все они были отравлены. Одновременно исчез один из служащих Дурова, а вместе с ним все документы, схемы и чертежи.

Не меньшим успехом, чем клоуны, пользовались у публики борцы и силачи. Цирковая борьба не имела деления на весовые категории. Первая схватка обычно шла 20 минут, вторая 40, третья – до результата. Победитель должен был положить противника на лопатки. Многие поединки были срежиссированными. Такая борьба с заранее предрешенным результатом называлась “шике”. Ей противостоял “бур” – реальная схватка. Бывали и сбои – в азарте схватки один из противников мог “начать бурить”, то есть перейти от шике к буру. Схватки борцов перемежались атлетическими номерами. Они рвали цепи, из полосового железа вязали “галстуки” и “браслеты”, ломали подковы, гнули монеты. Особо популярен был номер “Адская кузница”: на грудь атлета ставили наковальню, и на ней кузнечными молотами ковали железо.

Первое поколение борцов пришло в цирк из деревни. Это были крестьянские дети, привыкшие к труду и наделенные незаурядной силой. Таким был и знаменитый борец Иван Поддубный, спортивная карьера которого началась в Крыму.

 

Фото: crimeanblog.blogspot.com

Поддубный родился в Полтавской губернии, а повзрослев, в поисках работы уехал в Севастополь, где стал грузчиком в порту. Здесь он не раз удивлял окружающих своими физическими данными. Однажды потребовалось погрузить на баржу лошадь, но она, боясь воды, всеми силами противилась этому. Иван перенес упрямицу на баржу на собственных плечах. В 1895 году Поддубный перешел на работу в Феодосийский порт. В 1896 г. в город приехал на гастроли цирк Бескоровайного. Иван пришел на представление и решил принять участие в состязании атлетов. В поднятии тяжестей Поддубный проиграл, однако в борьбе ему удалось одолеть всех борцов, за исключением Янковского, выступавшего под именем Урсус. Схватка с Урсусом завершилась вничью.

Это раззадорило будущего героя. Он взялся за серьезные тренировки, и в начале 1898 г. двадцатисемилетний Иван снова появился в Севастополе. Экс-грузчик стал борцом цирка итальянца Труцци. Первые же выступления принесли ему известность.

 

Феодосия, 1885 год. Стрелкой на фото указано здание цирка. Оно находилось в самом центре города, почти напротив башни Константина, на месте нынешней музыкальной школы. На арене этого цирка впервые выступил в роли борца будущий “чемпион чемпионов” Иван Поддубный Фото: crimeanblog.blogspot.com
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий