«Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» именно таким пышным титулом наши предки наделяли этого героя лубочных картинок. Начиная с XVII века сюжет о том, «Как мыши кота хоронили» становится одним из любимейших у народа. Исследователи находят ему сегодня множество толкований – от простых до сложно-политических. Однако мало кто знает, что порода казанских котов действительно существовала, а одно из этих легендарных животных даже увековечено в истории Казани.
Исторические предания гласят, что в древности в Казани действительно существовала особая порода кошек. Судя по описанию, это были настоящие бойцы: крупные и сильные животные обладали круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом. Они были прекрасными мышеловами и отличались особенной сообразительностью. Существует марийская легенда об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного. Согласно ей, любимый кот казанского хана стал его спасителем, так как начал беспокоиться и предупредил о подкопе, который начали рыть под кремлевской стеной. Благодаря этому хан с семьей успел покинуть осажденный город. Впрочем, от Ивана Грозного это Казань не спасло.
Казанские коты были так популярны, что в середине XVIII века о них узнали даже при дворе в Санкт-Петербурге. Дело в том, что мыши и крысы в то время были настоящим бичом недостроенного Зимнего дворца. По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 (24) октября 1745 года в Казани было велено сыскать тридцать лучших котов местной породы, «удобных к ловлению мышей», и прислать их в столицу. Отвечал за эту важную операцию сам губернатор Казани.
Указ о высылке ко двору котов, 1745 год
В результате таких исключительных мер котейки действительно были доставлены в Санкт-Петербург, прижились в огромных подвалах нового дворца и прекрасно справились со своей миссией. От этих первых казанских переселенцев ведет свою историю славная братия котов Эрмитажа, которые до сих пор выполняют ту же функцию – спасают музейные ценности от грызунов. Правда, так как животных из Казани везли, согласно указу, только кладеных (т.е. стерилизованных), то, к сожалению, род этих удивительных животных в Питере не сохранился, а местные казанские разбойники за сотни лет так перемешали гены с обычными кошками, что на сегодняшний день порода казанских котов считается утерянной.
Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского, 1663 год, Национальная библиотека Франции
Однако еще задолго до XVIII века Казанский Кот стал героем народных шуток, прибауток и песенок-потешек. В качестве такого юмористического персонажа он появился в лубочном искусстве и был в нем фаворитом вплоть до начала XX века. Известнейший сюжет о похоронах этого самого кота обычно печатался на двух или трех картинках, которые затем составлялись вместе – ведь история была очень обширной. В ней участвовал сам главный герой, который обычно лежал связанным на дровнях, и мыши, которых вокруг него собиралось до 66 штук! Обычно картинка содержала и шуточные подписи, которые поясняли, что делает каждая из мышей. Такой своеобразный комикс очень смешил наших предков, хотя, по мнению некоторых исследователей, сюжет этот можно отнести скорее к черному юмору.
Мыши кота погребают, Россия, Лубок XVIII век
Сегодня русский лубок является предметом многочисленных исследований. Оказалось, что незамысловатые картинки могут много рассказать об истории и быте нашего народа. «Похороны Кота» при этом часто трактуют как политическую сатиру. В разных работах главному герою приписываются аналогии с различными историческими личностями, нелюбимыми на тот момент в массовом сознании. Возможно, что первые варианты лубков – это сатира на царя Алексея Михайловича, более поздние – карикатуры раскольников на Петра Первого, которые становились «обвинительным актом его деяний государственных и исторических». Есть мнение, что «Кот брысь, он же Алабрыс (…) Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» – это собирательный образ татарина, ведь недаром в подписи перечисляются завоеванные к тому времени ханства.
Кот Казанской, Лубок. Россия. XVIII век
Интересно, что этот народный юмор нашел свое продолжение в начале XX века в виде политических карикатур. Знаменитый сюжет с котом обыгрывался, например, вот таким необычным способом:
П. Н. Лепешинский. Как мыши кота хоронили, карикатура, 1903 год
Карикатура появилась после II съезда РСДРП, где произошел раскол членов партии на большевиков и меньшевиков. После этого говорили о «политических похоронах» Ленина. На миниатюре вокруг повешенного кота пляшут торжествующие мыши – Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» – Плеханов. Впрочем, это только первая картинка из трех. Следующие рассказывают о том, как внезапно оживший кот-Ленин без труда и с большой фантазией расправляется с меньшевистскими мышами.
Памятник Коту в Казани на улице Баумана
Через сто лет после этих драматических событий на исторической родине решили увековечить память Кота Казанского – верного спасители от мышей и героя народных преданий. В Казани ему сегодня установлено несколько памятников. Самый любимый, ставший одной из главных туристических достопримечательностей, был создан заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым. Скульптура изображает Кота возлежащим под красивым балдахином и, судя по объемам, вполне довольного жизнью. Трехметровую композицию венчает мышка, которая, вероятно, не дает забыть откормленному герою о его славном прошлом.
Многие персонажи русской мифологии сегодня забыты или воспринимаются нами не так, как раньше, читайте дальше о том, Что обещают людям загадочные чудо-птицы Алконост, Сирин, Гамаюн и другие…