За 45 лет все эпизоды «Кавказской пленницы», казалось бы, разобраны зрителями по косточкам, расписана их география и разгаданы все секреты трюков. Но в Алуште очевидцам и участникам съемок и сегодня есть что добавить к полному разбору полетов Гайдая и его команды. Для жителей города-курорта и его окрестностей «Кавказская пленница» в буквальном смысле народное кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло без малого 450 лиц и спин местных жителей. Но в титрах не указано ни одной фамилии крымчан. «Сегодня» попыталась хотя бы частично восполнить этот пробел. Нам удалось выяснить даже, что в эпизоде, где дорогу переходит утка с утятами были задействованы домашние птицы Марины Федоровны Кондрашкиной из Лучистого.
А Ивану Иванченко (его уже нет в живых) даже пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова. «Иван Григорьевич был колоритной личностью, — вспоминает краевед Александр Перченко. — Невероятной силы мужик! Он водителем был, мог свой ГАЗ-51 приподнять. И вот именно он — в шлеме и полосатой майке Бывалого — вносит через ворота, во двор Крапивных, холодильник — часть калыма за Нину. Потом и лицо его в нескольких эпизодах мелькает — он выделяется своей мощной фигурой из толпы». Место первой встречи Нины с Сааховым — возле лестницы, напротив ворот, куда Юрий Никулин загонял баранов, — одно из самых популярных у фанатов картины. Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного.
Шурик с кунаками. В Алуште жили с 26 мая по 30 августа 1966 г.
«Летом постоянно слышим, как народ фотографируется и напевает «хали-гали», — говорит хозяйка знаменитого дома Надежда Крапивная. — У нас тогда, летом 66-го, три дня снимали дома. Им понравились ворота наши, только они сами навес над ними приделали — у нас такого не было. Моя мама даже угощала всю троицу — они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала. Брат мой гордился, что сам Никулин на его кровати в летней кухне отдыхал». Алуштинцы рассказывают, что Никулин, несмотря на свой статус суперзвезды, был самым общительным — не бегал от зевак. Вместе с Моргуновым он сфотографировался с археологами на раскопках алуштинского некрополя, а вечерами они ходили смотреть футбол домой к заведующей гостиницы «Таврида».
Крым-66. Автограф Бывалого
«Тогда же телевизор был еще редкостью в городе, — вспоминает жительница Алушты Светлана Иванова. — А тем летом как раз транслировали из Англии матчи чемпионата мира, и вот они не пропустили ни одной игры». Экскурсовод Павел Лукьяничик хранит автограф Моргунова: «Он на колене подписал мне фото».
В конкурсе красоты Варлей опередила Вертинскую
Выбор героини на роль «Кавказской пленницы» превратился в своеобразный конкурс красоты среди самых обаятельных и очаровательных актрис советского кино. На первом этапе рассматривали кандидатуры почти 500 красавиц, и уже в финале пробы проходили Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина, Елена Коренева, Раиса Недашковская, Жанна Болотова и Наталья Селезнева. Но победила никому не известная тогда 19-летняя артистка цирка Наталья Варлей. А в апреле 67-го ей уже подражали миллионы советских женщин, выбирая такую же прическу — каре с челкой.
Образ Нины стал хитом
Сама же Наталья Владимировна рассказывает, что этот образ у нее родился по воле несчастного случая — до этого она носила длинные волосы, завязанные в тугой хвост. Именно такой запечатлел ее в эпизоде своего фильма «Формула радуги» Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссер, открывший актрису: Варлей у него сыграла медсестру, но фильм на экраны тогда не выпустили. За пару месяцев до проб на роль Нины Варлей получила по лбу табуреткой во время исполнения циркового номера, и ей пришлось срочно сделать челку.
Эпизоды. Твист спасателя и быстрые руки для вицина
Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус (Георгий Вицин) пересчитывает не своими руками! «Это руки моего дедушки, Павла Прокофьевича Морозова, — рассказывает сотрудник Краеведческого музея Александр Муравский. — Он в Алуште жил с 44-го, после ее освобождения остался служить на погранзаставе шифровальщиком. А потом работал в Госбанке. И когда снимали у нас картину, ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка «ПАША». На стоп-кадре можно разглядеть — ее заретушировали, но фрагменты все равно видны».
Танцоры. Гайдай заметил в ресторане, как Муханов (в центре) танцует, и лично пригласил его на съемки
В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов. «Леонид Иович заметил меня в ресторане «Волна», — вспоминает Геннадий Федорович. — Мы с компанией отмечали там свадьбу нашего друга, и выходили танцевать, тогда в моде был твист. А Гайдай с Моргуновым и Вициным ужинали за соседним столиком и наблюдали за происходящим».
Режиссер сам подошел к фактурному парню — высокий и загорелый 17-летний Гена тогда работал спасателем — и пригласил поучаствовать в съемках. «У меня было два съемочных дня, за которые я получил по 10 рублей, — смеется Муханов. — Когда мне приклеили усы, Гайдай посоветовал: «Будь собой — тебе не надо притворяться грузином» и пошутил по поводу рубля: «Не вздумай украсть — он поддельный!». Этот рубль я отдал Вицину, причем в фильм вошел тот дубль, где я его случайно выронил — а всего было шесть попыток. Моей спутницей была девушка Рая — отдыхающая из Киева. А танцы снимали уже на следующий день — это происходило на площадке турбазы «Чайка» и мы там до одури танцевали твист. После выхода фильма звездой себя не ощущал, ведь в городе было много людей, которые тоже узнаваемы на экране».
Николай Попов (слева) на битве «доминошников»
Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек — Николай Орестович Попов. В эпизоде с домино он подает успокоительные таблетки старичку в очках (кстати, это один из авторов сценария фильма — Морис Слободской), который очень боится проиграть свою партию Балбесу (Никулину). «Это мой папа, — говорит Лия Попова. — Его в городе знали все, потому что он много лет подряд перед сеансами играл на фортепиано в кинотеатре «Шторм». Он участник трех войн, даже в плену у Махно побывал. Тогда ему было уже 78 лет. Снимался он в своей клетчатой рубашке и любимой белой шляпе — сам упросил съемочную группу, чтобы его не переодевали, и шутил: «Я вам дам за это 20 копеек».
Авто. Оленя на капот купили за 25 рублей
График съемок в Крыму был под угрозой срыва. Главный игровой автомобиль — выкрашенный в красный цвет кабриолет Adler Trumpf Junior — сломался на перегоне, и в Алушту его притащили на буксире. Положение спас мастер Владимир Лузанов. По сути от его работы зависела безопасность всей троицы и Нины (Варлей) — не дай Бог, на серпантине Ай-Петри во время проездов с погоней случилась бы поломка.
Кабриолет. Немецкая машина едва не рассыпалась на дорогах Крыма
«Ко мне обратились из съемочной группы за помощью, так как я был многопрофильным специалистом — и токарем, и фрезировщиком, — говорит Владимир Степанович. — Так я одним из первых в городе узнал, что и где у нас будут снимать. Сначала я укрепил ее проблемную родную немецкую крестовину — продержалась всего один день съемок. Тогда мне пришлось менять им всю переднеприводную часть — выпросил на базе подходящую от «Москвича», и это уже было надежно. Кстати, я был свидетелем, как Наталью Варлей учили ездить на этой машине, она же вообще у нас впервые за руль села!».
Шалуны. Владимир Чибисов (без шапки) с братом попали в историю
Именно в Крыму на «Адлере» появилась еще одна знаковая советская деталь — фигурка оленя на капоте. «Мы ездили за ней в Симферополь, — рассказывает Лузанов. — И там на толчке купили оленя от «Волги» ГАЗ-21 за 25 рублей. Дорого дали по тем временам. Я даже подумал, что за такие деньги мог бы и сам его сделать — у меня алюминий был». Среди транспорта «Кавказской пленницы» примечательно появление в кадре маршрутного такси 60-х — Нина уезжает в финале на странной «посудине»: это экспериментальный микроавтобус «Старт» со стеклопластиковым кузовом, который был создан специалистами Харьковского автодорожного института и Северодонецкой авторемонтной базы.
Владимир Лузанов: «У нас Варлей получила первые уроки управления машиной»
Пацаны. Попали на экран
Спустя много лет после премьеры оказалось, что на лавры озорных мальчишек, заглянувших в дверной проем «билетной кассы» Труса, претендует масса народу — крымчане «узнают» среди них своих родных и близких. Нам удалось прояснить ситуацию, дозвонившись в Москву. «В фильме я и мой двоюродный брат Юра, — уверяет Владимир Чибисов. — Я тот, что пониже ростом, а он — в панаме. Мне шесть лет было, меня на лето в Алушту привезли. Дом нашей бабушки на ул. Танкистов находился в 200 метрах от места, где проходила съемка. И когда там вокруг машины собралась толпа, мы тоже побежали смотреть, что происходит. С нами еще и сестренка была, но она по дороге споткнулась и вернулась домой. Мы из любопытства заглянули за дверь, а на нас дядька смешной замахнулся! Там же, недалеко от ресторана «Солнышко», снимали эпизод с тостом у мангала — в фильме это секунды, но я до сих пор помню, что запах шашлыков три дня был».
За коллективизм и кибернетику!
«Кавказская пленница» остается непревзойденным фильмом по числу цитат, которые «ушли в народ», потому что весь сценарий у Мориса Слободского и Якова Костюковского получился как один афоризм. С особым колоритом прописана «питейная» тема. Приключения под градусом у Шурика начинаются сразу же при регистрации в гостинице: «Цель приезда? Этнографическая экспедиция. Понятно. Нефть ищите? Не совсем. Я ищу фольклор. — А? Я буду у вас записывать старинные сказки, легенды, тосты. Тосты? Вах! Дорогой, тебе исключительно повезло. Я тебе помогу… Тост без вина — это все равно, что брачная ночь без невесты».
«Мой прадед говорит: имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания.Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!».
«И вот когда вся стая полетела зимовать на юг, одна маленькая, но гордая птичка сказала: «Лично я полечу прямо на солнце». И она стала подниматься все выше и выше, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья. Так выпьем же за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он не летал, никогда не отрывался бы от коллектива!».
«И принцесса от злости повесилась на собственной косе, потому что он совершенно точно сосчитал, сколько зерен в мешке, сколько капель в море, и сколько звезд на небе. Так выпьем же за кибернетиков!».