Город возник на обрывках скал и холмов, соединенных лестницами, мостами и винтообразными узенькими тропинками». Это Лисс, портовый город, созданный фантазией Александра Грина. Но это и Севастополь. Сам писатель признавался в «Автобиографической повести», что «некоторые оттенки Севастополя вошли в мои города: Лисс, Зурбагаи, Гель-Гью и Гертон». Обратите внимание, какая особенность привлекла здесь писателя, обладавшего обостренным чувством прекрасного: сложный рельеф, размещение зданий на разных уровнях и, главное, лестницы.
Лестницы Севастополя… Они взбегают на холмы, спускаются в овраги, в три, пять, десять раз сокращают путь к вершинам холмов, откуда только и можно увидеть этот необыкновенный город. Вот вы идете по Большой Морской или по проспекту Нахимова. Оторвитесь от троллейбусных проводов, сворачивайте на Синодский или Таврический спуск, и через несколько минут окажетесь на вершине Центрального (Городского) холма. Тут-то перед нами и откроется… С одной стороны — потрясающая перспектива бухты, рейда и открытого моря (если лето, то всё — аквамарин, если зима — серо-коричневые валы, штурмующие старые стены Константиновского форта), с другой — севастопольские холмы, увенчанные темной зеленью Малахова кургана и белыми стенами застройки Воронцовой горы.
И везде лестницы! Они во дворах, на бульварах, в парках, в скверах, на территории заводов и фабрик, школ и гостиниц, и даже вместо улиц. Лестницы не только неотъемлемая часть облика города, придающая ему неповторимый колорит, но и часть жизни севастопольцев, которые ежедневно клянут их при подъеме, и благословляют при спуске.
Лестницы, как и улицы,— свидетели истории города, которому в 1983 г. исполнится 200 лет. Здесь рвались бомбы и снаряды, ступени и парапеты лестниц крошились от осколков, после сражений их восстанавливали, перестраивали, любовно украшали и давали названия в память о знаменитых в отечественной истории людях или событиях. Спускаясь по гранитным ступеням, вы как бы проникаете в глубины истории. А она — со всех сторон: немногие уцелевшие (а вернее восстановленные) дома, прилепившиеся к скалам, в просветах марша — то бухта, замкнутая замшелыми стенами старых фортов, то подчеркнутые синевой неба вертикали обелисков…
А сколько их, лестниц Севастополя? Давно ломаю голову над этим вопросом. Я изучил крупномасштабные планы города, в котором родился и прожил всю жизнь и который страстно люблю, составил и постоянно дополняю список лестниц, но ответить на этот вопрос, наверное, не смогу никогда — их сотни, больших и малых. И ежегодно возникают новые.
Тогда я решил ограничиться лишь теми, что заменяют улицы и расположены только собственно в городе, исключив такие, тоже «лестничные» районы, как Белокаменск (бывший Инкерман), Балаклаву и мыс Фиолент (огромная лестница там от бывшего Георгиевского монастыря к морю — одна она заслуживает специального исследования или поэмы). Так вот, больших лестниц, которые служат в настоящее время улицами в Севастополе, я насчитал пятьдесят одну. Пятьдесят одна улица — из ступеней! Среди них есть парадные, поднимающие пешехода к памятникам и монументам, и рабочие — узкие, извилистые, сбегающие к причалам порта и проходным заводов. Мраморных, гранитных, известняковых, бетонных ступеней коснулись ноги миллионов. Это улицы, по которым нельзя проехать ни на чем!
Какая лестница построена первой? О самых ранних мы почти ничего не знаем. Их строительство началось одновременно с застройкой города. Первоначально они были деревянными, а может быть, представляли собой просто ступени, вырубленные в скалах. В 80-х годах XVIII в. была построена деревянная лестница к Графской притани. В 30-х годах XIX в. здесь появились уже каменные ступени, а около 1840 г. по их сторонам построили павильоны в стиле русского классицизма. Завершил ансамбль пристани возведенный в 1846 г. портик дорического ордера. Теперь это своеобразный символ Севастополя, известный, наряду с памятником затопленным кораблям, всем.
Автор комплекса Графской пристани — инженер-полковник Джон Уптон, англичанин на русской службе — создал сооружение простым и величественным, использовав обычные приемы классической архитектуры — правильно найденные пропорции, соразмерность деталей.
В 1839 г. был утвержден первый генеральный план застройки Севастополя, составленный тем же Д. Уптоном по инициативе командующего флотом адмирала М. П. Лазарева, много сделавшего для Севастополя. Проект предусматривал снос хаотичной, трущобной застройки на Центральном (или Городском) холме, который в ту пору носил колоритное название Хребта Беззакония — ввиду обилия кабаков и иных злачных заведений. Здесь закладывалась главная часть города, планировка которой сохранилась до наших дней. Тогда и на¬чалось строительство лестниц на Центральном холме. Первой из ныне существующих следует считать ту, что ведет с проспекта Нахимова на Матросский бульвар, построенный около 1834 г. (тогда он назывался Малым, в отличие от Большого — Исторического).
Многие из лестниц безымянны, другие носят имена улиц, на которых расположены, некоторые удостоены собственного названия. Так, спуск Петрова назван в честь руководителя восстания (1905 г.) на учебном судне «Прут».
А какая славная страница истории стоит за наименованием Синопский спуск! Как известно, в ноябре 1853 г. Черноморский флот под командованием П. С. Нахимова наголову разгромил турок в Синопской бухте. В память об этом историческом событии одна из главных лестниц города, ось застройки Центрального холма, и получила такое название. Лестница начинается от проспекта Нахимова широкими парадными маршами, а после обширной площадки разделяется на два криволинейных пандуса со ступенями. Они круто поднимаются вверх, сходятся и снова сменяются парадными маршами, ведущими к подножию величественного памятника вождю революции В. И. Ленину.
Сооружение лестницы — такой, как она сейчас есть,— велось в 50-х — начале 60-х годов, в ее проектировании принимали участие архитекторы В. М. Артюхов, Ю. И. Белькович, Б. В. Калинков и И, Н. Сдобников. Последний внес особенно заметный вклад в создание севастопольских лестниц: кроме Синопского спуска, он проектировал лестницы по улицам Марата и Свердлова, участвовал в разработке проектов многих других.
В Севастополе есть лестницы, являющиеся своеобразными памятниками. Это спуск Водопьянова на Северной стороне, у моря. Начинается он на площади генерала Захарова и ведет в Инженерную балку. Тысячи пешеходов поднимаются и спускаются по лестнице — на работу, с работы, к причалам городских катеров. Но мало кто бросит беглый взгляд на маленькую каменную доску, установленную слева у начала спуска, большинство прохожих не дает себе труда разобрать полустертую надпись. А зря. Этот текст стоит прочесть! Вот он: «Трап выстроен силами кр-в (красноармейцев.— Е. В.) и комсостава 11-го арт. полка в 1929 г.» Эта лестница — памятник трудовому энтузиазму воинов Красной Армии в те далекие годы. А какой романтикой веет от морского слова «трап» (так на кораблях называют лестницы)! Такие реликвии первых лет Советской власти заслуживают самого благоговейного к себе отношения, и очень жаль, что некоторые из них находятся не в лучшем состоянии.
Лестницы сооружались практически в течение всех двухсот лет существования города, стали его историей, неотъемлемой частью и украшением. После Великой Отечественной войны кое-какие были ликвидированы, а многие построены заново. Строительство продолжается и теперь. В 1980 г. появилась самая «юная» лестница — между улицами Гоголя и Ялтинской. Но нужно с сожалением сказать, что своим качеством сегодняшние лестницы и подпорные стены далеко уступают тем, что сооружены лет двадцать-тридцать тому назад. Гранит и диорит заменили серые, скучные бетонные набивные ступени (которые к тому же скоро разрушаются), вместо стен из дикого камня с фигурной расшифровкой швов возводятся бутобетонные с грубыми следами опалубки. Создатели этих «шедевров» не понимают, что это — не только дорога, средство связи при сложном рельефе, но и один из основных элементов архитектуры Севастополя. Планировка, композиция и внешний вид лестницы не менее важны, чем фасады и расположение зданий, ансамблей.
Так называемое Городское кольцо Севастополя, которое составляют три улицы — Ленина, Большая Морская и проспект Нахимова — решением Севастопольского горисполкома объявлено комплексным памятником архитектуры местного значения. В этот ансамбль как его естественная и неотъемлемая часть входят и лестницы. Без них ведь не было бы связей между нижним уровнем и верхними террасами, в промежутках между зданиями смотрелись бы обрывы и косогоры.
Вся застройка городского кольца, как и окаймленного им Центрального холма, выполнена в конце 40-х—50-х годах, в трудный послевоенный период. Особо подчеркнем: в исключительно короткий срок. При этом (что очень важно) в единой стилевой характеристике: немногие сохранившиеся дореволюционные и довоенные здания органически вписаны в общий ансамбль, не контрастируют с ним. Объясняется это тем, что архитекторы того времени работали в одном стиле, широко использовали элементы классической ордерной системы, элементы и приемы эпохи Возрождения.
В Севастополе, если вы заметили, общее архитектурно-стилистическое направление своеобразно и связано о местными условиями — теплым климатом и приморским расположением. Учитывалось также, что застройка южного города должна иметь свой колорит. Вот почему здания периода восстановления имеют лоджии, балконы, на крышах – башни, балюстрады или ротонды. Все это в сочетании со сверкающей белизной стен, блеском моря и южного неба, с вьющейся по фасадам зеленью создает неповторимый, незабываемый и романтический облик Севастополя.
И конечно же лестницы, трудно даже представить себе город без лестниц! Самая протяженная и заметная из них — Синопский спуск, о котором уже говорили. Не уступает ему и Таврический спуск. Его ступени выложены из серого гранита, каменные подпорные стены увенчаны фигурной балюстрадой, вдоль маршей возвышаются красивые ажурные, металлические опоры для светильников. Спуск производит впечатление одновременно и величественное и уютное. Последнее объясняется тем, что ступе ни его, в отличие от синопских, не высоки, а подъёмы между площадками пологи.
Идешь по ней, идешь, и вдруг — труба! Огромная, металлическая, пересекающая лестницу и зачеркивающая ее очарование. Почему? Оказывается, несколько лет назад таким «экономным способом» строители проложили теплотрассу. Вот вам — и архитектура, и романтика!
Таврический спуск продолжает улицу Людмилы Павлюченко на Центральном холме, затем, спускаясь вниз, пересекает одну из главных транспортных артерий Севастополя — улицу Большую Морскую и заканчивается в детском парке имени Ленинского комсомола. Это не только значительное монументальное сооружение, но и важное средство сообщения между жилыми кварталами на вершине холма и троллейбусными линиями внизу. Утром и вечером, в часы «пик», по лестнице течет непрерывный поток пешеходов.
Верхняя и большая часть лестницы до улицы Большой Морской сооружена в начале 50-х годов по проекту архитектора Г. Г. Швабауэра, нижняя — у парка имени Ленинского комсомола — в конце 60-х — начале 70-х годов. Создателем проекта этой части является известный севастопольский архитектор, автор всех послевоенных генеральных планов города Валентин Михайлович Артюхов (1913-1978).
Очень хороша, по-моему, и лестница, что идет от площади Пушкина по улице Сергеева-Ценского (1961 г., архитектор К. В. Бутова) *(* В проектировании лестницы принимал участие и автор очерка,—Ред.). Большое расстояние между линиями застройки в этом месте позволило создать вдоль широкого монументального подъема живописный сквер с террасами, где так приятно посидеть на скамье, любуясь панорамой Южной бухты, Корабельной стороны, Зеленой горки.
Есть лестницы узкие, крутые, зажатые подпорными стенами и стенами жилых домов. Такова лестница по улице Алексакиса, поднимающаяся на Центральный холм и от улицы Ленина спускающаяся на Большую Морскую. Она по-своему романтична и даже таинственна.
Но не только вокруг Центрального холма вьются лестницы. Прекрасна и та, что ведет на Малахов курган, комплексный исторический памятник, место героических подвигов севастопольцев в 1854—1855 и 1941—1942 гг. Курган был местом паломничества туристов всего мира еще до Великой Октябрьской социалистической революции. Но его благоустройство и комплексное архитектурное оформление произведено только в советское время — к столетию первой обороны. В ансамбль мемориальных сооружений были включены и памятники героям второй обороны города.
Главной осью ансамбля является парадная лестница с улицы Героев Севастополя на вершину кургана и продолжающая ее главная аллея. Перспектива аллеи замкнута приземистой оборонительной башней, на площадке которой горит Вечный огонь.
От парадного входа — портика, выполненного архитектором А. М. Вейзеном около 1905 г.,— начинается пологий подъем. Затем лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с любовно ухоженным газоном. Лестница построена в конце 50-х годов по проекту архитектора Г. Г. Швабауэра; ивы, посаженные в те годы, разрослись и осеняют лестничные марши струящимися по ветру ветвями. Подъем приводит к большой площадке, даже площади, с которой начинается главная аллея. Это прекрасная видовая площадка; с одной точки вы можете увидеть и центральную часть города, и открытое море в просвете между Николаевским и Константиновским мысами, и Северную сторону, увенчанную пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.
Походите не спеша по севастопольским лестницам, присмотритесь к их затейливому рисунку, постойте на площадках, поглядите окрест, и вам откроется город величественный и романтически таинственный, с мужественным и прекрасным лицом — город-герой Севастополь.
Опубликовано: Веникеев E.В. Лестницы Севастополя // Крымские каникулы. Книга для чтения на курорте: Сборник / [Сост.: Л.А.Литвинова; худож. В.В.Бунь]. – Симферополь: Таврия, 1981.- С. 273-279.