…Осень 1475 года выдалась в Крыму теплой и солнечной. Но жителей христианского княжества Феодоро – сильного и влиятельного династического государства – осеннее солнце не радовало. Уже несколько месяцев столица Феодоро, город-крепость Мангуп находился в турецкой осаде.
40-тысячное войско под командованием Исмаил-Бея окружило Мангуп и, не имея возможности победить феодоритов силой оружия, ждало, когда защитники Мангупа во главе с князем Александром выбросят белый флаг. Осада длилась почти полгода, а развязка произошла в декабре. Проявив немалую хитрость, турки захватили город, сожгли его и вырезали всех укрывавшихся за его стенами феодоритов – 30 тысяч человек.
Прошло более пяти веков. Горное плато, на котором находилась столица Феодоро, сегодня покрыто деревьями и густыми зарослями кустарника, в руинах княжеского дворца вьют гнезда птицы, а древние камни полуразрушенных башен и крепостных стен увиты плющом. «Ничто в какой бы то ни было части Европы не может сравниться с ужасающей величественностью этого места» – так писал о Мангупе в начале XIX века английский профессор, путешественник Кларк. И это действительно так.
ПОБЕДИТЕЛЮ ОТРУБИЛИ ГОЛОВУ
Географически-историческая справка.
Мангуп – древний пещерный город в 20 км юго-восточнее Бахчисарая. В XIII-XV веках – столица греко-христианского княжества Феодоро. Город находился на плоском плато столовой горы Мангуп-Кале на высоте 570-583 м над уровнем моря. Сегодня – один из экскурсионных объектов турфирмы «Крым-Тур». Более двух десятилетий является излюбленным местом «паломничества» крымских, московских, черниговских и прочих «неформалов.
Чтобы понять причины своеобразной и необычной «ауры» Мангупа, надо снова обратиться к истории. В XIV-XV веках княжество Феодоро было весьма сильным и влиятельным государством, которое поддерживало дружеские отношения с Московским государством, Крымским ханством и вело постоянные войны с генуэзскими колониями Кафой и Солдайей (современные Феодосия и Судак) за владение портами на крымском побережье Черного моря. Но летом
1475 года у феодоритов и генуэзцев появился общий враг – Османская империя. Турецкий флот, имея на вооружении корабельную артиллерию, первый удар направил на Кафу, которая сдалась на пятый день осады. Недолго продержалась и Солдайя.
Сломив сопротивление генуэзцев, турецкое войско подошло к столице Феодоро. Но Мангуп – не Кафа. Сама природа сделала из города неприступную крепость: высокие отвесные скалы не оставляли врагу шансов на приступ, а в самых слабых с точки зрения обороны местах были сооружены крепостные стены и башни. Пять раз турки шли на штурм и пять раз откатывались назад, оставляя на склонах горы сотни убитых. Длительная осада тоже не помогла туркам и примкнувшим к ним крымским татарам – мангупцы были хорошо обеспечены водой, провизией и оружием, да и мужества им было не занимать. Тогда Исмаил-Бей сделал вид, что уходит с войском в порт Каламиту. Мангупцы в это поверили и бросились догонять арьергардный отряд врага, но попали в засаду. Турки ворвались в город и не пожалели никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. За несколько часов Мангуп погиб. Но турки заплатили очень большую цену за эту победу. При штурме цитадели, в которой держали последнюю оборону князь Александр и его личная гвардия – 300 валашских стрелков, погибло 4 тысячи янычар. А последние, как известно, были в османском войске элитным подразделением, своеобразным «спецназом». Султан Мехмед II, узнав о цене победы, пришел в ярость и приказал казнить Исмаил-Бея. Так голова завоевателя Мангупа легла на плаху, а военные историки до сих пор рассматривают штурм Мангупа как самую неудачную военную операцию в истории Османской империи. Хотя Мангуп и пал…
О «МАНГУПСКОМ МАЛЬЧИКЕ»
Почти каждый, кто был на Мангупе, слышал легенду о «мангупском мальчике». Сущность ее такая. Князь Александр, поняв, что город обречен, призвал своего малолетнего сына и приказал ему охранять богатства Мангупа. Тела мальчика среди трупов турки не нашли, как и княжеских сокровищ. Шли годы, столетия, появлялось много желающих найти богатства князя. Но многих из них на Мангупе ждала смерть: кто-то срывался со скал, кто-то погибал при загадочных обстоятельствах, кто-то просто сходил с ума. И все горе-искатели сокровищ в последние секунды перед смертью слышали плач мальчика, который доносился вроде бы из-под земли или из толщи скалы. Сын князя Александра надежно оберегал сокровища разрушенного города, выполняя приказ своего отца.
Имеет ли эта легенда что-то общее с историей? Действительно, у последнего мангупского князя был пятилетний сын. После взятия Мангупа его вместе с остальными членами княжеской семьи отправили в Стамбул. Князь Александр и другие мужчины из семьи были казнены, но султан сохранил жизнь мальчику и тот даже продолжил свой род.
Правда, никакого политического веса в Османской империи потомки мангупских князей уже не имели.
Но все же легенды легендами, а мангупский мальчик все же есть. Летом 2001 года на Мангупе у местной «индианки» Янки родился сын Илья. Его детство проходит в пещерах и на руинах древнего города. Жизнь на природе и чистом воздухе сделали Илью сильным, выносливым и стойким, таким своеобразным современным крымским Маугли. Он не знает, что такое телевизор и компьютер, но вряд ли кто-то из его ровесников, родившихся и растущих «в цивилизации», сможет так быстро и ловко преодолевать горные тропы или свободно ходить босиком по покрытой инеем траве в декабре или январе. Однажды я спросил у Янки, не болеет ли иногда Илья. Она ответила гениально просто: «А зачем ему болеть, если он здоровым родился?
«ИНДЕЙЦЫ» И МАНГУПСКОЕ «БРАТСТВО»
А кто же такие мангупские «индейцы»? Это в основном молодые люди, уставшие от цивилизации, которые по собственной воле решили стать «сухопутными Робинзонами», выбрав в качестве своего «острова» именно Мангуп. Их жизненная философия – единение с природой и жизнь по ее законам. Сейчас на Мангупе живет около десятка «индейцев», есть среди них как местные (из ближайших сел), так и приезжие – из Одессы, Санкт-Петербурга и даже из Иркутска. Живут они в пещерах и в самых укромных уголках мангупского плато, подальше от глаз «цивильных» туристов, лесников и бахчисарайской милиции. Хлеб насущный «индейцам» дает сам Мангуп (летом и осенью на склонах горы полным-полно ягод, грибов, орехов), много «ништяков» им дарят туристы, ведь здесь действует неписаный закон: покидая Мангуп, оставь «индейцам» лишние продукты.
Почти каждый «индеец» – творческая личность. Среди них есть художники, музыканты, мастера резьбы по дереву. Об одном из них – Колбиче – даже ходят легенды. Он не садится обедать, пока не вырежет из дерева новую ложку. А куда девает старые? – дарят друзьям и туристам. Лично у меня хранятся три его ложки, вырезанные из можжевельника. Будете на Мангупе – передавайте Колбичу привет от автора, – он подарит свою «Фирменную» ложку и вам.
Туристов, которые посещают Мангуп, можно разделить на две разные категории. Первая – это так называемые «экскурсанты», для которых Мангуп является всего лишь очередным объектом в туристическом маршруте. К другой категории относятся люди, которые любят этот древний город и приезжают сюда постоянно, а возвращаясь, домой, увозят в своем сердце кусочек таинственной «души» Мангупа. В последние годы даже появилось такое понятие, как «мангупское братство». Это общность людей, влюбленных в Мангуп и объединенных традицией встречать здесь самые большие праздники: Новый Год, Рождество, Пасху (лично я встречаю ее на Мангупе уже семь лет подряд). Нас немного – около тридцати человек из Киева, Чернигова, Москвы, Гомеля. Каждый новый раз мы встречаемся как старые хорошие друзья, для всех нас Мангуп – это лучшее место на планете.
Иногда на Мангуп поднимаются и известные люди. В свое время восхождение на гору делали Борис Ельцин, Борис Гребенщиков, Егор Летов. С улыбкой вспоминают «индейцы» визит на Мангуп уже покойного Александра Абдулова. Осматривая одну из пещер вблизи цитадели, известный актер … упал в яму и долго матерился.
Постоянно общаясь с аборигенами Мангупа, я в последнее время все больше ощущаю их обеспокоенность за свое будущее. Дело в том, что в последние несколько лет у подножия Мангупа началось бурное строительство. Туристические организации и фирмы решили сделать древний город источником доходов. Уже построено несколько пафосных кафе, «на подходе» – отель для денежных туристов, поговаривают даже о прокладке канатной дороги на вершину горы. Если эти проекты осуществятся и на плато хлынет поток туристов с толстыми кошельками и с низким уровнем исторической культуры, Мангуп потеряет свою оригинальность и неповторимость. «Если цивилизация победит, Мангуп погибнет», – сказал в разговоре со мной один из «индейцев». И добавил – «А мы будем вынуждены искать другой «потерянный мир»»…
… 535 лет назад под ударами турецких ятаганов погибло княжество Феодоро, 220 лет назад город оставили последние жители – караимы, от княжества не осталось никаких архивных записей. Но Мангуп жив. Приезжайте сюда, поднимитесь на плато, пройдитесь среди древних руин, пообщайтесь с «индейцами» и сами убедитесь в этом. И вы наверняка захотите побывать здесь еще и еще…
Александр Волощук