В любом подвиге всегда имеются моральный, пропагандистский и военный аспекты. И деться от этого некуда: так устроены люди и мир. Даже обозначение удара «С-13», как атаки века, и то несет в себе все три элемента.
Если с военной точки зрения и за ХХ век, я бы все-таки назвал атаками века потопление немцами английского линкора «Роял Оук» в гавани Скапа-Флоу, потопление трех британских крейсеров немецкой «U-9» Веддигена и атаку на авианосец «Тайху» американской ПЛ «Альбакор». Дело вкуса. Я считаю лучшими в мире именно эти. Хотя можно упомянуть еще разное. Последнее – в 1982 году, когда британская АПЛ потопила аргентинский крейсер.
Можно взять только наши субмарины – ВМФ СССР. Но и здесь было разное, но тянущее на атаки века: от прорывов малюток в фиорды до атаки «К-3» Лунина на линкор «Тирпиц», пусть и неудачной, но мастерской и отчаянной.
Широко же рекламировать единственную атаку, пусть и на крупный, но вспомогательный военный корабль в полигонных условиях… Нет, конечно, любой поход подводников во время мировой войны подвиг и смертельный риск, кто бы спорил. Но и подвиги бывают разные и различного масштаба.
Рекламировать вплоть до фильма «Первый после Бога», где молодого симпатичного и героического капитана хочет погубить злобный чекист-особист, а он совершает подвиг вопреки всему.
Есть и мнение противоположное: злодей Маринеско утопил мирное гражданское, едва ли не госпитальное судно. Причем всплывает этот фейк регулярно. И некоторые в него верят. Все это создало такой слой легенд вокруг лодки и ее командира, что и разобраться и то трудно – что же случилось той январской ночью 1945 года?
Миф 1. Мирный германский трактор
Начнем, пожалуй, с того, а кого атаковал Маринеско?
Вроде все ясно, лайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось… Об этом позже.
Но лайнером этот корабль был до войны. А с началом ее – стал госпитальным судном. Но всего лишь на год. В 1940 году корабль был передан кригсмарине и стал плавказармой школы подводников. Соответственно, потоплен был военный вспомогательный корабль противника, не госпитальное судно (им «Густлов» уже четыре года не был). Не гражданский лайнер, а боевой корабль, несущий вооружение (пусть символическое) и камуфляжную раскраску. Кроме того, «Густлов» в море шел под охраной миноносца «Леве». И с рейда ВМБ Хель (той самой, бывшей польской).
И никаких зверств, никаких преступлений советского флота здесь нет, как их не высасывай из пальца. В ходе войны советский военный корабль потопил германский военный корабль вспомогательного флота.
Почему мирное население вывозили вместе с военнослужащими на таком корабле? Вопрос к немцам. Серьезный такой вопрос.
По сути, руководство кригсмарине подставило своих же беженцев под удар. Причем многократно. Помимо «Густлова» было еще два потопленных лайнера. И во всех случаях корабли не подпадали под Гаагскую конвенцию.
Причин, думается мне, две: спешка, когда население Восточной Пруссии вывозили, на чем есть и в пожарном порядке. И обыкновенный цинизм – если потопят, то лишний аргумент для пропаганды мифических зверств «большевистских орд». А те, кого не потопили, фанатичнее будут защищать рейх, точнее – шкуры его руководства.
Миф 2. «Десять тысяч одних курьеров»
«Потоплением лайнера «Вильгельм Густлоф» нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество подводников, которое было бы достаточно для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Этим ударом ПЛ «С-13» под командованием капитана 3 ранга Маринеско сорвала планы фашистских захватчиков на море».
Кто же находился на лайнере?
Точных цифр нет, разве по военнослужащим. Погибли – 406 курсантов и инструкторов подводников, 250 женщин вспомогательной службы флота, 168 раненных вермахта и 90 моряков экипажа корабля. Остальные – беженцы: от 4 и до 10 тысяч человек.
Был ли нанесен этим урон кригсмарине?
Несомненно.
Можно было ли укомплектовать ими 70 экипажей?
Нет, конечно.
Наша пропаганда лжет?
Опять нет.
Пересчитать пассажиров с ПЛ январской ночью было как-то слегка затруднительно, сами немцы не поделились данными по вполне понятной причине, после войны документы ушли американцам, они их засекретили. Что у нас было – так это британская статья, опубликованная давным-давно Мирославом Морозовым, лучшим исследователем истории нашего флота в той войне:
«25000-тонный германский лайнер общества «Сила, обретенная через радость» «Вильгельм Густлоф», эвакуировавший 3700 подводников и 5000 беженцев из восточной Пруссии, по сообщению финского радио, был потоплен после того, как покинул Данциг.
Спаслось около 1000 пассажиров.
В соответствии с информацией, полученной из передачи стокгольмского радио, лайнер получил попадание торпеды и затонул в течение нескольких минут».
Статью подхватили СМИ нейтральных стран. И она плавно перекочевала в наш официоз.
Годах в 60-х, когда в мире стали разбираться, а что же все-таки в ту войну было, в связи с остыванием страстей, данные, конечно, широко всплыли, но… Так совпало, что сам Маринеско попал в число обиженных Сталиным. А атака «С-13» – в официоз. И желающих крушить случайно возникший миф не нашлось. Тем более, в основном-то: огромный лайнер кригсмарине потоплен – факт. На нем были подводники – тоже факт. Все сделано по морскому праву – и снова факт. Зачем уточнять детали? Вроде того, что это была несложная (на фоне прочего) атака, по сути, беззащитного от угрозы из-под воды врага? Плохого в этом ничего, конечно, но и героического – мало.
А во времена оные, когда история войны стала краеугольным камнем идеологии, так и вовсе… Тем более, ленив наш народ, имея десятки героев-командиров субмарин, все пошли по следам советского еще агитпропа, сделав из обычной боевой работы подвиг огромного масштаба. А фильм позже – для массового зрителя придал популярный нынче налет «победы вопреки». Мол, зверообразный особист по приказу лично чуть ли не Сталина с Берией… Этого Маринеско душили-душили, а он вопреки властям взял и победил.
Кстати, о личности.
Миф 3. Рыцарь без страха и упрека
Александр Иванович Маринеско, 1913 года рождения, одессит, в 1933 году закончил Одесское мореходное училище. Призван в РККФ, стал штурманом Щ-306 «Пикша» Балтийского флота. С 1936 года – лейтенант и старпом на подводной лодке «Л-1». С 1939 года командир «М-96». Командовал неплохо. В 1940 году лодка признана лучшей на флоте. Маринеско был награжден золотыми часами.
Карьера типичная для тех времен. Подводный флот рос в геометрической прогрессии, людей не хватало. И грамотные толковые моряки быстро делали карьеру.
А вот на войне лейтенанту Маринеско не повезло. Два боевых похода результата не дали. Хотя ставить ему в вину это глупо. Потопить на «Малютке» противника вопрос везения, а не мастерства. Слишком уж лодки с двумя торпедными аппаратами и никакой автономностью были убогими.
Тем не менее, простой служба «Малютки» не была – высадка ДРГ в тылу врага, боевые походы, в одном из которых лодка пересекла 26 (двадцать шесть) линий минных заграждений… В итоге – орден Ленина и… исключение из кандидатов в рядов ВКП(б) с формулировкой:
«За систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискреннее признание своих ошибок».
Что, впрочем, не стало помехой для повышения. На «С-13» сняли за нерешительность командира предыдущего, хотя тот реально одержал две победы. И поставили нашего героя в 1943 году. Чем спасли и его, и лодку.
Стратегия 1943 года, когда наши подводные лодки прорывались в Балтику и гибли без толка и цели еще ждет своих исследователей. Но данная лодка, в связи со сменой командира, в поход не пошла. Повышение на стиль работы уже капитана 3-го ранга Маринеско не повлияло:
Установлено, что тов. Маринеско А. И. 14 августа 1943 года напился пьяным, проспал, утром не присутствовал в комиссии по приему ПЛ. За халатность по службе командиром 1-го ДПЛ был арестован на 2 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.
Тем не менее, ему прощали многое, и прощали за дело:
В 1941–1942 гг., командуя подлодкой типа «М», совершил несколько смелых боевых походов, за что награжден орденом Ленина. Управляет и командует кораблем отлично. Офицеры и экипаж обучены хорошо. Материальная часть в хорошем состоянии, эксплуатируется правильно. До вступления в командование капитана 3 ранга Маринеско на ПЛ С-13 экипаж был не сплочен, организация службы была не налажена, в настоящее время это положение командиром исправлено, и служба на корабле несется хорошо. Решителен и инициативен. Дисциплинирован, но в повседневной жизни требует постоянного контроля. Тактичен. Состояние дисциплины экипажа вполне удовлетворительное. Командир требователен. Над повышением своих знаний и обучением подчиненных работает.
Опытный боевой офицер, уважаемый командой, с одной старой, как сама Русь, проблемой – систематические пьянки. Из-за них он и вылетел из флота:
5 января 1945 года в период нахождения в порту Ханко за неоднократный самовольный уход с корабля, пьянство на берегу и связь с финскими женщинами, по Вашему приказанию Маринеско должен был быть предан суду Военного Трибунала, но в связи с предстоящим боевым выходом подлодки капитану 3 ранга Маринеско была предоставлена возможность исправиться, искупить свою вину в боевом походе.
Возвратясь с боевого похода, капитан 3 ранга Маринеско не исправил своего поведения и по-прежнему стал вести себя крайне недисциплинированно.
24 июня в 2 часа выпивал вместе с командиром ПБ «Смольный» капитан-лейтенантом Лобановым, учинил драку, чем привлек внимание всего офицерского и личного состава, плавающего на корабле…
В начале июля месяца ПЛ С-13 в составе других подлодок БПЛ были перебазированы из портов Финляндии в порт Либава (так в документе. – Сост.), где капитан 3 ранга Маринеско, пользуясь отсутствием командира ДПЛ, с 10.07 также систематически начал совершать самовольные отлучки в г. Либава, пьянствовать, встречаться с неизвестными женщинами и приводить их к себе на базу, где размещен личный состав подлодок. На почве систематического употребления алкоголя в большом количестве, за последнее время у капитана 3 ранга Маринеско имелось несколько эпилептических припадков.
На основании изложенного, считаю дальнейшее пребывание капитана 3 ранга Маринеско в должности командира ПЛ невозможным. Принятые мною воспитательные меры полностью исчерпаны.
Со своей стороны ходатайствую капитана 3 ранга Маринеско от занимаемой должности отстранить и войти в ходатайство перед Народным Комиссаром Военно-Морского Флота о разжаловании и увольнении из рядов ВМФ.
Командир краснознаменной БПЛ КБФ контр-адмирал Курников.
Из-за него и попал в итоге в тюрьму, уже гражданским, за злоупотребление служебным положением по статье 109 УК РСФСР.
Был ли он той картинкой, которую нарисовали позже?
Нет, конечно.
Был ли он храбрым человеком и военным профессионалом?
Да.
У каждого своя реакция на войну, стресс и расставание с близкими. У него она проявилась в водке, что и погубило неплохого профессионала. А профи он был крепким. И атака на «Густлов» не показатель.
Кстати, об атаке.
Миф 4. Атака века
Во вторник в 21 час. 10 мин. 30.01.45 г., в Ш = 55°02′2 Д = 18°11′5 командир обнаружил идущий курсом 280° в районе южного побережья Балтийского моря лайнер, водоизмещением считал 18–20 тыс. тонн. В 23 час. 08 мин. атаковал и потопил трехторпедным залпом. Попадание всех трех торпед и потопление лайнера наблюдал визуально.
Лайнер погубил целый ряд событий, и начались они еще днем, задолго до встречи с «С-13».
Сначала второй транспорт конвоя «Ганза» налетел на остов затонувшего «Шельзвиг-Гольштейн» и был повреждён. Потом обнаружилась течь у торпедолова, и охранение с куцых двух кораблей упало до вовсе смешного одного. А потом командир корабля решил уходить глубоководным фарватером вечером, дабы избежать мин и атак авиации в расчёте, что скорость в 12 узлов не позволит выйти советским ПЛ в атаку.
В итоге огромный корабль разогнался и пошел по прямой, не применяя даже противолодочного зигзага. Пошел, дабы выйти прямо на «С-13». Дальнейшее было делом техники. По сути, немцы невольно проверили, способны ли советские подводники потопить цель в полигонных условиях. Для Маринеско, который чуть позже утопил:
Судно шло с большой скоростью (около 16 узлов), переменным курсом, ночью, в условиях плохой видимости и с погашенными огнями. Его эскорт составляли миноносец «Т 196» и торпедолов «ТF 10». Четыре часа Маринеско маневрировал, зная о присутствии врага только благодаря данным гидроакустической станции, и наблюдал его лишь последние 40 минут. Преследовать цель (по оценке Маринеско – легкий крейсер «Эмден») пришлось на скоростях от 12 до 18 узлов. Из-за сильного охранения залп был произведен с дистанции 12 кабельтовых. Командир выпустил из кормовых торпедных аппаратов обе «рыбины», и обе попали.
«Генерал Штойбен» в гораздо более худших условиях – эта задача была на один зуб. Остальное – лирика.
Ирония судьбы. Спустя час после «Густлова» тем же фарватером должен был пройти тяжелый крейсер «Хиппер». Пойди все чуть по другому – и вышла бы действительно атака века, с потоплением самого крупного военного корабля противника за всю историю советского ВМФ.
Итог
Стыдиться нечего.
Но, когда видишь на «Подвиге народа» отлакированную биографию «подводника № 1», вспоминаешь других, таких же мастеров, но не настолько везучих и не репрессированных.
И обидно, что из хорошего командира одни слепили идола, а вторые – антигероя.
А между тем свой долг он выполнял. И победы у человека были. И помимо этой атаки.
Да и ее раздувать чрезмерно нельзя. Нет, немцы сами подставили беженцев. На нас нет даже тени вины. Но выдумывать несуществующие экипажи 70 ПЛ и прочие подвиги – тоже неверно.
Проще сказать – экипаж и командир профессионально выполнили свой долг.
Все-таки подвиг – это результат ошибок руководства. А Маринеско в том походе действовал идеально. Как и многие другие в других походах, о ком тоже надо вспоминать.
Автор:Роман Иванов