— Мы не смогли получить финансовые средства и, следовательно, не имели возможности продолжить поиски сейнера-траулера «САОР-3», который более трех лет назад бесследно исчез в Черном море, — так прокомментировал по просьбе газеты «2000» итоги уходящего года следователь транспортной прокуратуры Севастополя Олег Семенюк.
Напомним читателям, что 28 сентября 1996 года на траверзе мыса Лукулл, в 20 милях северо-западнее Севастополя, оборвалась связь с севастопольским сейнером-траулером «САОР-3». На судне находился экипаж из шести человек. Давайте вспомним их имена
— Александр Иванов, Анатолий Полонец, Владимир Протченко, Борис Скамров, Владимир Куршев и Альберт Шевцов.
n Около 7 часов утра 27 сентября 1996 года сейнер-траулер «САОР-3», получив «добро» у диспетчера Севастопольского рыбного порта, вышел в море из Камышовой бухты. Судно принадлежало фирме «Рыбфлот» и направлялось в прибрежную зону Каламитского залива, что вблизи Евпатории, для промысла тюльки. 28 сентября капитан Александр Иванов дважды вышел на связь c капитанами рыболовецких судов «САОР-1» и «САОР-2» из квадрата N, собираясь его покинуть, и перейти поближе к акватории евпаторийского порта. Такое решение капитана «САОР-3» было вполне объяснимо: вблизи названного квадрата начинались учебные стрельбы кораблей Черноморского флота.
Уже 29 сентября экипаж сейнера на связь не вышел…
n Поиском коллег поначалу занялись рыбаки. В район между мысами Лукулл и Тарханкут 30 сентября 1996 года вышли сейнеры «САОР-1» и «САОР-2». Безрезультатно.
1 октября руководство «Рыбфлота» обратилось в гидрографическое управление Черноморского флота с просьбой рассчитать вероятный дрейф «САОР-3» (если предположить, что судно могло потерять ход). Прогноз флотских специалистов говорил о том, что 29 сентября судно под воздействием ветра и течений могло очутиться в запретном для мореплавания секторе. Там проходили учебные стрельбы кораблей ЧФ.
1 же октября о пропаже «САОР-3» знали руководители Минрыбхоза Украины и Севастопольской транспортной прокуратуры.
2 октября вертолет Ми-6 и самолет Ан-26 Черноморского флота обследовали предполагаемый район исчезновения судна. Никаких следов.
Вплоть до 10 октября «САОР-3» искали практически все находящиеся в море суда Азово-Черноморского бассейна…
n Руководители фирмы «Рыбфлот» проинформировали правоохранительные органы о том, что «САОР-3» — судно новое, укомплектованное современными радиотехническими средствами, индивидуальными и коллективными спасательными средствами, аварийно-сигнальной аппаратурой, навигационной спутниковой системой, а потому кораблекрушение маловероятно. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что судно исчезло, не подав сигнала бедствия, и к тому же бесследно, «Рыбфлот» обнародовал две версии. Во-первых, судно и экипаж могли быть захвачены насильственным путем. Во-вторых, судно и экипаж могли быть внезапно уничтожены мощным взрывом или ракетой, что не позволило рыбакам воспользоваться аварийно-сигнальными и спасательными средствами, так как имеющиеся на судне в рулевой рубке два радиобуя срабатывают не автоматически, а лишь путем ручного воздействия на них.
n Намек руководства «Рыбфлота» на возможное потопление «САОР-3» в результате стрельб кораблей ЧФ тут же вызвал бурную реакцию пресс- центра российского флота. Реакция при этом была, мягко скажем, оригинальная. Пресс-центр сообщил о том, что «САОР-3»… якобы видели в болгарском порту Варна. Намек был прозрачен: моряки никуда не пропали, а, возможно, занимаются контрабандой. Сотрудники пресс- центра ЧФ не раскрыли источник информации, да и в дальнейшем лишь реагировали раздраженными заявлениями, когда в крымской прессе вновь всплывала версия о потоплении сейнера.
n В первые дни после исчезновения судна отец матроса Альберта Шевцова за свои деньги отправился в Варну, затем — в Стамбул (слухи о нахождении пропавшего судна в турецкой столице заставили его сделать это). Все тщетно.
Валентина Полонец, жена одного из пропавших рыбаков, возглавила оргкомитет по спасению экипажа. Оргкомитет состоит из родственников, которые направили десятки писем, запросов в прокуратуры, включая Генеральную, в министерство внутренних дел, руководителям местной власти.
Родственники собрали 450 долларов и командировали два года назад в Стамбул жен пропавших рыбаков Валентину Полонец и Наталью Куршеву. Женщины побывали в стамбульском консульстве Украины, встретились с консулом Александром Дымчевым. Ему также не было ничего известно о судьбе моряков и сейнера.
n Тогдашний первый вице-премьер Украины Василий Дурдинец своим письмом обязал министерства и ведомства совместно с Генеральной прокуратурой Украины принять все необходимые меры для поиска судна и членов экипажа, а также установления причин их исчезновения.
n — В связи с тем, что обстоятельства исчезновения не были очевидными, — поясняет следователь транспортной прокуратуры Севастополя Олег Семенюк, — уголовное дело некоторое время не возбуждалось. Сложно было определить состав преступления, если таковое имело место…
Лишь 3 марта 1997 года, спустя пять месяцев после ЧП, по факту исчезновения «САОР-3» и по статье 77 УК Украины было возбуждено уголовное дело. Эта статья предусматривает ответственность работников водного транспорта за нарушение правил эксплуатации техники, которое повлекло человеческие жертвы, аварию кораблекрушение или иные тяжкие последствия. Между тем, в транспортной прокуратуре отрабатывались и другие версии.
— «САОР-3» мог погибнуть вместе с экипажем в результате подъема на борт какого-либо боезаряда (глубинной бомбы, мины), — говорит Олег Семенюк, — мог также исчезнуть в водной пучине в результате попадания крылатой ракеты во время проведения стрельб кораблями ЧФ. Не сбрасывали со счетов мы и версию захвата или угона судна. В этой связи были сделаны соответствующие запросы в правоохранительные органы как областей Украины, так и в иностранные государства Черноморского побережья, направлено сообщение в подразделение Интерпола в Украине.
Транспортная прокуратура совместно с СБУ, МВД, Военной прокуратурой Военно-Морских Сил Украины активно включилась в сбор фактического материала. За короткий срок по делу об исчезновении судна были допрошены около 100 человек, проведены самые различные судебные и военно-технические экспертизы. С каждым днем количество версий исчезновения «САОР-3» уменьшалось.
— В результате проведенной экспертизы нам удалось сделать вывод, — рассказывает Олег Семенюк, — о том, что судно было исправно, а экипаж состоял из профессионалов высокого уровня. Следовательно, «САОР-3» не мог потерпеть кораблекрушение в результате неисправности техники или необученности команды. Так же маловероятна версия захвата или угона сейнера…
n Ракета. О ней говорят шепотом. В журналистских кругах созрело стойкое мнение, что активная разработка этой версии может заострить отношения между Москвой и Киевом. Вот что рассказывает Олег Семенюк:
— Командование Черноморского флота предоставило нам материалы проводимых в 1996 году учений, однако они не позволяют сделать вывод о возможности поражения судна ракетой. Те же материалы, которые следствие хотело бы увидеть, находятся в главном штабе ВМФ в Москве за семью печатями и не могут быть предоставлены. Как говорят россияне — государственная тайна…
n Бомба или мина. У этой версии больше всего шансов. Дело в том, что в июле 1998 года в том самом районе, где бесследно исчез «САОР-3», потерпел катастрофу еще один сейнер-траулер «Шквал». Возможно, и о нем мы ничего сегодня бы не знали, если бы взрыв на судне не заметили на круизном теплоходе «Генерал Ватутин». Прибывший через несколько часов на место катастрофы водолазный бот ВМС Украины «Краб» поднял из воды матроса Можайского и судовую собаку Маню.
Можайский впоследствии рассказал, что рыбаки вытащили тралом на борт глубинную бомбу, которая и взорвалась. Мгновенно весь экипаж погиб, была полностью разрушена рубка, а потому нельзя было подать сигнал бедствия. За несколько секунд «Шквал» вместе с экипажем ушел на дно. Можайский же родился в рубашке.
— Мы знали достаточно точные координаты гибели «Шквала», — говорит Олег Семенюк, — поэтому при поиске «САОР-3» обнаружили на дне его собрата…
n «САОР-3», между тем, пока так и не удалось найти. Однако сделано в этой связи очень многое. На протяжении всего 1998 года в районе исчезновения «САОР-3» проводились поисковые работы. Транспортная прокуратура Севастополя договорилась со специалистами Государственного океанариума Украины, спасателями Военно-Морских Сил Украины, получила 25 тысяч гривен от Севастопольской городской государственной администрации. В результате на водолазном боте «Краб» был обследован значительный район моря. При поиске была задействована уникальная аппаратура — подводный обитаемый аппарат «РИФ» и подводный необитаемый аппарат «Северная звезда». Велась видеосъемка.
— При обследовании дна моря специалисты обнаружили огромное количество боеприпасов, предметов самых различных размеров и конфигураций, — говорит Олег Семенюк, — среди них, возможно, могут находиться и фрагменты «САОР-3». Однако для точного изучения предметов необходимо поднять их на поверхность. Сделать это могут только глубинные водолазы, коих в Севастополе просто нет. Нет и специального оборудования…
Для продолжения обследования района предполагаемой гибели сейнера- траулера «САОР-3» нужны прежде всего средства. К сожалению, Севастополь не в состоянии выделить 45 тысяч гривен для 10-дневной работы спасателей в море. Неоднократные обращения в Госкомрыбхоз и другие организации результатов не дали.
— В принципе, главной составляющей затрат является дизельное топливо — говорит Олег Семенюк, — при его наличии специалисты Государственного океанариума Украины согласны работать в море на энтузиазме…
Очевидно, в дело о бесследном исчезновении «САОР-3» должно вмешаться государство. Без правительственного решения и целенаправленного выделения средств вряд ли удастся обнаружить следы рыболовецкого судна и его экипажа.
Александр ЩЕРБАКОВ