80-см железнодорожная пушка «Дора» (Dora)
«Дора» строилась для прорыва линии Мажино. Заказ на пушку, которая смогла бы пробивать броневую плиту толщиной 1 метр и слой железобетона толщиной 7 метров при максимальной дальности стрельбы в 35–45 километров, поступил на завод Круппа в 1936 году. По этому проекту построили три пушки. Первой из них была «Дора», вторая (также калибром 80 см), была испытана на немецком полигоне в Рюгенвальде (Rügenwald, сейчас – Darlowo, Польша) и получила название «Тяжелый Густав» (Schwerer Gustav), но нигде не применялась. Третье орудие такого типа с калибром ствола 52 см и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав», вообще не было достроено, его уничтожила союзная авиация.
Пушка «Дора». Модель и рисунок. |
Позицию для «Доры» в Крыму выбирал генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» перемещалась по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна. Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели.
Строительство орудийной позиции в районе Бахчисарая. |
Позиция «Доры» на старой карте и на космическом снимке. Холм, в котором была выемка-укрытие, сейчас уже срыт и на его месте разбиты огороды. На месте попадается железнодорожный балласт (гранитный щебень). Сохранилась также часть пути, ведущая от вокзала к огневой позиции (рельсы и шпалы уложены новые). Источник: Форум «Русского фортификационного сайта» |
В месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего – доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (15°C), размещались снаряды и пороховые заряды. «Дору» обслуживали и охраняли 4370 офицеров и солдат. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.
Сборка орудия «Дора» на позиции в районе Бахчисарая. Источник: «Германские железнодорожные орудия» (ВМ №86) |
Как различать снимки, сделанные в Рюгенвальде и под Севастополем
Орудие «Тяжелый Густав» демонстрировалось Гитлеру на полигоне в Рюгенвальде 19 марта 1943 г. |
Сборка 80-см железнодорожного орудия в Рюгенвальде. Первые два снимка из: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen Подробнее: Montage du 80 cm kanone. |
Большинство снимков пушки «Дора» сделано на позиции в районе Бахчисарая.
ЗАМЕТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Ограждение путей
|
Ограждение путей
|
Деревья
|
Буфера тележек
|
Детали ствола
|
Подготовка к выстрелу
|
ПРИМЕРЫ СМЕШЕНИЯ
Модель орудия «Дора». Детали, заимствованные с фотографий из Рюгенвальда: треугольная растяжка у основания ствола и белая обводка буферов тележек. |
Фотография из книги «Тайны Севастополя» с неверной подписью. Березы на переднем плане подсказывают, что место съемки – Рюгенвальд. |
Опубликованный в Wikipedia скан из книги с неверной подписью. На раскрашенном снимке хорошо видны маскировочные сети позиции в районе Бахчисарая. |
Аэрофотосъемка позиции «Доры». Фото с борта Ju 87 выполнил Hptm Otto Schmidt, 7. Staffel/St.G.77 (он же снимал 30-ю батарею). Источник: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen. |
Общий взгляд на позицию «Доры» в момент выстрела. На переднем плане, очевидно, зенитная батарея. |
Собранное орудие «Дора» на замаскированной стоянке под Севастополем. 672-й артиллерийский железнодорожный дивизион 781-го тяжелого артиллерийского полка. |
Утром 5 июня 1942 года два дизель-электрических локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра.
Один из специальных дизель-электрических локомотивов, предназначенных для маневрирования орудия и снабжения его электроэнергией для подъема снарядов и других целей. Этот локомотив получил имя “Walli” (нарисовано среди причудливых полос маскировочной окраски). |
Выкатывание орудия на огневую позицию. |
Хорошо виден локомотив и вагоны со снаряжением. Последнее фото из: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый и гильзы весом 920 килограмм.
На тележку укладываются гильза и два полузаряда. Источник: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
Заряжание: снаряд слева, два полузаряда и гильза – справа. Источник: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
Затвор орудия. |
Американские солдаты рядом со снарядом и гильзой орудия типа «Дора». Первое фото из: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
В.Е.Яшков, фотограмметрист 136-й Армейской пушечной артиллерийской бригады (1-й слева) с сослуживцами на немецком железнодорожном артиллерийском полигоне. Источник: Победа. 1941-1945 |
Снаряд орудия типа «Дора» в Imperial War Museum (Лондон). |
Схемы снаряда орудия типа «Дора». Первая схема из: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Для корректировки стрельбы несколько в стороне от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был чудовищным – в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.
Орудие готово к выстрелу. Два последних фото из: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
Выстрел «Доры» по Севастополю. Последнее фото из: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
Стрельба «Доры» по Севастополю была крайне неэффективной – из 48 снарядов более-менее близко к целям легли 5 (отклонение снарядов достигало 500–700 метров), да и те существенных разрушений не произвели.
Цели для «Доры» и реальные места падения снарядов в районе фортов «Молотов», «Сибирь» и «Сталин». |
Отчет о всех 48 выстрелах «Доры» (суммарно 360 тонн) – 5, 6, 7, 11 и 17 июня 1942 г. Источник: Форум сайта sevastopol.ws |
Последние 5 выстрелов «Дора» сделала 25 июня 1942 г. фугасными снарядами, специально привезенными в Крым для баллистических испытаний. В сторону моря на полную дальность были выпущены четыре снаряда. Пятый снаряд немцы, не удержавшись от соблазна, выпустили по Корабельной стороне Севастополя. На позиции «Дора» оставалась до середины июля.
Манштейн признал, что «Дора» была «величайшим техническим творением, однако в военном отношении абсолютно бесполезным». Крупп, на чьих заводах пушка была изготовлена, узнав о результатах, сказал, что «это отнюдь не лучшая страница немецкого артиллерийского искусства».
Подробнее:
807-мм железнодорожное орудие “Дора”/”Густав”
«Дора», «Карлы» и «Тяжелый Густав»…
Видеофрагменты
Орудие «Дора» ведет огонь по Севастополю с позиции в районе Бахчисарая.
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ | «ДОРА» | «КАРЛ» |
Тип | Железнодорожная пушка | Самоходная мортира |
Производитель | Krupp | Rheinmetall |
Калибр | 80 см | 60 см |
Общий вес | 1350 т | 124 т |
Длина | 47,3 м | 11,15 м |
Ширина | 7,1 м | 3,16 м |
Высота | 11,6 м | 4,78 м |
Боеприпасы | Фугасный снаряд Бронебойный снаряд | Фугасный снаряд Бетонобойный снаряд |
Масса снаряда – фугасный – броне-/бетонобойный | 4,8 т 7,1 т | 1,7 т 2,2 т |
Начальная скорость снаряда – фугасный – броне-/бетонобойный | 820 м/с 720 м/с | 280 м/с 220 м/с |
Максимальная дальность выстрела – фугасным снарядом – броне-/бетонобойным снарядом | 48 км 38 км | 6,6 км 4,3 км |
Максимальная скорость | – | 10 км/ч |
Мощность двигателя | – | 427 кВт |
Бронирование | – | 12 мм |
60-см самоходная мортира типа «Карл»
60 cm Mörser Karl; Gerät 040
В 1938 году шеф вооружений Германии генерал артиллерии Карл Беккер распорядился начать на заводах фирмы «Рейнметалл-Борциг» в Дюссельдорфе производство мортир калибра 600-мм (что и дало им неофициальное название «Карл»). Было изготовлено 6 мортир, каждая из них имела собственное имя: I «Адам» (Adam; позднее Baldur), II «Ева» (Eva; позднее Wotan), III «Один» (Odin), IV «Тор» (Thor), V «Локи» (Loki), VI «Зиу» (Ziu).
Модель мортиры типа «Карл». Подробнее: 60cm Morser Karl. Construction Review |
Мортира типа «Карл» в танковом музее Кубинка. Надпись на борту Adam не соответствует действительности. Подробнее: German Morser Karl. Kubinka Tank Museum |
В 1942 году «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь с целью подавить стационарные береговые батареи №30 и №35. В конце мая они были выгружены под Симферополем, собраны и доставлены под Бахчисарай. При перевозке по железной дороге орудие подвешивалось между двумя специально сконструированными платформами.
Устройство для перевозки мортиры по железной дороге. |
Дальше мортиры двигались к огневым позициям своим ходом со скоростью 5 км/ч, причем только ночью. Чтобы не был слышен шум мощных моторов, движение сопровождалось полетами самолетов на низкой высоте.
Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов и перевозился на специально сконструированных на базе танка Pz.IV транспортерах боеприпасов. Каждый транспортер был оборудован стрелой, используемой для погрузки снаряда. |
Исследуем снимки
На представленных ниже фотографиях запечатлена мортира типа «Карл» и транспортер боеприпасов.
The fully tracked self-propelled carriage moves into position, Russia 1941. Источник: Gerat 040 and Gerat 041 – Photo Gallery |
Vor Sewastopol. Mörser “Thor”. Источник: Форум «Русского фортификационного сайта» |
Сравнение попавшей в оба кадра листвы приводит к выводу, что снимки сделаны в одном и том же месте, в один и тот же сезон. |
Помимо различий в форме немецких солдат, обращает на себя внимание отсутствие перил по левому борту мортиры на втором снимке.
Та же самая мортира запечатлена и на двух других фотографиях. |
Это можно определить по форме маскировочных пятен на стволе орудия. |
Вопрос о месте и времени съемки остается открытым. Расчет орудия одет слишком тепло для крымского лета. Однако, обильная листва свидетельствует о достаточном тепле.
Со 2 июня мортиры подобрались к позиции 30-й батареи на расстояние 3,5 километра и открыли огонь бетонобойными и фугасными снарядами.
Мортира типа «Карл» на огневой позиции под Севастополем. 787-й артиллерийский полк, 833-й дивизион тяжелых самоходных орудий. |
Заряжание мортиры. Огневая позиция под Севастополем. |
Выстрел мортиры «Тор» под Севастополем, кадры из Die Deutsche Wochenschau. Источник: G.Taube. 500 Jahre deutsche Riesenkanonen |
Мортира («Зиу») до и в момент выстрела. Хорошо видна работа противооткатного механизма. Ресурс 28-тонного ствола – до 60 выстрелов. |
По некоторым данным, командование Севастопольского оборонительного района поначалу не верило в существование у немцев под Севастополем орудий такого класса, хотя командир 30-й батареи Г. Александер докладывал, что по нему ведут огонь невиданным оружием. Только специальное фотографирование неразорвавшегося снаряда со стоящим рядом человеком (на обороте сделали надпись: «Рост человека 180 см, длина снаряда 240 см») убедило командиров в существовании орудий-монстров, после чего об этом сообщили в Москву. Отмечалось, что примерно 40 процентов снарядов «Карлов» не разрывались вообще или разрывались без осколков, на несколько крупных частей.
Снаряд мортиры типа «Карл». Подробнее: Ammunition for Karl |
Всего мортиры типа «Карл» под Севастополем совершили 197 выстрелов (суммарно 492 тонны).
Со 2 по 6 июня мортиры выстрелили 18 раз. 7 июня они выпустили 54 снаряда, 9 июня – 50.
Именно их огнем, несмотря на низкую точность, была выведена из строя 30-я батарея.
Подробнее:
«Карлы». Они обстреливали Севастополь…
«Дора», «Карлы» и «Тяжелый Густав»…