Старая севастопольская дорога: зеленые просторы “крымской Швейцарии”, строгий облик Байдарских ворот и легенды Форосской церкви

В середине XIX века добраться из Ялты в Севастополь можно было только через Байдарский перевал.

Куда может привести дорога? Героя фильма “Трасса 60” к обретению личного счастья, исследователей и путешественников к открытию новых мест. А наш курс – старая Севастопольская дорога, поднимающаяся серпантином на полтысячи метров над уровнем моря…

В середине XIX века еще не было удобной трассы Севастополь – Ялта. Первая дорога проходила через Байдарскую долину. Это плоская межгорная котловина имеет длину 16 километров, а ширину – 8. На таком ограниченном участке расположено 14 населенных пунктов. Все дело в природных условиях: прекрасный климат, вода и плодородная почва. За удивительную красоту Байдарская долина получила название “Крымская Швейцария”.

Байдарская долина – уникальная природная котловина, окруженная со всех сорон горами.
Её называют крымской Швейцарией
Здесь находится Чернореченское водохранилище, откуда поступает питьевая вода в Севастополь.

Долину человек начал заселять более 5 тысяч лет назал.

Связать долину с Южным берегом Крыма решил граф Михаил Воронцов, содержавший в Алупке собственный дворец. По личной инициативе графа строительство дороги продолжалось около десяти лет. Финальную точку в серпантинной истории поставили на перевале в виде арки по проекту архитектора Карла Эшлимана. Сооружение в античном стиле назвали Байдарские ворота.

Байдарские ворота в старину.

В настоящее время Байдарские ворота представляют собой символический вход на Южный берег Крыма.

В конце XIX века в арке были установлены настоящие ворота, которые закрывались в целях безопасности путешественников в темное время суток и в непогоду. В свое время Евгений Марков в “Очерках Крыма” писал: “Спешите через широкую, водообильную, древообильную Байдарскую долину, через прекрасные лесные горы на ночлег в Байдарскую станцию. Там вам нужно подняться до солнца, чтобы к моменту его восхождения непременно поспеть к Байдарским воротам. Этот обычай священен для крымских туристов”.

Вход на ЮБК.

Рядом с Байдарскими воротами до 20-30-хх годов XX века размещались две гостиницы, а также павильон-ресторан и почтовая станция.

В первые дни Великой Отечественной войны перевал Байдарские ворота имел стратегически важное значение в планах немцев. Они хотели взорвать ворота, как единственно возможный выход на Севастополь. Планы гитлеровцев были сорваны.

Церковь расположена на горном выступе.

В удивительном пейзаже, открывающемся с Байдарских ворот, привлекает внимание церковь. Она стоит на скале, утопающей в зелени. В определенную погоду кажется, что храм не имеет основы, а словно парит в воздухе.

О выборе места возведения этой церкви есть множества легенд. Одна из них гласит, что однажды взбесившиеся кони понесли с горного перевала коляску, в которой сидела юная дочь богатого купца. Кони неслись к пропасти, и девушка уже мысленно прощалась с жизнью. Но… бывают чудеса!.. Кони внезапно остановились на краю скалистого обрыва. После стремительного спуска они словно замерли, сраженные красотой, открывшейся перед ними. И тогда купец в честь спасения дочери-красавицы велел построить храм Воскресения.

Форосская церковь.

Есть и официальная версия истории создания Форосской церкви. “Чайный магнат” Александр Кузнецов (на тот момент владелец имения в Форосе) по просьбе православных близлежащих селений заказывает проект храма архитектору Николаю Чагину. Церковь посвящается чудесному спасению государя-императора Александра III и его семьи во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург. Поезд сошел с рельсов, но император не пострадал.

Внутреннее убранство.

Заказчик храма, Александр Кузнецов, был наследником (внуком) сказочно богатого купца Алексея Губкина. Это был один из главных поставщиков чая в Российской империи. В свое время Губкин поднялся на бартерных операциях с Китаем – обменивал сукно и хлопчатобумажные ткани на чай. Впоследствии его “чайная империя” стала самой мощной в России. Кузнецов тоже занимался импортом и расфасовкой чая. Изображение Форосской церкви на скале он сделал своим торговым знаком.

Расписной свод.

Церковь построена в византийском храмовом стиле, в два яруса, по бокам и в центре –  купола различной величины. Своим силуэтом церковь напоминает русские деревянные храмы конца XVIII столетия. Внутренние стены украшал византийский орнамент, на полу была выложена мозаика, изготовленная в итальянской мастерской Антонио Сальвиатти.

С приходом советской власти из храма были изъяты ценности, в течение нескольких лет он был закрыт, пока не перешёл в собственность санатория “Форос”. Со сменой владельца изменилось и назначение. В храме был открыт ресторан, существовавший и в послевоенное время. В конце 80-х годов прошлого века церковь стали восстанавливать, и только в 2004 году все реставрационные работы были завершены.

Храм в ночное время.

Храм Воскресения Христова продолжает работу и сегодня, здесь проходят регулярные службы, крестят детей и венчают. Этот уникальный объект по праву считается жемчужиной Южного берега Крыма. Когда стоишь на смотровой площадке позади храма и смотришь с высоты 400 метров над уровнем моря, невольно захватывает дух. Восхищаешься и когда видишь подсвеченные солнцем или вечерним светом купола…

Анастасия Романова, е-Крым

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий