ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Севастопольскаго Городскаго Головы по вопросу о предполагаемом закрытии южной бухты для торговли и переводе последней на северную.

По окончании Крымской войны, в течении почти 20 лет, до проведения из Лозовой железной дороги, т. е. до 1874 г., город Севастополь представлял собою сплошные кварталы развалин; ценность недвижимых имуществ была ничтожная; владельцы уцелевших и реставрированных домов часто отдавали их желающим селиться даром, лишь бы сохранить свои имущества; годовой бюджет города за это время колебался между 15000 и 18000 рублями.
В 1875 г. части восточнаго и западнаго берегов южной бухты г. Севастополя, по особому Высочайшему повелению, предоставлены для нужд торговли и с этого времени, в течении 10 лет, на упомянутых берегах и преимущественно на западном устроены: рельсовые пути от главной станции до стараго Адмиралтейства, пакгаузы железной дороги, прекрасное здание первоклассной таможни с пакгаузами для транзитных и мануфактурных товаров, крытыя для них платформы, городские хлебные магазины (вместимостью до 100000 четвертей), магазины частных лиц, пристани – в сложности до 350 погонных сажень, контрофорсныя каменныя набережныя стенки – протяжешем более 400 саж.; проведена в порт вода из городскаго водопровода, для наливки оною судов; вымощены все площадки западнаго берега, где производится гужевое движение; устроены мощеныя подъездныя дороги из города в порт и прочия потребности и приспособления, необходимыя для торговой деятельности порта.
Блаженной памяти в Бозе почивший Государь Император Александр II изволил лично близко входить в нужды г. Севастополя, при ежегодных посещениях, и выражать свое удовольствие и надежду представителям местной администрации и Городскаго Общественнаго Управления на оправдывавшееся по существу возрождение города из развалин путем развития его торговой и промышленной деятельности, для которых географическое положение г. Севастополя, незамерзаемость его обширных и закрытых от всех ветров бухт, а также их большая глубина у берегов представляют самыя счастливыя условия.
Все отношения Правительства к представлениям и ходатайствам города были проникнуты особенным сочувствием и верою в торговую и промышленную будущность его, в виду чего Высшее Правительство признало целесообразным выдать городу заимообразно на постройку хлебных магазинов 280000 рублей и на устройство портовых приспособлений и мостовых, имеющих значение для торговли, 470000 с уплатою определенных % и погашения по особым обязательствам, что аккуратно и точно выполняется городом до настоящаго времени из специальных доходных источников, находящихся в непосредственной связи и зависимости от торговых операций в южной бухте.
За тем, по особому докладу Г. Министра Внутренних Дел в Бозе почившему Государю Императору благоугодно было повелеть, для возбуждения вящаго доверия в торговом миpе, считать Высочайшее повеление, предоставлявшее западный берег южной бухты для торговли, окончательным. Такая определенная, законченная, форма Высочайшаго повеления необходима была для успокоения торговых людей, наэлектризованных в то время разными местными толками о риске начинать какую либо торговлю в г. Севастополе. В числе этих слухов и толков более вероятным представлялось мнение, что торговля в южной бухте при изменившихся условиях Парижскаго трактата не будет вполне поощряема, а лишь терпима до возрождения Черноморскаго флота, когда снова, в силу традиций прошлаго, южная бухта понадобится для военнаго флота. Другие слухи и толкования о г. Севастополе не имели существеннаго значения, и я упоминаю лишь о том, который более симпатичен был для патриотическаго чувства. Но, с появлением приведеннаго Высочайшаго повеления, толки в невыгодном направлении для торговаго значения южной бухты притихли, замолкли, и в замен их выросли, и с успехом стали прививаться, к массе новыя успокоительныя суждения, преимущественно военных техников и специалистов о том, что изменившийся Парижский трактат и возрождение Черноморскаго флота положительно не исключают возможности существования и дальнейшего развития и преуспеяния торговли в южной бухте, потому что последняя, при стремлении военной техники к изобретению дальнобойных орудий, обстреливаема, почему и не может быть избрана Правительством для устройства адмиралтейств и других сооружений, потребных для современнаго флота. Подтверждение таких предусмотрительных суждений мы видели в последнюю турецкую компанию, во время которой около 15 пароходов Русскаго Общества были переведены из южной бухты в совершенно закрытую Килен-бухту, что, конечно, нельзя не признать благоразумной осторожностью, в особенности, если вспомнить, что Гобарт-Паша из броненосца, далеко не вошедшаго в линию огня наших батарей, сделал выстрел, снаряд котораго перелетел через Константиновскую батарею и упал на рейд в направлении к адмиралтейству.
В какой степени последствия особой Монаршей милости, выразившейся в вышеупомянутом окончательном повелении оправдали ожидания Правительства, можно видеть из следующих цифровых данных, выражающих торгово-промышленный рост г. Севастополя:
а) В 1875 г. в приходе и отходе было 75 иностранных судов и 1043 каботажных;
в 1882 г. в приходе и отходе – 341 иностранных судов и 1216 каботажных;
1883 г. в приходе и отходе – 305 иностранных судов и 1207 каботажных.
б) В 1875 г. привезено иностранных товаров на сумму пошлины 61457 рубл. и вывезено 575375 пуд., на сумму 555707 р.
В 1883 г. пошлины поступило с иностранных товаров 514786 р., а вывезено 5257950 пуд. различных товаров на сумму 6895142 р.
В 1882 г. было вывезено еще более, а именно: 9391490 пуд., на сумму 9888706 р., т. е. деятельность г. Севастополя по заграничному отпуску и привозу почти удесятерилась.
в) Ценность привоза и вывоза на каботажных судах, составлявшая в 1875 г. 6263951 р., возросла в 1883 г. до 14030309 р. Общий отпуск (заграничный и внутренний) в 1882 г. на 15491098 руб.
г) Севастопольская станция железной дороги, принявшая и отправившая в 1875 г. всего около 1 ½ м. пудов товаров, приняла и отправила в 1883 г. около 10 м. пудов.
д) Промышленная деятельность города, выражавшаяся в 1815 г. производительностью около 800000 руб., достигла уже 21/., мил. рублей: открылась паровая мельница, с годовой производительностью в 800000 руб., кожевенный завод, табачныя фабрики и проч. Независимо этого кроме контор экспортеров, торговая фирма братьев Богдановых устроила большой табачный склад с годовым оборотом более полумиллиона рублей, а братья К. и С. Поповы открыли оптовую чайную торговлю, также с полумиллионным годовым оборотом.
Если принять во внимание: 1) что провозная способность Лозово-Севастопольской железной дороги почти до 1880 г. находилась не в удовлетворительном состоянии, так что в один из урожайных годов около 500000 четвертей зерна были подъняты обратно с промежуточных станций этой дороги и направлены в Азовские порты гужем, отчего, конечно, понесли большие убытки отправители пионеры; 2) невозможность непосредственной нагрузки товаров с пристани Русскаго Общества в вагоны и обратно, вследствие разрозненности владений по западному берегу южной бухты участком стараго Адмиралтейства, в силу чего вызывается излишний накладной расход до 3-х коп. на пуд транзитных грузов; 3) невыгодная для г. Севастополя тарифная политика железных дорог, соединенная с отсутствием на Черном море конкуренции с Русским Обществом Пароходства и Торговли; 4) постоянные тревожные слухи об ошибочном проведении железной дороги на южную бухту и перевод торговли на северную; 5) невыясненный решением вопрос о проведении из Мелитополя на Еленовку (или Ольпевскую) ветви железной дороги, которая избавила бы товароотправителей от лишних расходов по пробегу отпускных грузов из paйона Азовских портов зимою кружным путем к единственному порту, из котораго только и возможна отправка зерна в течении зимних месяцев; 6) остановка всех операций в порте во время последней войны и другия обстоятельства, — то нельзя не удивляться торгово-промышленным результатам г. Севастополя, достигнутым всего лишь в 10 лет, и не имевшаго раньше за собой никаких торговых традиций.
Развитие торговли и промышленности г. Севастополя в 10-ти летний период времени оказало непосредственное и поразительное влияние на увеличение городских доходов, которые с 15269 р. в 1872 г. (начало постройки названной дороги), с 39984 р. в 1874 г. (год открытия той же дороги) возросли до 65570 р. в 1875 г. (годе воспоследования приведеннаго выше Высочайшаго повеления) и достигли в 1884 г. 188308 р., а по утвержденной росписи на 1885 г. доход исчислен в 165517 р., а с полукопеечным сбором 192081 рубл. Число домов в городе заметно увеличилось и возросло с 487 и 1000 квартир (в 1882 г.) до 1000 домов и 3620 квартир. За сим Городское Общественное Управление воспользовалось ежегодными приростами городских доходов, направив свои усилия на удовлетворение необходимых нужд и потребностей по всем отраслям благоустройства и в настоящее время в городе имеется шесть учебных заведений, на которыя из городскаго бюджета уделяется ежегодно 18833 р.; кроме того, построены: большое здание Реальнаго училища, с церковью при нем; образцовая городская больница; центральная бойня; большое здание рынка для мелочнаго торга; главныя улицы и все имеющия значениe для торговли вымощены кубиками и гранитными осколками; город освещен, имеет прочно устроенный и проведенный по улицам водопровод; никоторыя из улиц обсажены сплошь деревьями, сделаны на площадях два сквера и устраивается, согласно Высочайшему соизволению, последовавшему 3 Мая 1884 г, на месте бывшей Николаевской батареи, у берега моря, большой приморский бульвар, пространством до 9500 квадр. сажень, и прочие виды благоустройства, на осуществление которых расходы и издержки большею частью соразмерялись с будущими более широкими потребностями города, имеющаго все данныя занять, благодаря природным удобствам бухт и прекрасным климатическим условиям, видное положение в ряду южнорусских портов не только в торгово-промышленном, но и в санитарном отношениях.
Произведенныя затраты капиталов в приблизительной величине по достигнутым г. Севастополем результатам как в торговопромышленном значении, такт, и по возрождение города из развалин, всего удобнее разделить на отделы: А) по устройствам в порте; В) по благоустройствам собственно города и порта, причисляя к последнему стоимость мостовых, с назначением их удовлетворять торговым целям, и С) стоимость всех недвижимых городских имуществ.
А) Стоимость устройств в порте:
1) Земляныя работы в порте вдоль западнаго берега южной бухты,
с проложенными ветвями рельсовых путей и всех железнодорожных
сооружений там, можносчитать приблизительно до. . . . . . . . . . . . . . . . . 400.000 р.
2) Пристани деревянныя, обшитыя цинком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150.000 р.
3) Здание таможни с пакгаузами и ко¬рабельной конторой . . . . . . . . . . . 250.000 »
4) Городские хлебные магазины на западном берегу
южной бухты (из Правительственной ссуды) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280.000 »
5) Два городских хлебных магазина на пересыпи южной
бухты, позади вокзала, с устройством насыпной площади
там же, и один на западном берегу южной бухты. . . . . . . . . . . . . . . . . . 48.000 »
6) Хлебные магазины частных лиц до . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50.000 »
7) Устройство контрофорсной каменной набережной стены у
городских магазинов, водопроводной ветви в порте,
мертвых якорей, причальных тумб, замощение площади
у этих магазинов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35.000 »
Cool Паровая мельница Высочайше утвержденнаго
Общества Новороссийской паровой мельницы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 900.000 »
9) Два небольших чугунолитейных завода Емельянова
и Жудра, с мастерскими для разных мелких поделок по
починке судов, приходящих в порт до. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80.000 »
___________________________________________
Итого 2.193.000 р.

В) По благоустройствам собственно города и порта, причисляя к последнему стоимость мостовых с назначением их удовлетворять целям торговли:
1) Устройство всех мостовых и новаго спуска к вокзалу . . . . . . . . . . . . . . . . 528.000 р.
(из ссуды в 470.000, сумм полукопеечнаго сбора и городских средств).
2) Постройка здания для Константиновскаго Реальнаго училища . . . . . . . . . . 95.000 р.
3) Устройство Городской больницы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45.000 р.
4) Устройство здания рынка для мелочнаго торга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35.000 р.
5) Постройка здания на рынке для весов и мер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.000 р.
6) Устройство городского водопровода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190.000 р.
При чем, вследствие недостатка в воде, заказаны машина в 30 сил, два паровых котла и трубы для подъема воды из колодцев Южной бухты, на что, вместе с произведенными уже расходами, придется употребить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40.000 р.
7) Устройство здания бойни с помещениями для кож и салотопни . . . . . . . . . 26.000 р.
Cool Разсадка скверов и посадка деревьев по улицам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.000 р.
9) Устраиваемый приморский Николаевский бульвар,
вместе с произведенными расходами, потребует . . . . . . . . . . . . . . . . . . до 40.000 р.
10) Планировка нижней рыночной площади у Артиллерийской
бухты, с замощением части ея, вместе с произведенными
расходами, потребует. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . до 15.000 р.
11) Устраиваемые молочный, хлебный и рыбные ряды
на рынке, вместе с произведенными расходами, потребуют . . . . . . . . . . . . . до 8.000 р.
12) Устройство городских лавок в корабельной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.000 р.
13) Постройка моста на Херсонесской улице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.000 р.
14) Стоимость каменных лестниц по крутым косогорным
местам, фонарных столбов, для освещения города и прочих
устройств, исполненных в последние 10 лет, можно примерно считать . . . . . 25.000 р.
___________________________________________
Итого 1.073.000 р.
С) Стоимость всех недвижимых городских имуществ по ценам, существующим в настоящеее время, можно определить от 12 до 12 1/2 мил. руб. Таким образом общая сумма произведенных, только видимых, затрат собственно в г. Севастополе, при определившемся условии торговаго значения и дальнейшаго его роста в этом направлении, составляет приблизительно, от 15.266.000 руб. до 15.766.000 р.
Предполагаемое закрытие южной бухты для торговли, предназначая ее исключительно для военнаго флота, и перенесение всей коммерческой и торговой деятельности порта с южной на северную сторону бесспорно составляет вопрос Государственной важности и для обсуждения и решения его, конечно, потребуется много материала и всевозможных данных не по одному г. Севастополю, но для последняго решение возбужденнаго вопроса в утвердительном смысле будет большим несчастием. Приобретенное торговое значение г. Севастополя, с закрытием торговли в южной бухте, придет в несомненный упадок и на развитиe ея на северной в близком будущем нельзя разсчитывать. Торговый люд вообще, а у нас в особенности, более склонен к мнительности и податливости всяким слухам, чем выражать действиями своими такой напряженный дух предприимчивости, чтобы ни во что не считать случившееся и браться за дело на вновь указываемом месте. Уже теперь, перед моим отъездом из г. Севастополя, когда появился в газетах слух о предполагаемом переводе торговли с южной стороны на северную, я от многих слышал, что и на северной также долго торговля не может существовать, потому что бухточки, дугообразно включенныя между выступающими обрывистыми, высокими, берегами большаго рейда гораздо более защищены от выстрелов с моря, чем южная, почему, быть может, такия закрытыя места в недалеком будущем понадобятся для каких либо военно морских целей или сооружений, в особенности при поражающих успехах военной техники. Трудно и даже невозможно разубеждать в подобных случаях, кроме того, коммерческие люди сомневаются в возможности удобнаго функционирования торговаго порта на северной стороне, предполагая маловероятным иметь в этом порте такое длинное протяжение береговой полосы, какая имеется в южной бухте, раз потому, что такой порт с молом, разъездными путями, особою ветвью железной дороги и всеми приспособлениями потребует больших затрат и времени, а во вторых, где бы ни было из¬брано новое место для торговаго порта в бухте большаго рейда вообще, необходимо еще оздоровить Инкерманскую долину, лихорадочные миазмы которой распространяются, включительно, до Павловскаго Мыса с одной стороны и до Паниотовой с другой, и на сколько серьезны лихорадки в этой местности можно судить из совершеннаго закрытия железнодорожной станции Инкерман. Потребное продолжительное время для исполнения многоценных работ, с техническими трудностями, есть явление естественное, обыкновенное; но в данном случае при возбуждении недоверия в возможности привиться торговли в Севастопольских бухтах оно не в пользу ожидаемых надежд от перемещения коммерческой деятельности на северную. Южную бухту уже знают, к ней привыкли, хорошо понимают, что большое протяжение берегов ея способно удовлетворить широкому развитие торговли и экспорта в будущем и все же нельзя не заметить, что затраты капиталов частными лицами производились и производятся медленно, с большой осмотрительностью*). Совместное расположене города и торговаго порта в южной бухте представляет массу всяких удобств, удешевляющих накладные и другие расходы торговых людей. Кроме порта со всеми приспособлениями и оздоровлением Инкерманской долины потребуется, в случае осуществления предположения о занятии южной бухты для военных целей, сооружать на северной, средствами Правительства, подъездныя шоссейныя дороги, целый поселок из особых зданий для рабочих, снабдить его пресною водою и прочими необходимыми удобствами, так как на средства частных лиц на подобныя затраты не скоро можно разсчитывать. Много денег понадобится и много лет времени потребуется, пока получится доверие к новому предполагаемому порту; между тем за это продолжительное время, решив теперь в принципе перемещение коммерции из южной, несомненная в этом случае паника в торговых людях, в связи с уменьшением торговых операций настоящаго порта, отразится громадными убытками, при переживаемом торговом кризисе, не только на г. Севастополе, но и на доходах Лозово-Севастопольской железной дороги и на экономической деятельности всех местностей, тяготеющих к Севастопольскому порту.
Серьезной торговли в молодом, сравнительно, неокрепнувшем порте, при ожидаемом закрыли его и перемещении, – быть не может, а напротив приходится согласиться с мнением близко стоящих к делу коммерческих людей, что перенесение торговли на северную почти равносильно закрытию всяких торговых операций в нем. Возрождающийся из развалин г. Севастополь, только что вступивший на путь благоустройств, должен, при этих условиях, пасть и опять принять жалкий вид безжизненнаго запустелаго города. Рост и движение его вперед обусловливалось и зависило, исключительно, от начала торговли в порте и ея развития. До проведения железной дороги, в течении 20 лет доходы города не показывали никакой наклонности к повышенно, а внешний вид его с сплошными развалинами, свидетельствующими о доблестной защите его, вызывал какое то тяжелое чувство в душе каждаго русскаго с желанием, чтобы развалины этого города поскорее перешли на страницы истории. Монаршею милостию покойнаго Государя Императора Александра Николаевича указан был такой путь к полнейшей возможности многопострадавшему г. Севастополю начать возрождаться из развалин.
Вышеприведенныя цифры уясняют, что город сам по себе не подвигался вперед и, только благодаря коммерческой торговой деятельности, доходы его с 17000 в течении 10 лет, дошли до 192000; следовательно, если сократить торговлю, этот главный источник, вызвавший к жизни целый город, то, конечно, это отразится самым невыгодным, образом как на средствах и хозяйстве самаго города так равно на средствах и хозяйстве торговых людей, а также всех горожан, никогда не предполагавших, при затрате своих капиталов в г. Севастополе, об изменении его торговаго значения.
Если предположить, что торговля в скором времени привьется в новом порте вне южной бухты, то и в этом случае город весьма много потеряет, так как большинство торговаго и заинтересованнаго ею люда переместится ближе к новому порту, чтобы не терять времени и денег на длинные переезды. И в этом предполагаемом случае, по мере роста новаго порта, начнет пустеть старый, теперешний, Севастополь, ибо, кроме удобств быть ближе к своей деятельности, тор¬говый люд наглядно понимает, что при обстреливании, во время войны, южной бухты, где будет помещаться военный флот, город, служа некоторым закрытием, должен будет больше пострадать, чем при условиях расположения торговли в южной, так как всякий неприятель прежде всего будет стремиться обезсилить ожидаемое сопротивление и отпор.
Разсчитывать же, как некоторые предполагают, что город по своим климатическим условиям сделается фешенебельным, тоже невозможно, так как для того, чтобы привились такие желательные обыватели, надо предоставить их привычкам и требовашям соответственныя городския удобства, для чего, конечно, нужны средства, а их на это не только не будет достаточно, а напротив не будет хватать на удовлетворение неотложных нужд и обязательных уплат, потому что, с решением вопроса о перенесении торговли на север¬ную, немедленно обнаружится застой в коммерческих сделках и торговле, падут цены на квартиры и на недвижимыя имущества и как следствие всего этого в предполагаемых поступлениях городских доходов обнаружится значительная недовыручка.
Городское население, неизменно преклоняясь перед решениями Высшаго Правительства, всегда справедливо и заботливо относящагося к действительным нуждам, с решением вопроса о перемещении торговли на северную, будет разсчитывать по мнению моему, приблизительно, на следующее удовлетворение потерь:
Уплаты: а) Частным лицам за их ссыпные магазины в южной бухте . . . . . . . 50.000 р.
б) Городскому Общественному Управлению за магазины
для зерна в южной бухте, построенные средствами города . . . . . . . . . . . . . . . 48.000 »
в) Тому же Управление потерю в ценности недвижимых
имуществ, приносящих доход городу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50.000 »
г) Высочайше утвержденному Обществу
Новороссийской Паровой мельницы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 900.000 »
д) Предполагаемое падение цен на недвижимыя имущества
выразится от 80% до 40% на вознаграждение домовладельцев . . . . . . . . . 4.375.000 »
е) Владельцам 2-х малых чугунно-литейных заводов с мастерскими . . . . . . . 80.000 р.
__________________________________________
Итого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5.503.000 р.

Независимо сего, лица, занимающееся торговлей, потерпят значительныя потери, которыя в настоящее время не представляется возможности определить и приблизительными цифрами.
За тем, при таком положении дела, городу не мыслимо будет уплачивать по обязательствам долги и Правительству – по ссудам в 280000 р., 250000 р. и 220000 р., в общей сумме в 750000 р. **).
Все Севастопольцы дорого ценят традиции прошлаго и хорошо помнят старый Севастополь, представлявший собою исключительно дружную большую морскую семью, тяготея к этой семье мы все искренно рады переводу к нам Управления флотом и возрождение самаго Черноморскаго флота, под флагом котораго свободно и широко будут развиваться все виды нашей торговли и промышленности, способствующее росту и улучшению экономическаго благосостояния нашего обширнаго отечества. В среде нашего города лица, глубоко уважающия традиции прошлаго, видят полнейшую возможность и несомненныя удобства совмещения в обширных бухтах г. Севастополя как военнаго, так и коммерческаго флотов, предоставляя для деятельности последняго избранную уже раньше южную бухту, а для военнаго приспособить бухту большаго рейда. Такое предположение вытекает из следующихъ соображений: стоимость сооружений военнаго порта в бухте большаго рейда дешевле коммерческаго, для котораго потребуется большое протяжение ценных набережных, устройств конечной станции с разъездными путями около 15 верст, площадками и магазинами для товаров и ссыпки зерна, в особенности если принять во внимание произведенныя уже затраты для торговли в южной бухте, а также предстоящия к уплате расходы и денежныя потери в случай перевода из нея торговли. Время потребное для работ по оздоровлению Инкерманской долины, и сооружений по устройству военнаго порта, не представляет никаких осложнений, потерь, затруднений и какой либо задержки постепенному развитию военнаго боеваго флота, так как на восточном берегу южной бухты и корабельной имеется место для 10 броненосцев.
Бухта большаго рейда шире южной, в ней есть хорошо защищенныя места от неприятельских выстрелов, для сооружений адмиралтейства, арсеналов и проч.
Отдаленность большаго рейда, как военной гавани, от города способствует целям военно-морской дисциплины и исключает до некоторой степени возможность не в меру любопытным видеть все, что там делается, между тем как в южной бухте все видно даже не вооруженным глазом.
Если при строгой точной оценки всех приведенных соображений и каких либо других, не предусмотренных в настоящем изложении, потребностей военнаго флота, высшее Правительство признает все-же необходииым избрат военной гаванью, южную бухту, а для торговли в одной из бухт большаго рейда устроить коммерчески порт, то по отношение к многопострадавшему Севастополю, только что вступившему на путь благоустройств и его сравнительно молодой недавно начавшейся торговопромышленной деятельности необходимо и справедливо было бы применить ряд льгот и поощрительных мер, которыя могли-бы облегчить, в данном случае, естественныя потери и временныя осложнения и затруднения, являющияся тормазом на пути дальнейшаго развития и несомненнаго роста Севастополя, щедро наделеннаго природой – обширными исключительно превосходными и не замерзаемыми бухтами.
Севастопольский Городской Голова Ф. Еранцовъ.

*) Протяжение берега в южной, эксплоатируемаго ныне торговлей составляет 1100 погонных сажень с береговой площадью в 26000 квадр. сажень; присоединив же участок стараго Адмиралтейства, протяжение берега составит 1260 погонных сажень, а площадь береговой портовой терpитории 33000 квадратных сажень.

**) Собственно не 750000 руб., а несколько менее, потому что некоторая часть этой ссуды уже погашена городом.

Дозволено цензурою, С.-Петербург, 26 января 1885 года.

Типография Ф.Сущинскаго, С.-Петербург, Екатерининский канал, 168.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий