Премьера “Обороны Севастополя” состоялась в 1911 году.
| |||
Николай II на премьере фильма. | |||
Ровно сто лет назад, в ноябре 1911-го, в Ливадии состоялась премьера первого отечественного полнометражного фильма (он длился 1 час 40 минут). Зрителей было немного, но зато какие — император Николай II, члены его семьи и приближенные. Создатели картины чрезвычайно волновались, но все их опасения были напрасны — государю фильм понравился.
Своим появлением эта картина обязана двум людям — знаменитому кинопромышленнику Александру Ханжонкову и режиссеру Василию Гончарову. В конце 1910 г. Гончаров, ранее работавший в фирме Ханжонкова, но расставшийся с ним из-за творческих разногласий, внезапно вновь нанес визит своему бывшему шефу. Гончаров пришел с предложением снять грандиозную полуторачасовую историческую картину о Крымской войне 1853–1856 годов с настоящими войсками и военной техникой. Сейчас никого полуторачасовым фильмом не удивишь, но сто лет назад такая идея могла показаться безумной — максимальная длительность кинокартины в то время не превышала получаса.
Вот и Ханжонков отнесся к этому предложению настороженно: для воплощения подобного замысла нужны были немалые средства. Кроме того, при съемках такого фильма нельзя было обойтись без участия воинских частей и флота, а на это необходимо получить разрешение у самого царя. Ханжонков не слишком верил в успех подобной авантюры, но деньги, необходимые на покупку фрака и поездку в Петербург, Гончарову дал. Правда, предупредил: без императорского разрешения не возвращаться. Гончарову удалось добиться царской аудиенции, и в газетах вскоре появилось сообщение:
С высочайшего соизволения Его Императорского Величества Государя Императора фабрикант русских кинематографических картин… Ханжонков приступает к постановке грандиозной батальной картины “Осада Севастополя” (в процессе съемок фильм переименовали из “Осады…” в “Оборону Севастополя”).
Заставка, открывавшая все фильмы производства киноателье Ханжонкова | |||
Фильм решено было снимать в местах реальных исторических событий, и в начале 1911 года группа кинематографистов во главе с Ханжонковым и Гончаровым выехала в Севастополь, где в ее распоряжение были предоставлены расположенные там войска и суда военного флота. К работе над фильмом были привлечены историки и военные консультанты, постаравшиеся максимально точно воссоздать реалии севастопольской обороны. Съемочной группе были выделены сотни мундиров и предметов солдатской амуниции времен Крымской войны, севастопольский музей разрешил брать на съемки ценнейшие экспонаты. Кроме того, было заказано несколько тысяч бомб для пиротехнических эффектов.
Знаменитый актер немого кино Иван Мозжухин в роли адмирала Корнилова в фильме “Оборона Севастополя” | |||
Батальные сцены впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов. Минные взрывы снимались за городом, значительная же часть действия разворачивалась на Малаховом кургане. Многие эпизоды были удачно стилизованы под военную хронику, а финал фильма и вовсе был документальным: зрители увидели настоящих ветеранов Крымской войны, специально приглашенных на съемки. Эти кадры и сейчас трогают до глубины души. Русские ветераны — увешанные медалями двенадцать седых стариков и две старушки — по очереди (первые, конечно, женщины) выходят из строя, приближаются к камере, снимают фуражки и с достоинством смотрят на нас. Некоторые что-то говорят, но фильм немой, и мы никогда не узнаем, что хотели сказать зрителям тех лет и всем нам защитники Севастополя.
Русские ветераны Крымской войны возле орудий на бастионе — кадр из “Обороны Севастополя” | |||
После успешной премьеры в Ливадии “Оборона Севастополя” вышла в широкий прокат. А ее создатель вскоре вновь вернулся в Крым — в 1917-м Александр Ханжонков по собственному почину и настоянию врачей (у кинопромышленника была тяжелая форма ревматизма) переехал в Ялту. Здесь он построил съемочную базу, считая, что у этой крымской кинофабрики в будущем есть все шансы стать русским Голливудом. Революция перечеркнула эти планы, фабрика была национализирована и превращена в ателье “Красный Крым”, на базе которого позднее создали Ялтинскую киностудию. Сам Ханжонков в 1920-м вместе с женой и детьми уехал в Австрию. В эмиграции он пытался наладить производство звуковых картин, но ничего не получилось. Поэтому, когда Ханжонков получил от новой российской власти предложение вернуться и работать на благо новой советской кинопромышленности, он отправился на родину, в Москву. Однако планы власти вскоре поменялись, выяснилось, что в знаниях и умениях пионера кинематографа она не очень-то и нуждается, и Ханжонков вновь переехал в Ялту. Правда, оба ялтинских дома, принадлежавшие ему до революции, к тому времени были конфискованы, и кинематографисту выделили крохотную проходную комнатку в другом строении. А работать Ханжонков устроился консультантом на Ялтинскую студию…
В годы оккупации Крыма немцы отдали Ханжонкову две комнаты в его бывшем доме — в знак уважения к всемирно известному кинематографисту. А после освобождения Ялты в этом усмотрели связь Ханжонкова с фашистами. Неизвестно, чем бы это закончилось, но вскоре после победы, в сентябре 1945-го, Александр Ханжонков умер. Он был похоронен на старом ливадийском кладбище, позже его прах перезахоронили на Поликуровском мемориале.